Текст: Дарья Никитченко

Детский потенциал
В Кургане обсудили проблемы дополнительного образования


«
Дополнительное образование школьников является важнейшей составляющей образовательного процесса. В кружках, спортивных секциях, творческих студиях дети с раннего возраста могут активно развиваться в соответствии с их желаниями, интересами, способностями. Здесь всегда можно научиться чему-то новому, попробовать свои силы в разных видах деятельности.

В Кургане в восьми муниципальных учреждениях дополнительного образования работают более 500 творческих объединений, в которых занимаются около 15 тысяч ребят. Также широко представлены программы негосударственных учреждений дополнительного образования.


«
Как обеспечить доступность дополнительного образования? Как правильно выбрать направление развития ребенка? Как заинтересовать детей полезной деятельностью?
Эти и многие другие вопросы обсуждали на «круглом столе» в редакции городской газеты «Курган и курганцы». Наши гости: уполномоченный при губернаторе Курганской области по правам ребёнка Алёна Лопатина, главный специалист отдела общего образования и молодежной политики управления образования департамента социальной политики администрации города Кургана Светлана Урванцева, директор областного детско-юношеского центра Юлия Козлова, директор Дворца детского (юношеского) творчества Галина Ребенок, директор Дома детского творчества «Гармония» Александр Мехнин, кандидат технических наук, доцент кафедры автоматизации производственных процессов Курганского государственного университета Егор Карпов и мама одарённого ребёнка Ольга Долгих.

Ольга Долгих, мама одарённого ребёнка
Егор Карпов, кандидат технических наук, доцент кафедры автоматизации производственных процессов Курганского государственного университета
Юлия Козлова, директор областного детско-юношеского центра
Алёна Лопатина, уполномоченный при губернаторе Курганской области по правам ребёнка
Александр Мехнин, директор Дома детского творчества «Гармония»
Светлана Урванцева, главный специалист отдела общего образования и молодежной политики управления образования департамента социальной политики администрации города Кургана
Галина Ребенок, директор Дворца детского (юношеского) творчества

«
О правильном выборе
Как родителям определить, к чему есть склонность у ребенка, чтобы занятия не превратились в мучения?
Ольга Долгих:

- Когда моей дочери было пять лет, она захотела научиться играть на фортепьяно. Мы выбрали детскую музыкальную школу №1. Потом дополнительно ребенок стал заниматься гимнастикой. А когда пришло время идти в школу, нагрузка оказалась слишком большой. Мы предложили дочери отказаться от музыки или гимнастики. «А нельзя ли бросить гимназию?» - спросила она. Конечно это шутка, но если ребенок занимается тем, что ему действительно интересно, то он делает это с радостью и без принуждения. Считаю, что ребёнка нужно отдать в учреждение дополнительного образования как можно раньше. Тогда можно попробовать разные направления развития, определить склонности и способности. Это задача родителей. Главное, не перегнуть палку, не перегрузить ребенка, иначе у него совсем пропадет желание учиться. Кстати, моя дочь в итоге выбрала музыку.

Галина Ребенок:

- К сожалению, не все мамы и папы прислушиваются к мнению детей. Многие родители пытаются воплотить в детях свои нереализованные желания. Например, занятия бальными танцами могут быть мучением для ребенка. Но родителям кажется, что им виднее – в будущем дети им за это спасибо скажут. Но детство – это не подготовка к взрослой жизни, это сама жизнь. И ребенку в детстве должно быть комфортно и счастливо. Я вам расскажу один случай. Недавно ко мне пришла женщина хлопотать за внука, ей хотелось, чтобы он занимался в определенном творческом коллективе. Мы обсудили имеющиеся у нас программы развития, а в конце беседы я спрашиваю: «Внук-то сам чего хочет?». На этот вопрос у нее не оказалось ответа. А когда пришли сами мальчишки – внук с другом, оказалось, что разговаривать с ними – одно удовольствие и они вполне способны самостоятельно выбрать то, чем им хотелось бы заниматься. Я говорю об этом для того, чтобы родители понимали, что взрослые не должны заставлять, постоянно давить на ребенка. А вот рассказать о возможностях – это важно. У Дворца детского (юношеского) творчества есть проект со школой №22 - мы предлагаем различные программы дополнительно образования. Каждый ребенок может попробовать себя в четырех из них, сделать четыре социальные пробы и в итоге остановиться на том, что ему подходит.

Алёна Лопатина:

- Конвенция о правах ребенка содержит статью, в которой говорится, что нужно учитывать мнение ребенка. Выбор – это самое сложное, с чем сталкивается человек. Проще детям, за которых родители решили, в каком кружке им заниматься. Гораздо труднее тем ребятам, которым говорят, что они будут выбирать сами. Я считаю, что нужна золотая середина. Родители должны обсудить с детьми их интересы, пообщаться с педагогами, те, в свою очередь, тоже могут помочь с выбором. Но главным остается общение, которое и помогает сделать правильный выбор.
Александр Мехнин:

- Система дополнительного образования помогает социализировать детей, здесь ребенка понимают и принимают. Дети сами выбирают круг общения. А родителям я бы советовал наблюдать за своими детьми, понимать, что им нравится делать, каковы их интересы. Все дети талантливы, нужно только помочь им раскрыть свои способности
.

Ольга Долгих:


- Психологи советуют родителям, чтобы они помогли детям попробовать себя в разных сферах. Например, год поводить их на хоккей, потом – на бальные танцы. Порой бывает так, что ребёнок всё свое детство учился в музыкальной школе, а на самом деле ему интересна робототехника. Важно услышать, когда он говорит, что ему надоело, скучно.

Алёна Лопатина:

- Одна зарисовка из детского сочинения: «С пяти лет занимаюсь танцами. В восемь стало нравиться». Есть результат – стало нравиться, не зря ребёнок три года трудился. Я хочу несколько сместить фокус обсуждения. Я вижу проблему в том, что учреждения дополнительного образования не всегда учитывают спрос на услуги, которые востребованы среди детей и их родителей в данный момент. Например, в этом году идет набор детей в класс по обучению игре на фортепьяно, а набора на флейту нет. Что говорят родителям педагоги? Хотите - приводите ребенка, не хотите – мы других возьмем.

Галина Ребенок:

- Если родители хотят отдать ребенка в определенный кружок, то, поверьте, они найдут его. Например, десять лет назад пользовалось популярностью объединение информатики и вычислительной техники Дворца детского (юношеского) творчества. Люди приезжали в шесть утра занимать очередь, чтобы туда попасть. И сейчас многие родители, когда начинается запись в кружки, с самого утра дежурят у дверей Дворца.

Юлия Козлова:

- Только от коллег из Москвы я слышала, что у них реализуется любой образовательный запрос. В остальных городах возможностей меньше, и Курган – не исключение.

Большинство родителей порой «зацикливаются» на конкретном объединении, не знают, что ребёнок может заниматься тем же самым в другом учреждении.

Скоро в Зауралье заработает новый образовательный портал «р45.навигатор.дети.». На портале можно будет получить информацию о всех учреждениях дополнительного образования, действующих в Курганской области, посмотреть, какие программы реализуются, какие педагоги работают. Прямо на сайте можно будет записать ребенка в нужный кружок, секцию.

«
О нагрузке
С какого возраста следует отдавать детей в дополнительные учреждения, чтобы они творчески раскрылись?

Егор Карпов:

- Родители стараются с ранних лет развивать ребенка всесторонне. Дети посещают спортивные школы, учатся играть на музыкальных инструментах или рисовать, обучаются по различным интеллектуальным программам. Я занимаюсь со школьниками робототехникой, программированием уже несколько лет, дети зачастую приходят ко мне на занятия «полуживые». У них очень большая нагрузка, нет времени на отдых, на детство. Родителям не стоит заставлять ребенка заниматься во всех кружках по всем направлениям сразу. Гораздо важнее постараться помочь ему выбрать то, что интересно и полезно именно для него. У нас сейчас общество технократическое, без компьютеров никуда. Конечно, нужно давать детям представление о мире техники. Детей к этому надо готовить. Например, давать базовое представление в течение одного года. А дальше, если будет интересно, то ребенок сам продолжит работу.

Светлана Урванцева:

- К сожалению, утрачивается семейное воспитание. Молодым родителям проще заплатить и отдать ребенка в школу раннего развития, чем заниматься с ним самим. Раньше ребенка в шесть лет отдавали на подготовительные курсы в школу, чтобы он научился читать и писать. Последние три года родители стремятся записать малышей в возрасте трех лет в учреждения дополнительного образования.
Александр Мехнин:

-Недавние исследования показывают, что современные 20-летние молодые люди, у которых детство было максимально наполнено кружками, секциями, олимпиадами, достаточно растеряны в жизни. Они не умеют формировать свое мнение, теряются в выборе профессии. В детстве им не хватило свободного времени, чтобы пообщаться с друзьями, найти себя. Они начинают восполнять эти пробелы во взрослой жизни. У ребят должно быть право выбора и свободное время, поэтому родителям нужно приучать их к самостоятельности с самого детства.

Егор Карпов:

- Александр Михайлович поднял очень важную проблему. Я преподаю у первокурсников, и ребят, которых родители заставляли заниматься в различных объединениях, видно сразу. Они не появляются на парах неделями, не готовятся к экзаменам. Их трудно заставить что-то делать. Такие студенты не доучиваются, бросают вуз. Понятно, что родители хотят для детей лучшего, но они нарушают какой-то баланс детства. Порой это приводит к печальным последствиям.

Светлана Урванцева:

- И все же грамотное раннее развитие востребовано временем. Например, если у малыша развивать пространственное мышление, то технические предметы пойдут очень легко. Поэтому важна личность педагога, который умеет это делать правильно.

«
О бесплатном образовании
- Насколько доступно бесплатное дополнительное образование?
Светлана Урванцева:

- Муниципальные учреждения дополнительного образования бесплатны для детей. Другое дело, что перед началом учебного года приходится отказывать некоторым родителям, потому что нет свободных мест. Формируем резервный список из желающих, когда места в объединении освобождаются, приглашаем ребят на занятия. Мы не отказываем в оказании услуги ни одному ребенку.

В городе есть и негосударственный сектор, работают объединения, студии, у них создана материально-техническая база. Занятия для детей там платные, но и такие услуги востребованы.

Юлия Козлова:

- Если сравнивать с другими городами, то в Кургане достаточно большая доля услуг дополнительного образования предоставляется бесплатно. Качество дополнительного образования у нас на высоком уровне. И не всегда ребенок, посещающий негосударственное учреждение, получает лучшую услугу.
Светлана Урванцева:

- Разъясняем родителям – само обучение у нас бесплатно. Но какие-то средства все равно должны быть ими предусмотрены – на покупку материала, если это рукоделие, на костюмы, если это танцы, и т.п. Например, если ребёнок пришел на бисероплетение, то он должен принести с собой бусинки.

Юлия Козлова:

- В общеобразовательную школу дети идут со своими тетрадками и ручками. Я не вижу ничего странного, что какие-то вещи нужно приносить с собой на занятие в кружок.

Я бы советовала папам и мамам почаще общаться с педагогами, посещать открытые занятия. Чем больше родители знают, тем меньше у них возникает вопросов.

«
Об успехах
Родители хотят гордиться достижениями своих детей. А если ребенок не справляется с поставленной планкой?

Алёна Лопатина:

- Каждому родителю хочется иметь подтверждение успеха своего ребенка. Ходит ребенок в объединение, а где грамоты, где призовые места на конкурсах, где фотография на Доске почета? На самом деле результат не обязательно в достижениях. Результат в том, что ребенку интересно здесь заниматься. Он узнает что-то новое, находит друзей.

Александр Мехнин:

- В системе дополнительного образования ребенок общается со сверстниками, с пользой проводит время. Это главное.
Галина Ребенок:

- Наши спортсменки стали бронзовыми призерами чемпионата Европы. Но на турнир поехали 5 человек, а в коллективе занимается 120. Ни один педагог не скажет, что другие дети нерезультативны и неуспешны. У каждого ребенка есть индивидуальные достижения. И задача взрослого - помочь и поддержать детей в различных жизненных ситуациях: и в успехе, и в неудаче.

Юлия Козлова:

- Когда я привела свою дочь в школу раннего развития, мне сразу сказали, что не будет выставок. Но зато на занятиях ребёнок научится правильно стричь ножницами, работать с инструментами. Это результат. Родители должны понимать, что успех бывает разный. Для меня как для мамы гораздо важнее исправленная спина моей дочери, которую ей поставили на занятиях, чем её грамоты и медали.

«
О педагогах
- Сейчас в Интернете большое количество различных вебинаров и образовательных курсов. Не выходя из дома, любой человек может изучить любое дело. Педагоги дополнительного образования чувствуют конкуренцию с коучами глобальной сети?
Александр Мехнин:

- В современном информационном потоке, когда ответ на любой вопрос можно найти в считанные секунды в Интернете, требования к личности педагога возрастают. Преподаватель должен быть харизматичнее, интереснее, чем блогеры. У детей должно быть желание учиться у этого преподавателя.

Юлия Козлова:

- Да, наши дети сидят в интернете. Но знают ли родители, что их там интересует? Знают ли какой у ребенка плей-лист, какие фильмы он смотрит, кто его кумиры? На это надо обращать внимание. А педагог дополнительного образования – это личность уникальная. В основном родители выбирают не столько программу, сколько преподавателя.
Алёна Лопатина:

- Немало примеров, когда дети занимались с удовольствием у педагога, потом преподаватель сменился, и они не захотели учиться, казалось бы, любимому делу.

Александр Мехнин:

- Несколько лет назад к нам пришла молодой педагог по английскому языку. Отработав два года в учреждении, она стала лучшим преподавателем дополнительного образования Курганской области. Я хотел бы пожелать всем таких неуемных педагогов с горящими глазами. Родители танцуют и поют вместе с детьми практически на всех занятиях, учатся вместе с ребятами. Она сама постоянно учиться, новые знания передает детям.

«
О детях, в том числе и «трудных»
Далеко не все дети ходят в кружки и секции. Некоторых трудно увлечь какими-либо позитивными формами досуга, а кто-то уже совершил противоправные поступки. Как избежать таких педагогических и родительских провалов?
Светлана Урванцева:

- Очень сложно работать с детьми, которые совершают противоправные действия. Печально, что родители никак не заинтересованы, чтобы им помочь. В моей практике был такой случай. Я приехала в школу-интернат, в которой подростки проходят реабилитацию. И увидела, как эти «трудные дети вышивали потрясающие картины. У меня мурашки по коже пошли. Оказывается, можно сделать так, чтобы детям было интересно, чтобы им нравилось заниматься чем-то полезным. Но после возвращения домой инциденты повторились. Здесь важно, чтобы все действовали в одном направлении – школа, семья, окружающая среда.

Галина Ребенок:

- Жаль этих детей. Они несчастны, и все взрослые перед ними виноваты. Задача педагогов - предотвратить подобные случаи. Но это можно сделать только вместе с родителями.
Светлана Урванцева:

- И все же варианты изменения таких жизненных сценариев есть. Например, мы стремимся вовлечь этих ребят в волонтерскую деятельность. Родители, которые готовы участвовать в реабилитации, выбирают учреждение дополнительного образования таким образом, чтобы ребенок поменял свое окружение, нашел новых друзей.

В муниципальных учреждениях дополнительного образования есть индивидуальные программы для каждого ребенка. В том числе с ограниченными возможностями здоровья. Первый, кто стал этим заниматься, – подростковый центр «Мостовик». Там были созданы соответствующие условия. И вот за последние два года таких детей стало больше, и мы начали работать по инклюзии. Дети приходят в группу, потому что им нужны общение, полезное занятие, условия для социализации. А с одаренными детьми мы работаем по индивидуальным программам.

«
О мечтах
- Если помечтать, то каким дополнительное образование может быть?
Галина Ребенок:

- Накануне празднования 80-летия Дворца детского (юношеского) творчества мы спрашивали ребят, что бы они сделали, если были бы директором. Наши воспитанники построили бы ипподром, бассейн, сделали бы рабочий день Дворца до 11 часов вечера, а лучше круглосуточно. Чтобы сюда можно было придти в любое время, «тусоваться», общаться, найти друзей, развиваться.

Светлана Урванцева:

- Я считаю, что нам нужны хорошие здания для наших учреждений. Сейчас только Дворец детского (юношеского) творчества находится в большом здании. Остальные учреждения дополнительного образования расположены на маленьких площадях. Хочется, чтобы дети занимались в просторных залах и светлых классах. Надеюсь, что скоро построят хорошее большое здание в микрорайоне Заозерный. В учреждениях дополнительного образования могли бы заниматься не только дети, но и взрослые. Кстати, у нас есть такая практика, когда ребята занимаются, а родители в это время тоже проходят мастер-класс. Как управленец хочу, чтобы наш бюджет имел средства и на поездки детских творческих и спортивных коллективов, и на костюмы, и на другие важные нужды.
Юлия Козлова:

- Хотелось, чтобы у наших педагогов было творческое вдохновенье, чтобы они постоянно росли профессионально. Чтобы молодежь приходила сюда работать.

Ольга Долгих:

- В детской музыкальной школе №1 регулярно проходят различные конкурсы, например «Папа, мама и я – музыкальная семья». Нам с мужем нужно не отставать от дочери, держать себя «в форме». Мы вспоминаем элементарные навыки, приобретенные в детстве. Хочется учиться параллельно с детьми. Совместные занятия укрепят семьи.

Алёна Лопатина:

-Нам нужен дворец общения. Он может научить всех нас взаимодействовать и общаться без агрессии, без претензий, с понимаем того, что мы все разные и обязательно прекрасные.

PS.
- Какой совет вы бы дали родителям?
- Любить своих детей.