«В честь славных соколов». 50 лет спустя

Вспоминает Александр Иноземцев, полковник внутренней службы в отставке

Государственный архив Курганской области посвятил на своем сайте этому историческому событию следующие строки:

«18 августа 1968 года в г. Кургане недалеко от Курганского высшего военно-авиационного политического училища в торжественной обстановке был открыт монумент «Слава советской авиации!», представляющий собой установленный на постаменте взлетающий МиГ-15.

Открытие монумента было приурочено ко Дню Воздушного Флота СССР и призвано было стать символом связи г. Кургана с авиацией.

Газета «Советское Зауралье» в номере от 20 августа 1968 года так описывает это событие: «…монумент воздвигнут в областном центре, в районе Увала, на развилке двух убегающих дорог. На величественном постаменте словно взмывает в небо серебристокрылый реактивный самолет. Горят на постаменте слова «Слава советской авиации!».

В 1980-е годы его демонтировали, а у центрального КПП военного училища установили самолет МиГ-21».

В то воскресное утро среди жителей палаточного лагеря Курганского ВВПАУ — курсантов второго набора — царило особое настроение, которое испытывал каждый военный накануне большого парада. Для нас, вчерашних десятиклассников, все было внове — полученная и подогнанная накануне парадная форма с самыми красивыми на тот момент нашей жизни погонами, и командиры с орденами и медалями на мундирах вместо планок, и оркестр, репетирующий гимн. Начинался праздник — первый в нашей жизни День Воздушного Флота СССР, который мы готовились отметить как военнослужащие.

Про этот грядущий праздник благодаря усилиям замполита батальона майора В. П. Шалагинова и офицеров политотдела во главе с его начальником К. П. Казейкиным мы тогда узнали, казалось, всё.

Узнали, что День Воздушного Флота был установлен Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 28 апреля 1933 года № 859; что днём ежегодного праздника Воздушного Флота определено 18 августа; что это был праздник всей авиации Союза ССР, включающей тогда авиацию Красной Армии, Военно Морского Флота, Гражданского Воздушного Флота, авиацию других наркоматов и ведомств, Осоавиахима и Главсевморпути. Однако в подготовке и проведении праздничных торжеств традиционно главенствующую роль играли Военно-Воздушные Силы. И каждому из нас, подчеркивалось в беседах, в перспективе придется участвовать в подготовке и проведении этого праздника в своих подразделениях и частях.

Нам, начинающим свою службу в Кургане, следовало знать авиационную историю города, который, несмотря на удаленность от традиционных авиационных центров, внес свой немалый вклад в дело развития авиации как аэропорт воздушной трассы из Москвы на Дальний Восток, как город подготовки пилотов гражданской авиации, как малая родина сотен героических летчиков Великой Отечественной войны, среди которых одиннадцать Героев Советского Союза и трое из них — дважды.

Уже позже, по мере освоения специальности, мы стали понимать, что празднование Дня Воздушного Флота в 1968 году по всей стране явилось своего рода сигналом для общества, Вооруженных Сил и ВВС в частности; что последствия «военных реформ» Н. С. Хрущева окончательно преодолены и авиация выходит на новый уровень развития. Благодаря усилиям ученых, конструкторов, производственников, летного и инженерно-технического состава Военно-Воздушные Силы получают и осваивают авиационную технику третьего поколения. Все более ясной становилась роль нашего родного вуза как одного из элементов этого развития.

А подготовка к празднику меж тем продолжалась. На построении командиры рот капитаны А. Д. Анпилогов и В. П. Дубровский представили подчиненных комбату, подполковнику К. К. Квитовичу. Комбат осмотрел шеренги курсантов, сделал несущественные замечания и еще раз напомнил порядок выполнения воинских ритуалов на предстоящем митинге, посвященном Дню Воздушного Флота.

Идея возвести в Кургане монумент, посвященный авиации, прозвучала на одной из рабочих встреч руководства области и города с командованием КВВПАУ в начале 1968 года. Обсуждались мероприятия в связи с предстоящим 50-летием комсомола — с 1931 года шефа Воздушного Флота СССР. Предложение создать в областном центре новый оригинальный элемент социально-культурной среды, узнаваемый и наполненный конкретным смыслом, быстро и с энтузиазмом воплощалось в жизнь.

Этот самолет-памятник должен был стать первым на Урале.

Строительство монумента брал на себя город. Училище предоставляло планер самолета, расчеты и специалистов по креплению шасси летательного аппарата к силовым конструкциям пилона.

В училище самолеты были — вся линейка фронтовых МиГов — от МиГ-15 в двух экземплярах до базового «двадцать первого». Передачу планера самолета МиГ-15бис городу согласовали с командованием авиации Уральского военного округа. Фюзеляж самолета расстыковали, демонтировали двигатель, вооружение, некоторое оборудование и приборы. Двигатель ВК-1 с этого МиГа потом стоял в аудитории кафедры авиатехники, и преподаватель А. Е. Яцко, тогда еще капитан, увлеченно рассказывал нам о том, что происходит в компрессоре и как выглядит форс пламени в индивидуальных камерах сгорания.

Монумент, как тогда было принято, возводился методом «народной стройки». Материалами помогали строительные организации и промышленные предприятия. Материалы были самые обычные — кирпич, цемент, металлопрокат. Самым дорогим элементом памятника был сплав для букв. Высокой рабочей квалификации для возведения памятника не требовалось, поэтому многое было сделано силами комсомольцев города на нескольких субботниках.

Училищное построение закончилось командой к маршу через поселок к месту проведения торжеств. Велено было двигаться, не поднимая пыли и не загребая увальский песок. Уже на асфальте, там, где сегодня располагается монумент воинам 32-го лыжного полка, еще раз почистили обувь. Ожидание начала митинга нашим монолитным взводам и нам с двухнедельным опытом строевой подготовки скрашивало созерцание вольных колонн комсомола, особенно его лучших представительниц.

По существу это было первое после создания Курганского ВВПАУ крупное общественно-политическое мероприятие с участием войск. Традицию приводить курсантов училища к присяге и вручать дипломы на центральной площади города еще надо было заслужить. Предстоял наш дебют, и серьезность, даже некоторая суровость командиров передавалась и нам.

Перед постаментом собирались гости праздника. Их было немало — руководители города и области, представители организаций, возводивших памятник, ветераны войны, авиаторы Кургана, молодежь, школьники с цветами…

Митинг открывался воинским ритуалом, становившимся для Кургана обычным на ближайшие полвека, — зычная и всепроникающая команда заместителя начальника училища подполковника А. И. Егорова, великолепная музыка «Встречного марша», доклад начальнику Курганского ВВПАУ генерал майору авиации В. Г. Тостановскому, приветствие, шелест шелка вносимого вдоль строя знамени, чтение праздничного приказа Министра обороны…

Будущие полковники и подполковники — заместители и помощники командующих, начальники политорганов, академики, профессора и доценты, доктора и кандидаты наук, командиры частей и начальники высоких рангов — ответили на поздравление генерала таким дружным и звонким «УРА», которого Увал не слышал, пожалуй, с 9 Мая 1945 года, когда личному составу 25-го учебного танкового полка зачитывался победный приказ Верховного Главнокомандующего.

Затем начался митинг. Когда с открываемого монумента упало белое полотнище, эксперты в нашем строю из вчерашних солдат сразу определили, что полотнище — из парашютного шелка, от грузовых куполов.

Выступлений было несколько. От шефов КВВПАУ — комсомольской организации Курганского завода колесных тягачей — выступил токарь Олег Лисецкий. Газета «Советское Зауралье» в материале Николая Стяжкина «В честь славных соколов» (выпуск от 20 августа 1968 года) приводит фрагмент его выступления: «От имени всей молодежи Кургана и ее передового отряда — тридцатитысячной городской комсомольской организации — я горячо поздравляю всех участников митинга с Днем Воздушного Флота СССР. Всем, кто влюблен в небо с детства, всем, кто посвятил авиации свой труд, свои мысли, свою жизнь, желают комсомольцы чистого, мирного неба, смелых дерзаний, творческих удач и доброго здоровья!»

От имени комсомольцев-курсантов на митинге выступил заместитель командира взвода Виктор Стародубец.

Затем — торжественный марш. И хотя нас было совсем немного — всего восемь взводных коробок, ощущали мы себя на этом отрезке дорожного полотна у подножия монумента словно на Красной площади.

По лицам комбата и ротных было заметно, что прошли мы хорошо и самая ответственная часть праздника преодолена успешно. В повеселевшем строю было отмечено, что «первый бал Наташи Ростовой стал удачным и что нас уже можно выводить «в свет».

В училище курсантов ждал праздничный обед с вкусными увальскими булочками и игрой оркестра. День закончился походом в клуб «Звезда», что на нынешней улице имени В. П. Миронова. Кинофильм, как помнится, был «Чистое небо» с Урбанским в главной роли.

По воспоминаниям людей, причастных к созданию монумента, организаторы с самого начала понимали, что выбранный вариант композиции — не самый удачный. Выступающая над углом пилона часть фюзеляжа с носовой стойкой потребовала дополнительную точку крепления — специальную штангу в районе тормозных щитков. Порывы ветра с северной стороны, согласно законам аэродинамики, «отрывали» планер от постамента. Пришлось усиливать трехточечное крепление планера к пилону. Уже на стадии завершения строительства рассматривались варианты будущей реконструкции.

Еще одним недостатком, как показало время, стала плохая «фотогеничность» монумента. Существовали всего две-три точки съемки, при которых взлетающий МиГ выглядел эффектно. Высокий постамент закрывал конструкцию и вблизи делал осмотр самолета затруднительным. Фотографии этого монумента сохранились лишь в частных альбомах.

Реконструкция монумента проведена в 1971 году. Был демонтирован пилон, постамент из серого превратился в светлый. Планер МиГа укрепили на наклонной стеле из тавровых балок. Получился эффектный образ самолета в наборе высоты. Новая версия монумента понравилась всем, и он по праву стал одним из узнаваемых символов Кургана. Фотографий этого объекта множество, но чаще всего встречается открытка издательства «Советская Россия» (фото А. Топуза), выпущенная по стране тиражом в 50 тысяч экземпляров.

А пророки из строя оказались правы — нас через две недели действительно «вывели в свет». В субботу, 31 августа, мы вместе со всем училищем прошли с оружием торжественным маршем от плотины на центральную площадь, где наш курс принял военную присягу.

Сегодня мне представляется, что тот великолепный праздник Воздушного Флота подвел черту под нашей школьной юностью. Она закончилась безвозвратно несколькими днями позже, и не только принятием военной присяги, а первым сбором личного состава училища по сигналу «Тревога» в одну из ночей после 21 августа 1968 года, когда войска ряда стран Варшавского договора были введены в Чехословакию.

Мы стали в эту ночь взрослыми от груза ответственности, которую вдруг почувствовали на своих плечах вместе с погонами. Офицеры нашего выпуска, как и других, прошли через Афганистан, военные конфликты последней четверти минувшего века, «горячие точки» распадающегося Союза, Северный Кавказ — всюду, где применялась военная авиация.

Прошли, как показало время, честно и достойно.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *