Подвиги и любовь разведчиков

Мурманский писатель Сергей Шибанов рассказал курганцам про тайны героев разведки – Николая Кузнецова и Валентины Довгер

Кто из мальчишек советского времени не мечтал о героических буднях военного разведчика? Мурманский писатель, переводчик и журналист Сергей Шибанов был из такой породы мечтателей, чье детское увлечение книгами о разведке стало делом всей жизни, а биографии самого знаменитого разведчика России Николая Кузнецова и его соратницы Валентины Довгер оказались предметом тщательного изучения и легли в основу его собственных книг.

Встреча с писателем состоялась в курганской библиотеке-музее «Жизнь замечательных людей». Ее заведующая Ольга Бабушкина отметила, что это уже не первая встреча в библиотеке, посвященная писателям, пишущим о разведчикам (весной здесь выступал Александр Бондаренко), и осенью цикл литературных встреч будет продолжен.

У члена Союза журналистов РФ и члена Союза писателей России Шибанова (кстати, печатавшегося в «Курган и курганцы» со статьей о командире подводной лодки Леониде Потапове, уроженце Куртамышского района) зауральские корни: мама родом из Мишкино, папа – из деревни Туманово Юргамышского района. Сергей Александрович родился в Мурманске, но высшее образование получал в Кургане на историко-филологическом факультете КГПИ. Любовь к иностранным языкам (а он в совершенстве владеет английским и испанским) была тоже из серии увлечения шпионской темой.

В Зауралье писатель приезжает раз в три года – повидаться с родственниками, друзьями, поделиться новой информацией о любимых героях.

Сергея Шибанова представил читателям его друг и однокурсник Юрий Николаевич Радионов, историк, педагог, руководитель музея «Наша память» школы № 24: «Сергей с детства собирал все, что связано с отрядом «Победители». Это большое количество книг и документов. В 2012 году побывал у нас в музее. В музее теперь есть все его книги, и, кроме того, он прислал столько материалов и иллюстраций, что наш музей просто не может уместить все. Николаю Кузнецову у нас отведена специальная стена. На недавней научно-практической конференции в Тюмени, на которой я присутствовал, Сергей Александрович был одним из главных ее спикеров, представив свои версии гибели Николая Кузнецова и убедительно, документально развенчав все возможные домыслы на этот счет».

Справка:

Новости КурганНиколай Кузнецов (1911-1944) – Герой Советского Союза, советский сотрудник органов государственной безопасности, разведчик, диверсант и партизан отряда «Победители» Дмитрия Медведева, лично ликвидировавший 11 генералов и высокопоставленных чиновников оккупационной администрации нацистской Германии. По мотивам его судьбы снят знаменитый фильм «Подвиг разведчика», написаны книги: Д. Медведев «Это было под Ровно», «Сильные духом» и др. ЮНЕСКО назвало Николая Кузнецова разведчиком столетия.

 

Новости КурганВалентина Довгер (1924-1990) – участница партизанского движения, соратница легендарного разведчика Н.И. Кузнецова. Вместе с ним готовила акты возмездия против высших немецких военных чинов. В январе 1944 года была арестована гестапо, подвергнута пыткам и вывезена в Германию в один из концлагерей. Совершила побег. После Победы работала переводчиком в советской оккупационной зоне. Награждена орденами Ленина, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Красавица-партизанка

– Я начал серьезно собирать материалы о Николае Ивановиче Кузнецове с 80-х годов, – рассказал почетный гость Кургана. – Кузнецов для меня – любимый герой. Считаю, что у каждого человека должен быть таковой – не для слепого подражания, а чтобы было с кого брать пример. Хорошо, что сейчас не рвутся снаряды на улицах, не строчат пулеметы. Но война всё-таки идет – ожесточенная, непримиримая, за сохранение нашей исторической памяти от тех, кто пытается облить нашу историю грязью. И наша задача – защитить память о наших героях.

Жизненный путь разведчика Кузнецова был сложным – его исключали из техникума и комсомола за «кулацкое» происхождение, восстанавливали, затем снова исключали и даже посадили в тюрьму за вину коллег, занимавшихся «приписками», пока органы госбезопасности не заинтересовались великолепными знаниями Кузнецова в области иностранных языков и не призвали к себе на службу. А уж военные подвиги «обер-лейтенанта Пауля Зиберта» стали настоящей легендой на все времена.

Писатель посетовал, что в книгах обстоятельно описана только биография Николая Кузнецова, а о жизни разведчицы Вали Довгер известно куда меньше. И восполняя эти пробелы, Шибанов посвятил ей свою книгу «От Ровно до Воронежа», а также фотобуклет «Сильная духом», с которыми познакомил и курганских читателей.

– В 2004 году я был в Воронеже в гостях у школьного товарища, а он мне сказал: «Ты знаешь, что у нас в городе жила Валентина Довгер?» – вспоминает Сергей Александрович. – Я так удивился и обрадовался. Когда на следующий день пошел в областную воронежскую библиотеку, оказалось, что о разведчице нет ни одной книги, только газетные вырезки. Хотя девушка достойнейшая. Тогда и появилась мысль написать о ней книгу. Я познакомился в Воронеже с ее сыном Константином Савичем, которого назвали в честь легендарного дедушки, который погиб от рук бандеровцев, и с младшей сестрой Вали, Олимпиадой Константиновной Довгер, с другими людьми, знавшими ее.

Валя Довгер родилась в селе Виры в Ровенской области на Украине. В войну ее отец ушел в партизанский отряд, а Валя работала его связной. 3 марта 43 года бандеровцы перехватили отца Вали Довгер, когда он шел выполнять очередное партизанское задание. Жестоко пытали и, скрутив колючей проволокой руки за спиной, утопили живьем. Виктор Кочетков из партизанского отряда сказал его жене: «Евдокия Андреевна, вам надо уходить из села, потому что бандеровцы вас в покое не оставят». Женщина с детьми в тот же день собрались, из ценного взяли только корову и ушли в соседний райцентр.

А хрупкая 19-летняя Валя попросилась в партизанский отряд. Командир Дмитрий Медведев, который потом заменил ей отца, предложил юной красавице отправиться в Москву учиться на радистку. Сама же Валя хотела сражаться с врагами и в рукописи написала (документ сохранился в Воронежском УФСБ), что она боялась, что пока будет учиться, война закончится, и она не успеет отомстить за отца.

— Когда она в очередной раз просила у командира остаться в партизанах, возле штабной землянки беседовали двое мужчин на немецком языке — Кузнецов и начальник медсанчасти, — рассказывает Сергей Александрович. — Николай подошел к ней: «Девушка, соглашайтесь! Летите в Москву, потом вернетесь и, если повезет, стрельните в воздух разок в виде салюта!». Она уловила иронию и резко ответила на немецком, так как знала его на «отлично», изучала в гимназии. Кузнецов обернулся и сказал: «А, может, не в Москву, а в разведку девушка с нами пойдет?». И вместе они переубедили Медведева, которого звали в отряде «железным полковником». Месяц ее обучали премудростям разведчика, в начале апреля 1943 года она оказалась в Ровно, на Западной Украине. Там была ставка одного из ближайших помощников Гитлера Эриха Коха. И несколько раз скромная худенькая симпатичная девушка шла на верную гибель, чтобы сразиться с противником и приблизить великую Победу.

Невеста обер-лейтенанта

20 апреля 1943 года в Ровно нацисты отмечали день рождения своего фюрера – Адольфа Гитлера. По этому поводу в городе состоялся парад и на центральной площади ожидалось выступление на трибуне Эриха Коха. Разведчикам предстояло его уничтожить, забросав гранатами. Кузнецов, он же Пауль Зиберт, в военной немецкой форме оберлейтенанта под ручку с «немкой-невестой» Валей должны были отправиться на верную смерть. Но Кох не приехал, почему и дожил до 90 лет в польской тюрьме. Выступал его заместитель, а приказа его убить не поступало. Так случай помог остаться в живых не только Коху, но и покушавшимся на него.

— Второй случай был 31 мая 43 года, когда они пошли на прием к Эриху Коху, — продолжает повествование писатель. — Формальный повод был в том, что Валя получила повестку, и ее должны были отправить на трудовые работы в Германию, а «Пауль» хотел попросить оставить «невесту», за чем и обратился через знакомых немецких военных к Коху. Он добился приема у высокого начальства и был готов застрелить Коха. Но ликвидировать Коха снова не удалось, потому что охрана у нацистов была очень серьезная. За спиной стоял гестаповец, а между Кохом сидела выдрессированная овчарка и рядом еще охранник. Когда Кузнецов полез за носовым платком, чтобы выхватить пистолет, то офицер положил ему руку на плечо – «этого делать нельзя». Покушения не состоялось, но разведчик получил очень ценную информацию о том, что немцы готовят решительное наступление под Курском летом 1943 года.

Больше всего по поводу проваленного задания сокрушалась Валя, она даже обвинила Николая в трусости, хотя товарищи ее уверяли, что она зря погорячилась. Потом они помирились и совершили немало подвигов вместе. Однажды среди бела дня из квартиры выкрали немецкого генерала Ильгена и отправили на «маяк»- на временную стоянку группы партизан.

Побег за побегом

«Когда немцы отступали, в начале января 1944 года Валю арестовали, — рассказывает биограф разведчицы Сергей Александрович. — При обыске забрали все фотоальбомы семьи. Полтора года длились ее мучения. Сначала ее перевезли в город Дубно, там ее видели наши разведчики и говорили, что она была так избита, что, когда ее вызывали на допрос, самостоятельно не могла подняться с пола. Потом, по мере отступления фашистов, ее перевозили во Львов, в Краков (Польша), затем в Мюнхен. В апреле 1945 года шло наступление союзников — армии США. Узников выводили на разборы завалов, рытье окопов, траншей. Когда начался артобстрел, немецкие командиры попрятались, и Валя Довгер сбежала! Конечно, она рисковала – сбежать в Германии, на вражеской территории, где и мирное население относилось к русским резко негативно. Девушка натолкнулась на американский патруль, ее задержали. Два месяца американцы ее держали, просили подать заявление на гражданство США: «Вас же в России после плена всё равно сошлют в Сибирь!». Но девушка и от них сбежала. Добралась до города Веймара, который входил в советскую оккупационную зону. Ее проверили, устроили работать в прокуратуру, где она и трудилась переводчиком до 1950 года.

Работать приходилось за полночь, было много трофейной документации, писем, обращений, которые нужно было переводить с немецкого. Ее сын рассказывал мне, что в одном письме была жалоба, что американцы вывозят оборудование с завода пластмасс в Веймаре. Она тут же доложила об этом своему начальнику Савве Рыбаку, который стал впоследствии ее мужем. Они выехали с отрядом автоматчиков и расхищение остановили».

Мурманский писатель сделал интересное открытие: оказывается, Савва Рыбак, майор-орденоносец, работник прокуратуры, еще в 1945 году сделал ей предложение руки и сердца, но Валентина ему отказала. А в 1946 году Медведев собрал бывших партизан в Ровно, и тогда девушка и узнала о гибели Кузнецова. После чего вернулась в Веймар и вышла замуж в 1946 году. Родился сын, назвали в честь деда, сейчас Константин работает доцентом, физиком-ядерщиком в Воронеже.

— Романтические отношения между разведчиками в годы войны были по оперативной легенде, — рассказывает Сергей Александрович. — Но сестра Вали Довгер мне сказала, что как-то на семейном торжестве Валя обмолвилась: «Если бы Николай Кузнецов не погиб, мы бы с ним поженились».

Трагическая гибель великого разведчика, возможно, оборвала одну из красивейших историй любви, подробности о которой мы, к сожалению, уже так и не узнаем, ведь бывшая разведчица умела хранить свои тайны.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *