Главу будем выбирать по-новому

Новости Курган глава города Сергей Руденко

О новом порядке управления городом, выборов депутатов городской думы, исполнении наказов избирателей рассказывает глава Кургана Сергей Руденко

— Согласно недавно принятому закону Курганской области глава города Кургана будет избираться по результатам конкурса и возглавлять городскую администрацию. Такой порядок будет действовать в новом избирательном цикле. Для этого необходимо внести изменения в Устав города, сопряженные с ним нормативно-правовые документы. Какая подготовка осуществляется в муниципалитете, чтобы действовал новый порядок?

— Работа с главным документом муниципального образования — Уставом города — идет в штатном режиме. После принятия Курганской областной Думой 30 октября текущего года решения об изменении системы выборов главы города подготовлены поправки в Устав. В частности предполагается, что глава города будет избираться конкурсной комиссией из числа кандидатов, прошедших конкурсный отбор по итогам оценки их программ развития муниципалитета. Утверждаться глава города будет решением городской думы. Он будет возглавлять исполнительную власть города, т. е. администрацию. Председатель городской думы будет избираться, как и сейчас, из числа депутатов, его полномочия будут связаны с работой представительного органа власти города — муниципального парламента.

На прошедшем недавно заседании городской думы принято решение о назначении публичных слушаний для обсуждения вносимых изменений. Слушания пройдут 4 декабря, в них могут поучаствовать все желающие.

Мы неоднократно обсуждали все имеющиеся модели управления и пришли к этому решению. Кроме принятия изменений самого Устава, для распределения полномочий между органами городской власти потребуется внесение изменений в более 100 нормативных актов. Среди них решения городской думы, постановления и распоряжения администрации города, т. е. все те документы, которые регламентируют исполнение полномочий органами власти.

Двуглавая система просуществовала в Кургане 12 лет, но сейчас требуется более оперативное принятие решений, есть запрос на вертикаль власти — от высшего должностного лица региона до органов исполнительной власти муниципальных образований. Тем более что такая система работает во всех муниципальных районах Зауралья и в Шадринске, да и в соседних регионах давно на нее перешли. В случае единоначалия более внятным становится взаимодействие с другими уровнями власти, с региональными и федеральными структурами, с муниципалитетами Зауралья. Так что это решение — требование времени. Оно не привязано к конкретным фамилиям, а связано с эффективностью повседневной работы органов местного самоуправления.

— Не станет ли при этом городская Дума «декоративным» органом, не имеющим реальных рычагов воздействия на жизнь города?

— Городская дума принимает главные документы, на основе которых строится жизнь города, начиная с Устава, бюджета. Параметры городского бюджета предлагаются исполнительным органом, но рассматриваются и утверждаются депутатами. На основании наказов избирателей депутаты принимают решения по всем ключевым вопросам, связанным с формированием доходных и расходных статей бюджета. Дума утверждает стратегию развития города, принимает решение о реализации муниципальных программ. Более того, предусматриваются отчеты исполнительного органа перед депутатами, перед горожанами. Так что декоративным органом дума точно не станет.

— Значимость городской Думы определяется значимостью депутатов, их умением отстаивать интересы избирателей. Если раньше депутаты городской думы избирались по мажоритарной системе, то в новом избирательном цикле это будут выборы по смешанной системе. Как изменится нарезка избирательных округов, чем такая система выборов предпочтительнее для избирателей?

— Действительно, в Уставе Кургана заложена смешанная система избрания депутатов городской думы. 12 депутатов будут выбираться по избирательным округам. Сами округа станут больше: если раньше на одном округе проживало порядка 10 тысяч человек, то сейчас — около 20 тысяч. 13 мандатов кандидаты, представляющие различные политические партии, получат в зависимости от количества голосов, поданных за эти партии. Это существенное изменение. Оно фиксирует как вес, уровень доверия партии, которая выдвигает кандидата в депутаты, так и уровень доверия избирателей кандидату. В итоге 25 избранных депутатов будут представлять интересы своих избирателей, исполнять их наказы в соответствии со своими полномочиями и в пределах бюджетных возможностей. Кто конкретно будет в новом составе городской думы — это зависит от активности курганцев, от их желания отдать свой голос деятельным и компетентным кандидатам.

Должен сказать, что политические партии готовятся к выборам по новой системе. Например, у «Единой России», единственной из всех партий, есть такой механизм, как предварительное голосование. Человек, который пойдет на выборы, должен заранее доказать свою эффективность, получить кредит доверия жителей города и партии. Он работает напрямую с избирателем задолго до старта выборов. Поэтому к самим выборам уже нарабатывает как политический вес, так и поддержку избирателей. Это объективная и честная система, потому что люди понимают, какая ответственность ложится на тебя как на депутата и насколько ты сможешь оправдать эту ответственность. Это открытый диалог с избирателями, в результате которого в кандидаты попадают самые достойные.

— Есть ли необходимость вносить изменения в действующую структуру администрации города после введения новой системы управления?

— Структура администрации города и аппарата городской думы, думаю, тоже будет меняться. Во многом это связано с вызовами сегодняшнего времени: по работе с обращениями граждан, по работе с муниципальными программами. Стоят новые задачи по реализации проектов цифрового правительства, национальных проектов. В соответствии с Уставом города руководитель исполнительного органа внесет структуру в городскую думу для согласования.

— Коль скоро будут происходить такие масштабные изменения, нужна ли корректировка полномочий городского округа? Другими словами, надо убрать избыточные или, наоборот, взять на себя недостающие полномочия?

— Полномочия городского округа сегодня оптимальны. Другое дело, что их реализация зависит от наполняемости бюджета. Часть полномочий передана от региона муниципалитету. Они должны быть подкреплены финансово. Муниципалитет может тратить на них свои ресурсы, но должны быть дополнительные источники дохода. Это могут быть изменения налогового законодательства внутри региона в дополнение к имеющимся источникам доходов — земельному налогу, налогу на имущество физлиц. Сдача в аренду муниципального имущества, взыскание недоимки, работа с организациями, зарегистрированными на территории города по своевременной выплате зарплаты, по легализации зарплаты — такая деятельность ведется непрерывно, ведь налоги должны поступать в городской и региональный бюджеты.

— Изменится ли при новой системе власти и порядке выборов городской Думы взаимодействие между ними и Общественной палатой города Кургана, советом ветеранов, другими общественными организациями?

— Не вижу причин для изменений. Отрыв власти от общественности недопустим. В Общественной палате представлены активные слои общества, она стоит на страже интересов горожан, рассматривает самые острые и спорные вопросы и дает органам местного самоуправления взвешенные рекомендации.

Дело ведь не в том, кто будет объявлять набор в Общественную палату, проводить конкурс на предоставление грантов. Самое главное в том, насколько при этом учитываются интересы людей. Органы власти не могут работать сами по себе. Наша общая задача — поиск решений в интересах горожан.

— Как сейчас исполняются наказы избирателей?

— Мы изменили порядок принятия предложений депутатов по внесению наказов избирателей в единую программу. Сейчас все наказы рассматриваются депутатами, отбираются приоритетные, они и вносятся в программу исполнения наказов. Программа предусматривает бюджетное финансирование. Поэтому она не формальна, а реальна. Надо понимать, что наказы очень разные, например, от установки водоразборной колонки до асфальтирования целого микрорайона. В одном случае это могут быть тысячи рублей, в другом — миллионы. Например, коллектор в Восточном — здесь цена вопроса 200 млн. рублей. Понятно, что решение не сиюминутно. Тем не менее, в 2018 году нам удалось добиться того, что наказы избирателей уже исполнены на 70 %.

— Основные задачи, которые вы ставите перед органами местного самоуправления на текущий период?

— Объединение усилий и привлечение активных горожан к событиям, которые происходят в городе. Наша стратегия должна быть согласованной — от благоустройства территории двора до поиска решений по развитию Кургана. Ведь город не для власти, а для тех людей, которые здесь живут. Механизмов для этого множество. Это и участие в жизни ТОСов, общественных и волонтерских организациях, в конкурсе грантов, в публичных слушаниях, общественных советах, во встречах и дискуссиях по развитию города, по его благоустройству и безопасности. Зачастую мы видим только финиш события, например открытие участка дороги. Но этому предшествует работа по подготовке нормативных документов, аукционной документации, выкуп земельного участка, работа подрядчика. Результатом являются благоустроенный двор, дорога или детский сад. Хотелось бы, чтобы люди понимали это и по возможности участвовали в принятии решений на стадиях обсуждения, а не только по итогам реализации программ. Это и есть совместное участие в жизни города и деятельный контроль всех уровней.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги:

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *