На сцене Курганской областной филармонии выступил русский народный хор имени М. Е. Пятницкого
Заметила я в последние годы, что на концерты известных хоровых коллективов всё труднее купить билеты. Так было и с Русским народным хором имени М.Е. Пятницкого. Задолго до концерта все билеты были распроданы. Даже на балкон. К началу программы зал был переполнен…
Смотрите фоторепортаж Александра Алпаткина.
Чего же мы ждём от таких прославленных и звёздных коллективов, таких титулованных, которые без содействия министерства культуры Российской Федерации, без программы «Всероссийские филармонические сезоны» вряд ли смогли бы осчастливить нашу публику своим творчеством? Ответ и прост, и сложен. Конечно, нам хочется в полной мере зачерпнуть из живого источника народного искусства — не из теле- или видеопрограмм, не из социальных сетей мировой паутины, не из «облака», а вживую, полными пригоршнями…
Концерт начался традиционно — с песни и протяжной, и звучной, с ощущением российского простора, с почти эпического звучания — сначала задушевнолирического — негромкого, а затем мощного, монументального. По контрасту легко, взлётно, заразительно, радостно, соединяя танец и песню, расцветила сцену композиция «Ой, вставала я ранёшенько» в постановке знаменитого художественного руководителя хора Александры Пермяковой. На ярких звучных контрастах piano и forte, в эмоциональной динамике решена старинная сибирская песня «По диким степям Забайкалья». И в самых лучших классических народных традициях прозвучала песня о Волге.
Разнообразием возможностей хора, богатейшим потенциалом всего творческого коллектива программа порадовала зрителей с самыми разными предпочтениями и вкусами. Тут и казачьи песни, и современная лирика («Берёзы» Игоря Матвиенко), и плясовые, и частушки. Конечно, триединая природа изначально крестьянского хора, сочетающего пение, танец и звучание народных инструментов, безмерно расширила диапазон эмоционального воздействия на публику и песен, и вокально-хореографических композиций. Это «музыкальное действо» захватывает, завораживает и будоражит зал своим оптимизмом, яркой зрелищностью и музыкально-игровым началом. Оркестр народных инструментов — это блестящий коллектив настоящих виртуозов — не только инструменталистов, но и артистов в полном смысле слова. Именно оркестр задаёт ритм и держит темп танцевальных номеров программы.
Хор наряду с традиционными, хорошо знакомыми публике редакциями народных песен исполнил на курганской сцене и такой почти научно-фольклорный вариант обрядовой песни, который для широких зрительских кругов не вполне привычен. И зал притих и замер, и даже если не все всё поняли в этой новой (а на самом деле архаической, старинной) манере исполнения, то почувствовали что-то глубинно давнее. И такое обращение к своим корням, к своему прошлому, к архаике крестьянской культуры и важно, и нужно. Даже, наверное, необходимо, чтобы не стать нам не просто космополитами, а в каком-то смысле «Иванами, родства не помнящими».
Удивительный был в этом концерте танец. Парный. Кажется, он назывался «Сибирское лансе». Естественный по танцевальной и человеческой грации, что для современной сцены выглядит парадоксом. Кажется, что и движения-то все знакомые, и музыка родная до последней нотки, а оторваться невозможно — так это было красиво. И столько было в этом танце и достоинства, и плавности движений, и горделивой стати, и — вдруг — наступательного задора, лукавства. И женственной мягкости, и — при всей энергии — мужской деликатности. Словно на глазах у нас полная прелести и обаяния оживала настоящая, по-крестьянски целомудренная история отношений мужчины и женщины. Не менее трогательная и изящная, чем в ином менуэте. И от того, что на сцене были только двое, не хор, не хоровод, мы словно крупным планом увидели вдруг, как это может быть пленительно и гармонично…
Замечательно, почти «на ура» приняла публика великолепные мужские «страдания» в стиле городской песни — тут вам и юмор, и артистизм, и навыки хореографического театра, не говоря уже о великолепном ансамблевом чувстве локтя, абсолютном взаимном понимании — и в итоге сценическом мастерстве в едином действе! Прямо по установке художественного руководителя А. А. Пермяковой: «Песню не поют, а играют». А уж зритель наш, эмоциональный, благодарный, непременно отзовётся, все ладошки отобьёт…
Финальная часть программы, плотно спрессованная по времени, в ключе non stop, шла под почти несмолкающие аплодисменты. Это был уже какой-то апофеоз, шквал эмоций. Профессионально выверенная композиция, изумительный сплав таланта и мастерства, виртуозной техники и темперамента — когда всё это выплёскивается в зал — для зрителей это такой заряд радости, свежести, силы и куража, такой источник гордости за своё Отечество, за культуру, коренную и многообразную, — о котором только можно было мечтать!
Завершение концерта было триумфальным. Публика благодарила артистов стоя, и долго-долго не смолкали аплодисменты…. А самые смелые зрители — уже за кулисами — горячо просили-приглашали: «Приезжайте ещё!».

Теги: концерт, филармония, хор
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости