Под крылом летящей птицы

новости кургана фестиваль «Параллели»

Заметки с фестиваля «Параллели» в курганском театре кукол «Гулливер»

…Птиц было много, и все они были разные — летящие, плывущие, даже гуляющие. Это были птицы детские. Юные авторы — все из художественной студии Елены Галки из деревни Острова. От них веяло летом, синевой неба и простором. Нарисованные птицы сопровождали нас во время прогулки по этажам, а «летучие» птицы из тонких реечек с полупрозрачными крыльями парили высоко под потолками. Необычная оказалась выставка, воздушная… Как-то она настроила и на предстоящий спектакль по особому, по-детски.

новости кургана фестиваль «Параллели»

«Гадкий утенок» — сказка поучительная, но мы надеялись, что «Гулливер» избежит назидательной интонации. И театр не подвел — мы попали на вполне детское представление — на игру, которая начиналась со смешной и сразу принятой залом «перепалки»: «пиф!». — «пиф!». — «паф!». Скажем заранее, с этой новой для них игрой после спектакля дети и выходили из зала. Такая вот «зацепляйка». А сама история гадкого утенка, история поисков «своей стаи», своего голоса, своего друга — кто отзовется, и примет, и поймет — то ли птицы, то ли люди (появляются на сцене не только птичий двор, дикие утки, но и деловитая старушка, и красавцы фламинго), превращается в странствие трогательного, открытого для всех отважного птенца (замечательная работа Татьяны Кокиной).

В самом начале нас предупредили, что сказка Андерсена будет рассказана с некоторыми вариациями на тему. Вероятно, автор постановки — режиссер Никола Завишич из Сербии — имел в виду некую модернизацию сюжета с включением телешоу, явно адресованную больше взрослой части публики, потому что в целом спектакль решен так артистично, изобретательно и музыкально, что ему просто гарантирован зрительский успех. Остроумна, выразительна и выверенно точна по ритму звуковая партитура «Гадкого утенка» (почти как в опере!), замечательные лаконичные декорации, точные характеристики куклы-птицы (художник — Наталия Бурнос, Санкт-Петербург) и, наконец, атмосфера постановки безусловно определяют сыгранность, слаженность всех исполнителей, то, что называется ансамблем.

новости кургана фестиваль «Параллели»

Уверена, что все зрители необычного финского спектакля «Комнаты у моря» (соавторы — режиссер Мирра Таусси, исполнитель Микко Броденберг) долго не смогут забыть стену из камыша на фоне высоких прозрачных окон культурно-выставочного центра и такую же шуршащую «береговую линию» в другом уголке зала. Уж очень неожиданно они преобразили привычное для нас пространство выставочного зала — всегда подчиненное строгому архитектурному ритму.

Как не забудут они и маленькую — словно для кукол предназначенную — комнату с одним окном, одним светильником, одной кроватью и одной колеблемой ветром занавеской.

новости кургана фестиваль «Параллели»

Когда на сцене — условной сцене, в пространстве обозначенном камышами и другими загадочными предметами, появляется человек, он кажется поначалу художником-декоратором, который готовит площадку для спектакля или для съемки. Тем более что его действия дублирует экран. Человек поправляет камыши, включает «ветер», открывает коробки, собирает маленькую комнату, разворачивает ее, освещает направленным извне светом.

Наш зритель — частично ожидающий начала сюжетно-событийного действа, — постепенно включается в медлительно-созерцательный, почти медитативный ритм перфоманса и начинает проецировать уже себя самого (кто сознательно, а кто интуитивно) и в эту комнату, под этот шелест камышей, почти что слыша шум моря и ощущая его близость. И затем, когда мы видим одно горящее окно в большом многооконном доме, мы тоже чувствуем себя одинокими путниками, идущими на свет. Целый ряд — у каждого свой — ассоциаций, напоминаний, откликов — и сходных, и параллельных… Но, как стало ясно многим после спектакля, после встречи и весьма душевно-содержательного разговора с его авторами, есть множество тонких и золотых нитей, связующих те самые параллели и позволяющих нам лучше, точнее, ближе понять друг друга.

Завершающим аккордом фестиваля стал спектакль Роозы Халме «Кубики», который мне не удалось увидеть в авторском исполнении.

Новости Кургана

Я успела познакомиться с Роозой сначала в кулуарах театра и затем в музее, когда вся финская фестивальная команда пришла посмотреть Всероссийскую выставку акварели. Честно говоря, такая экскурсия — серьезное испытание даже для завсегдатаев музейных экспозиций. Тем более во время фестиваля, который сам по себе есть плотно спрессованный марафон работы, общения, впечатлений. Уж очень много авторов — то есть индивидуальных манер, приемов, концепций. Есть же какой-то предел эмоциональной восприимчивости, просто усталость. Но маленькая группа гостей из Финляндии была предельно внимательна и не из вежливости заинтересована в комментариях, которые переводили сразу два энтузиаста-волонтера. Они и сами задавали вопросы, много. И после двухчасовой «прогулки» по экспозиции, не проявляя никаких признаков усталости, сказали, что непременно придут еще раз, потому что все впечатления — испытанные и желаемые — за один раз уложить в памяти невозможно.

Такое особенное отношение к изобразительной культуре стало мне понятно после знакомства с фестивальным проектом Мирры Тауссен и Микко Броденберга. Оказывается, именно обостренное восприятие визуального искусства — конкретно впечатления от живописи и графики Эдварда Хоппера, американского художника-реалиста, — дало первый импульс к рождению самой идеи спектакля-перфоманса «Комнаты у моря». Живопись Хоппера в значительной степени раскрывает тему разобщенности и одиночества человека в большом городе. При живописной красоте его картин чаще всего человек оказывается в лаконично написанном интерьере — просторном и пустом — один.

Возвращаясь к последнему дню фестиваля и к личности и характеру автора «Кубиков», могу сказать, что жизнерадостность и обаяние Роозы нашли яркое выражение в самой идее совместной креативной игры с детьми…

новости кургана фестиваль «Параллели»

Детский спектакль, да еще и интерактивный, предполагает умение легко общаться с аудиторией, никакой четвертой стены! Актриса театра «Гулливер» Оксана Кириевская в полной мере обладает этим даром. Мало того, что в ее руках этот «деревянный конструктор» оживает на глазах, превращаясь то в поезд, то в улицу города, то в самолет. Она еще и к самому этому материалу — дереву — привлекает особое внимание юных зрителей. Ведь дерево не пластик, оно живое, оно выросло где-то в лесу или на берегу реки, на горке. Может быть, совсем недалеко от нас, в яблоневом саду, а может быть, в другой стране — как грецкий орех… Вот светлая и гладкая береза — можно потрогать брусочек, а вот — плотный шероховатый кубик — он из дуба. Вот полушарие, а вот и плоская дощечка — это уже игра с формой… Музыка была найдена Роозой — она одновременно ритмичная и импровизационная, и облегчает процесс трансформации кубиков, превращая спектакль в заманчивую игру, — руки кукловода только что не танцуют!..

Но, конечно, для каждого из маленьких зрителей главный момент в этом спектакле наступает, когда он оказывается перед волшебным столом с этими деревянными «кубиками» — цилиндрами, плашечками, продолговатыми и короткими, круглыми и угловатыми, полупрямоугольными. Потому что вот тут-то собственно и начинается творчество, самостоятельное создание какой-то новой, порой не вполне ясной самому автору, но осязаемой реальности… Что, как я понимаю, не только является сверхзадачей данной постановки, но обозначено и как креативная задача всего фестиваля современного искусства «Параллели».

Творчество как таинство. Forever!

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *