Король ринга с первомайского двора

Новости Курган

30 декабря первый мастер спорта СССР по боксу в нашей области, судья республиканской категории Александр Григорьевич Фёдоров отметит 80-летний юбилей

Кажется, только вчера мы отметили его семидесятилетие, и вот опять, будьте любезны, десятый декабрь «накатил-налетел бешеный, как электричка». Александра я знаю с тех древнейших времен, когда мы — свежеиспеченные мастера спорта, только что со сковородки, — собрались на улице Гоголя у госбанка, чтобы прошагать в спортивной колонне на первомайской демонстрации. Мастеров спорта было мало, и мы знали друг друга в лицо. Стояли долго, иногда около часа, говорили о разной чепухе, а вот чтобы обстоятельно поговорить, по-Достоевски порыться в закромах памяти интересного человека — ума не хватало. Сейчас пытаемся наверстать, да что толку. Иных уж нет, а те далече. У Александра Григорьевича с памятью все в порядке.

Лучшего шахматиста среди боксеров, по версии Валерия Паниковского, я недавно хорошо разговорил и узнал много чего интересного.

Главная улица его судьбы

Родители Александра, Григорий Васильевич и Анастасия Анань-евна, родом из Варгашинского района. До женитьбы жили на противоположных берегах озера Корнилово в деревнях Корнилово и Гагарье. Создав семью, в конце 20-х годов прошлого века перебрались в Курган. Усадьбу приобрели на улице 1 Мая, или просто на Первомайке. Отец вместе с братом своей жены Тимофеевым Алексеем Ананьевичем построили маленький домик на две половины. Небольшое болотце, заросшее камышом, отделяло участок от железнодорожного полотна. Огород небольшой, грунтовые воды близко, погреб не выкопаешь. С хранением овощей проблема. Но удобно насчет работы. Оба работали на железной дороге. Отец — помощником машиниста железнодорожного крана, мама — в пекарне. Началась война. Отец ушел на фронт. Служить ему довелось в прифронтовой полосе, железнодорожным краном разгружать вагоны с военной продукцией. прифронтовая полоса — это условность. Она легко могла оказаться за линией фронта. Война же. Отцу повезло — в плен не попал. А вот брат жены Алексей Ананьевич оказался в окружении. Застрелил командира за то, что тот приказал сдаться в плен немцам, и вывел свое подразделение из окружения. В бою был ранен, лечился в госпитале в Москве. Там и умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Посмертно награжден звездой Героя Советского Союза. Предполагаю, именно от корня Тимофеевых благодаря маме Александру много чего хорошего перепало. Он такой же взрывной, отважный, иногда бесшабашный, как дядя Алексей.

Остаться одной с тремя несовершеннолетними детьми во время войны — страшное горе. На семью Федоровых приходилось четыре сотки земли вместе с постройками. Для посадки всех овощей места не хватало. Картофель сажали в поле. Сено для коровы заготавливали в пойме Тобола. Детей от смерти спасала корова. Ее, как священное существо, от воров на ночь переводили из сарая в сени. Помощницей для мамы и нянькой для братьев была 9-летняя Нина. Ближе к окончанию войны пацаны помогали сестренке сопровождать корову в стадо и встречать с пастбища. На главной улице его судьбы прошли детство, юность и большая часть остальной жизни Александра. На знакомом с детства перекрестке живет он и по сей день. Правда, в благоустроенной квартире.

По стопам старшего брата

Когда старший брат Виктор в первый раз надел на руки Алексея боксерские перчатки, тому было 14 лет. Сейчас в этом возрасте лучшие боксеры нашей области имеют опыт международных встреч. О звании «Мастер спорта СССР» Александр в то время и не думал. Ему хотелось научиться боксировать, чтобы быть готовым к разборкам в очереди за пивом. Отец любил пиво и посылал в ларек только Сашку. Виктор уже ходил на тренировки к курганскому Папе Карло — Виктору Филипповичу Меженову и во дворе своего маленького домика за садом передавал свой опыт младшему. То есть был первым тренером Александра.

Разница в 2,5 года в возрасте, занятия в зале бокса делали Виктора непререкаемым авторитетом. Александр старшего брата уважал, как губка впитывал его советы, с большим удовольствием отрабатывал с ним боксерские удары. Два года занятий в домашних условиях принесли плоды. В первом бою на ринге, установленном в доме культуры завода «Урасельмаш», Александр вышел победителем. Меженов тот бой судил. Настырный паренек ему понравился, и он пригласил его к себе в зал бокса на улице Красина.

Профессия по совету отца

Отец, который был с техникой на «мы», посоветовал ему освоить профессию газоэлектросварщика. Профессия хоть и грязная, вредная, но надежная, а главное, денежная. Так Александр стал учащимся Курганского ремесленного училища № 2. В своем училище он организовал секцию бокса и на общественных началах, то есть бесплатно, тренировал своих однокашников. В дни, когда Меженов и старший брат уезжали на соревнования за пределы города, подменял их в зале бокса. Получив диплом, устроился работать на завод «Уралсельмаш». Изготавливал продукцию сельскохозяйственного назначения. По существующей в то время традиции его регулярно отправляли в литейку, на штурмовщину. Зарплата в литейке была побольше, чем в цехе, поэтому через два года Александр перевелся туда. Даже человек с небогатым воображением, хотя бы раз наблюдавший за литейным производством, мог без труда представить себе сцены из жизни мифического ада. Редкий голубь, залетевший погреться на фермах под потолком, не падал на пол от угара. Редкий рабочий в таких условиях доживал до пенсии. Неужели светлой мечте Александра (а она уже появилась) стать мастером спорта пришел каюк? Но юного боксера с характером из дамасской стали это обстоятельство только раззадорило. Небольшой жизненный опыт подсказал, что очистить легкие от грязи поможет только спорт. Не водка, считавшаяся в то время панацеей от всех зол, и даже не физкультура с ее щадящим режимом, а только настоящий спорт, когда сердце работает на запредельных оборотах, когда руки в конце очередного раунда из-за нехватки кислорода наливаются свинцом и стрелка хронометра безжалостно замедляет свой бег.

В годы нашей юности дополнительной ступеньки между первым разрядом и мастером спорта еще не было. Ее придумали только в 1965 году. Назвали не по старинке — «подмастерье», а гордо и обнадеживающе — «кандидат в мастера спорта». Почти как кандидат в члены политбюро.

Крепкого орешка-перворазрядника, непобедимого чемпиона Курганской области во втором полусреднем весе Александра Федорова включили в список перспективных спортсменов, способных выполнить норматив мастера спорта СССР.

Были сборы, поездки на разные турниры. Деньги не проблема. У нас был великий спонсор — советские профсоюзы. Александр доверие оправдал. В 1963 г. в Казани на первенстве РСФСР среди перворазрядников он стал победителем и получил право на присвоение ему звания «Мастер спорта СССР». Невероятно, но факт. На асфальте распустился цветок.

Стадион его души

Неизвестно, как бы решилась судьба Александра Федорова, не вмешайся Юрий Витальевич Ванчугов, в то время заместитель председателя завкома профсоюзов, куратор культуры, физкультуры и спорта.

Когда возник вопрос о кандидатуре на пост директора стадиона, Ванчугов предложил Федорова. Не курит, спиртное не употребляет, человек чрезвычайно ответственный, к тому же боксер. С алкашами, заполнившими все укромные закоулки стадиона, такой быстро разберется. Ванчугов, работая в депо станции Курган, занимался боксом в красном уголоке вагонников у Александра Белых. После армии устроился работать на КЗКТ, но увлечения боксом не оставил. Однажды по его инициативе в инструментальном цехе № 7 соорудили боксерский ринг. Вместо канатов простые толстые веревки. После победы, купаясь в лучах спортивной славы, Ванчугов вдруг услышал: «Да был бы здесь Сашка Федоров, он бы всех отметелил». Эти слова сказал слесарь второго цеха Николай Макаров, которого рабочий народ уважал не только за его слесарное мастерство. Николай был великолепным кинологом, готовил собак для службы в милиции. Человек серьезный, такой слов на ветер не бросает. Ванчугов сходил в литейку, познакомился. Со временем на боксерской почве они крепко подружились. Десять лет после Меженова Ванчугов был лучшим другом курганских боксеров — председателем федерации бокса нашей области. Дружба не ржавеет вот уже 55 лет. Чтобы читатель мог представить, с каким беспокойным человеком подружился Федоров, приведу пример. В 60-е годы мы крепко дружили с Кубой. В большой компании советских туристов были представители Кургана и лично товарищ Ванчугов. Старая комсомольская закваска жить спокойно коммунисту Ванчугову не давала даже на Кубе. Вот и решил он в честь кубино-советской дружбы организовать легкоатлетический пробег по набережной Гаваны. В то время как туристы, исповедующие другие материальные и духовные ценности, откупоривали бутылки с кубинским ромом, бегуны, возглавляемые Юрием Ванчуговым, дружным топотом своих ног раскачивали кубинский остров. Он же, Ванчугов, уговорил Федорова вступить в КПСС и дал рекомендацию.

Членство в партии новому директору стадиона хорошо помогло. Стадион в то время представлял собой футбольное поле, огороженное деревянным забором. Ко всем сооружениям, что есть сейчас на стадионе, Федоров приложил руку, душу и сердце. Первой реновации подверглась старая раздевалка. Вместо нее соорудили 2-этажный отапливаемый дом с раздевалками, служебными помещениями и небольшой комнатой для боксеров.

Долго хозспособом строился спорткомплекс. А каких хлопот стоила беговая тартановая дорожка! Только три месяца бригада в Ташкенте варила тартан, который потом наклеили на асфальтовую основу.

Несколько десятилетий эта дорожка служила верой и правдой курганским легкоатлетам.

Все 52 года стадион для Александра Григорьевича был вторым домом. Уволился в конце декабря 2017 года.

Есть ли в жизни счастье после 80 лет

Конечно, есть. У Александра Григорьевича две дочери, три внука. У старшей дочери Натальи сын Дмитрий. Живут они в Кургане. У младшей Светланы два сорванца японской национальности. Светлана живет в Токио. Во время учебы в московском университете познакомилась с японским студентом Хироюки Хориэ и вышла за него замуж. Муж и жена — редакторы-переводчики японских журналов на русский язык. Японские внуки, по словам Александра, по-русски шпарят лучше нас. Боксом пока не занимаются. Вот прочтут газету «Курган и курганцы», узнают побольше о своем курганском дедушке, может, тогда…

А пока шахматы. Шахматы — тот же бокс, только без драки. Так получилось, что какое-то время Александр жил в одиночестве. Не так давно познакомился с юной пенсионеркой. Стали жить вместе. Вместе веселей. Работа на даче, походы по грибы, прогулки лыжные и пешие на свежем воздухе.

Регулярные встречи с Юрием Витальевичем. Встретятся, и, как обычно, начинаются воспоминания. Было время, носились когда-то, как лоси, по горам, по лесам, по зеленым лугам. Вспоминать хорошее время тоже счастье. Боксеры и борцы вышли из древнегреческого панкратиона. По сути дела, близнецы-братья. Поэтому президент клуба «Ветераны спорта», мастер спорта по греко-римской борьбе, заслуженный тренер России Владимир Андреевич Воронин от всей богатырской души и от беспокойного борцовского сердца поздравляет тебя, дорогой Александр Григорьевич, с юбилеем и желает тебе доброго здоровья на всю оставшуюся жизнь. К его поздравлениям присоединяюсь и я, твой друг и почитатель твоего таланта, почетный мастер спорта СССР Дмитрий Семионов.

Фото из архива А.Г. Федорова.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *