«Булавочной иглою согреть город»

Новости Курган

Отец Андрей Ваньков — священник, иконописец, художник

Он мог остаться в Санкт-Петербурге, Питере, где прожил двенадцать лет. И славных, успешных. Но вернулся в родной Курган. По законам журналистского жанра в этом месте следует «пролить слезы» о любви к малой родине и т. д. Но среди множества возможных причин возвращения Андрей Ваньков выбирает одну, сколь простую, столь и неожиданную: «Здесь идеальные природные условия для живописца. Курган — на 55-й широте. И тени здесь не фиолетовые, как на юге, и не серые, как в Питере… На этой широте невозможно плохо писать». Космические игры Земли и солнца в переплетении широт и меридианов. Получается Курган.

Андрей Ваньков — священник и художник. Иконописец. Серьезный литератор, создающий сложные, многослойные тексты, блестящие в своем поэтическом стиле, чувству русского языка, явленного в ямбах и хореях. Отвлекусь, но все же приведу крохотную цитату: «Закат — снегирь». Это уж точно про наши фантастические зауральские январские закаты, полыхающие, как сотни снегирей в белом сибирском пространстве.

Андрей Ваньков родился в 1967 году в Кургане. Окончил знаменитую первую курганскую художественную школу, где любимыми наставниками были Леонид Степанович Пискунов, Виктор Яковлевич Кузнецов. Уверенно поступает в Свердловское художественное училище имени Шадра — альма‑матер многих курганских художников.

После успешного окончания училища — служба в армии. А затем — питерский период, когда все начнется и продолжится, состоится и прервется, и снова начнется…

Андрей учится на графическом факультете Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, архитектуры и скульптуры имени Репина. Выше не бывает. Центр русского классического искусства. Правда, есть еще уютные итальянские просторы, но они как-то миновали жизнь нашего героя. После блестящей защиты диплома Андрея приглашают в академическую аспирантуру. Будучи аспирантом, одновременно преподает в институте имени Репина. К этому времени, концу 90‑х годов, Андрей Ваньков, несмотря на молодость, становится признанным книжным графиком.

Он берется иллюстрировать самые трудные тексты-шедевры мировой литературы: «Илиаду» Гомера, Вергилия, «Божественную комедию» Данте, «Дон-Кихота» Сервантеса…

И это при том, что среди предшественников — великий иллюстратор Доре. Но все происходит. Работы молодого мастера получают высокую оценку в профессиональной среде, что случается нечасто. Сейчас многие из них находятся в книжной коллекции Эрмитажа. Андрею Ванькову искушенные профессора предсказывают славную карьеру успешного книжного графика со всеми вытекающими последствиями — славой, выгодными контрактами, выставками…

Но в какой-то момент все прервется. Вспоминаю теперь уже давний разговор с Андреем Ваньковым: «Делал, делал иллюстрации. Все захватывало, увлекало. Тексты гениальные. Но вдруг почувствовал, что дальше двигаться некуда. Стена. Или пустота. Возникло ощущение исчерпанности светской литературы, пусть и великой, гениальной».

Андрей на какое-то время, а оно оказалось достаточно длительным по коротким меркам земной жизни, оставляет занятия светским искусством. Покидает Питер, возвращается в Курган. Начинает писать иконы. А в 2002 году Андрей Ваньков становится отцом Андреем — его рукополагают в священники.

Преображение. Одно из ключевых христианский понятий. Это всегда тайна. И не мне, грешному, пытаться здесь что-то объяснять. Сам отец Андрей, хоть и скупо, но рассказывает: «Я вырос в обычной советской атеистической семье. Если бы мне тогда сказали, что стану священником и иконописцем, то… Сам понимаешь. Но вот произошло. А начиналось все с того, что у нас в академии открыли церковь в честь великомученицы Екатерины. Раньше в этом помещении проходили партсобрания. В центре стоял бюст Ленина, а над ним сохранившаяся старинная роспись — библейский Саваоф. И вот — храм, его стали реставрировать. И меня все время туда тянуло. Сначала профессиональный интерес — как это все происходит? Я хотел понять, что это за иное пространство — мир иконы. А потом, помимо профессионального любопытства, появилось иное, более глубокое чувство».

Об иконах, иконописи отец Андрей может говорить бесконечно: «Икона — окно в иной мир, соединяющее человека с Богом. Пространство ее совершенно особое. Обратная перспектива. Человек здесь всегда в центре. Не сторонний наблюдатель, как в светской живописи, а всегда в центре. Изображение — перед плоскостью иконной доски — рядом, максимально приближено к человеку, сосредоточено на нем. И свет. Золотой непроницаемый свет». О русской иконописи: «Иконы в России занимают особое место. Россия — страна иконы. До книгопечатания Евангелие, рукописное, пергаментное, стоило безумных денег — оно было доступно только для князей, богатых людей. Да и после книгопечатания оставалось недоступным для простых людей. По существу, массовое чтение Евангелия началось в России только в ХIХ веке, но было прервано революцией. И лишь в конце ХХ века мы вновь стали читать Евангелие. Но все это время икона неразрывно связана с жизнью русского человека. Она заменяла слово, неся свет христианства».

Но вот вопрос: как свободный светский художник, лишенный каких-либо стереотипов и клише, предельно индивидуализированный, личностный в своем творчестве, стал писать иконы, где все подчинено строгим, выработанным веками, правилам, канонам. Отец Андрей отвечает: «Да, каноны. Но внутри канона ты свободен. Мой любимый иконописец Андрей Рублев неповторим, хотя и соблюдает все правила и установления».

Продолжая тему Андрея Рублева, вспоминаю, как когда-то приехал в Лебяжье, где отец Андрей служил настоятелем новопостроенного храма в честь иконы Божией Матери «Семистрельная». Он только что расписал новый храм. Все сияло светом, чистыми рублевскими тонами. И «Страшный суд», как и у Рублева, оказывается не трагедией и ужасом для грешных людей, а радостью встречи с Богом.

Новости Курган

Сегодня отец Андрей — известный зауральский иконописец. Совершено им немало замечательных иконописных трудов. Расписан (вместе с Андреем Марковым) кафедральный собор святого Александра Невского в Кургане; купол Ильинского храма в селе Митино; храм в Петухово украшают росписи отца Андрея. В апреле нынешнего года иконописец вместе с московскими художниками завершил роспись придела Богоявленского храма в честь Иверской иконы Божией Матери. Замечательная икона святого благоверного князя Александра Невского, написанная отцом Андреем, находится в Порт-Артурском храме в Кургане. А удивительные иконы, соединяющие органично академический и канонический стили, можно увидеть в храме в честь иконы Божией Матери «Всецарица», действующем при областном онкодиспансере. Сейчас отец Андрей завершил работу, а длилась она полтора года, по созданию больших храмовых икон, которые украсят храм святого Серафима Саровского в Кургане.

Замечательно, что отец Андрей вернулся к светской живописи. Выставка его светских работ, случившаяся в 2009 году в областном художественном музее, стала настоящим событием, открытием для нас большого самобытного художника. Многих, в том числе и меня, поразили работы мастера. Явлен был особый мир, пронизанный острым чувством несовершенства земного существования, его греховности, хрупкости и конечности. В живописи художника с ее приглушенными серо-жемчужными тонами есть и мужественная надежда, связанная с будущим преображением нашего греховного мира. В этом смысле одна из самых ярких работ — «Тайная вечеря». Вечная тема решается художником неожиданно, но точно: места за столом Христовой трапезы еще не заняты, но они не пустуют, а ждут… Мир накануне Спасения. Одна из главных тем Андрея Ванькова — детство, которое представлено без розовых, идиллических тонов, но жестко, даже сурово. Детство — не замкнутое светлое уютное пространство, столь освоенное отечественной и мировой живописью, но часть тревожного греховного земного мира.

Ожидается, что осенью нынешнего года в областном художественном музее состоится большая персональная выставка Андрея Ванькова, где будет представлено все многообразие его уникального творчества — книжная графика, акварельные и живописные работы. Будем ждать.

Протоиерей Андрей Ваньков служит настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Колташево. Продолжает писать иконы, расписывать храмы. Плодотворно занимается светской живописью. Создает уникальные литературные тексты. По словам отца Андрея, «если у художника есть внутренний «ядерный реактор», он способен булавочной иглою согреть целый город». Например, Курган.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *