Штрафной удар

Жалость и жестокость. На первый взгляд, слова похожие, начинаются на одну жужжащую букву «Ж». Но на этом сходство заканчивается

ЖАЛОсть по своей сути ближе к милосердию. Как пчелиное жало, острое и болезненное, может лечить человека, так и сама жалость весьма выборочна и порой удивительна.

Вспоминаю, как в 70-х годах я освещал комсомольскую свадьбу в одном знаменитом колхозе. Когда колхозники уже не в силах были крикнуть «Горько!», то близ сельского клуба, где проходила свадьба, наблюдалась трогательная картина на тему смычки города и деревни. Местный гармонист лежал рядышком с фотокором из областного центра, хорошо отметив модный в те годы комсомольский почин.

Но вот что интересно. Люди, выходившие из клуба, по-матерински жалели своего земляка и сурово осуждали приезжего: мол, коли ты на работе, то терпи, будь в фокусе и в трезвости, чтобы в глазах не двоилось и пленка не переводилась…

Совсем иное слово «жестокость». В нем нет других значений, кроме главного – наказать. Обращаюсь к уголовной истории, взорвавшей страну и о которой говорили все каналы ТВ, а писали все — даже самый ленивый и самый далекий от футбола человек. Вы уже поняли, что речь пойдет о футболистах Александре Кокорине ( «Зенит») и Павле Мамаеве («Краснодар»). Пока суд да дело, в Интернете изощряются в остроумии и злословии, в праведном гневе и в любимых опросах. На одном из сайтов провели голосование, и 85(!) процентов пользователей вынесли свой приговор: дисквалифицировать пожизненно! И точка. Чтоб неповадно было.

Невольно из тех же 70-х выплывает трагическая фигура футболиста Эдуарда Стрельцова, «советского Пеле», как называли его журналисты и специалисты футбола. В 1958 году, накануне чемпионата мира в Швеции, 20-летний форвард сборной СССР и олимпийский чемпион был обвинен в изнасиловании. История темная, дело сфабрикованное, но Никита Хрущев стукнул партийным кулаком по столу: «Наказать! Чтоб неповадно!» Партийный журналист Семен Нариньяни тут же разродился фельетоном «Звездная болезнь», опубликованном в «Комсомольской правде». А в то жестокое время фельетон в центральной газете был настоящей «черной меткой» для охаянного героя…

Суд приговорил Стрельцова к 12 годам заключения в Вятском исправительно-трудовом лагере. Легенда курганского «Строителя» 60-х годов Юрий Гулин рассказывал: «Наша команда посетила Кирово-Чепецк, где отбывал наказание Стрельцов. Мы подарили заключенным мяч; я увидел Эдуарда в тюремной робе, он шел что-то там красить с ведром и кистью. Мы разговорились, он плакал. Заключенные работали под землей, на химкомбинате. Там Стрельцов испортил себе легкие, и поэтому не заиграл уже так, как мог, когда вернулся в «Торпедо». Скорость не та была…»

Досрочно освобожденный Эдуард Стрельцов в 1965 году получил разрешение вернуться в большой спорт. В том же году в составе родного клуба «Торпедо» он становится чемпионом страны, игроком сборной Союза. Ему возвращают звание заслуженного мастера спорта. Но сколько золотых лет было пропущено!

В 1976 году Стрельцов вместе с ветеранами команды Москвы побывал в нашей области, где провели два товарищеских матча в Шадринске. Счастливчики, попавшие на стадион «Торпедо», стали свидетелями фирменного гола полысевшего и погрузневшего форварда Стрельцова, забитого им в ворота сборной команды Кургана.

Эдуард Анатольевич Стрельцов умер от рака легких в 1990 году в свой день рождения, 22 июля. Его именем назван заводской стадион «Торпедо», а у входа установлен памятник великому футболисту. Учреждена российская премия «Стрелец» — лучшему игроку сезона, а Банк России в 2009 году выпустил памятную серебряную монету с изображением Эдуарда Стрельцова. Так проходит мирская слава…

Нет, нельзя ни при каких обстоятельствах лишать человека профессии, будь он токарем или пекарем, артистом или футболистом! Пример тому – судьба Стрельцова. Конечно, можно понять нашего современника, когда он узнаёт, что игроки-миллионеры Кокорин и Мамаев получали в среднем 25 тысяч рублей в час. Когда они же устраивали в Монте-Карло разудалый разгул под девизом «Кто не играет, тот не пьет шампанское!» Но давайте отбросим эмоции и успокоимся.

Право человека на исправление и искупление его вины – перед потерпевшими, перед обществом, перед командой и болельщиками, наконец, перед самим Господом Богом – никто не отменял. Так будем же по-отечески строги и по-матерински милосердны к этим людям.

А для разрядки старый анекдот на новый авторский лад. «Отец смотрит телевизор. Диктор сообщает, сколько миллионов зарабатывают футболисты. Отец идет в комнату, где сын готовит уроки. Говорит ему ласково: «Отдохнул бы, сынок. Сходи во двор, поиграй в футбол с ребятами». Смотрит дальше телевизор. Диктор рассказывает о Кокорине и Мамаеве. Отец возвращается к сыну: «Ладно, Петька, учи уж свою арифметику».

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *