Новый год в кабине локомотива

Новости Курган

Машинисты всегда встречали праздник весело и ответственно

Новый год и Рождественский праздник курганские железнодорожники встречали по-разному. В конце 19-го века железнодорожников за добросовестный труд отмечали небольшими премиями и даже продуктовыми наборами. Конечно, в таких подарках не было намека на излишнюю щедрость начальства, но паровозники и ремонтный персонал все равно были рады, что их наверху заметили. Зато в железнодорожных семьях всегда было радостно. Те, кто работал на дороге, получали заработную плату, на которую могли без особого труда отметить рождественское веселье и даже купить в лавках недорогие подарки своим чадам.

В декабре 1893 года радостно отмечали закладку железнодорожного моста через реку Тобол.

Свидетелем того события был мостовой мастер Иван Скорухин, который в письме своим родственникам в Тобольск красочно описал, как все происходило. Как угощали местной водкой (возможно, это был самогон), как в компании гуляющих оказался батюшка и как он щедро рассыпал свои божественные пожелания. И как всех угощали рыбными пирогами. А чересчур выпивших мастеровых укладывали на сон в соседних домах. В общем, всем было весело. Радовались тому, что наступает Новый год, который откроет движение составов по новому мосту.

Вряд ли курганцы помнят об удивительном факте последних декабрьских дней 1932 года. Известный курганский железнодорожник Иосиф Кузьмич Алексеев первым в стране был удостоен звания «Герой России» (не путать с нынешней высокой наградой!). Были названы причины столь радостного события — «за выдающуюся и исключительно полезную деятельность в социалистическом строительстве, выразившуюся в активном участии по восстановлению разрушенных во время гражданской войны сооружений на железнодорожном транспорте». Грамота Алексеева сейчас хранится в областном краеведческом музее.

В новогодние дни 1941 года на курганском вокзале под серьезной охраной был выставлен арестантский поезд. В холодных вагонах везли в Сибирь людей репрессированных и других законно и незаконно осужденных. В одном из таких вагонов направлялась в ГУЛАГ Татьяна Ивановна Сухомлина, жена знаменитого скульптора из «золотого сталинского фонда» Дмитрия Цаплина, арестованная, как она говорила, за слишком тесные отношения с враждебной партии интеллигенцией. Татьяна Ивановна рассказала мне, какой рано утром из зарешеченного вагонного окошечка она увидела станцию Курган — холодную и заснеженную. «Вы знаете, — сказала мне Татьяна Ивановна, — к нашим вагонам пытались подойти, по всей видимости, курганские женщины, окутанные в теплые платки. Видимо, хотели передать нам, заключенным, что-то из съестного. Охраняющий нас молодой красноармеец не противился этому, зная, что охраняемый им вагон был женским. Мне достались булочка и тюречёк с иголочкой и нитками…».

И вновь череда ярких предновогодних событий прошлого века. В ноябре 1943 года курганский машинист Иван Блинов был удостоен высокого звания «Герой Социалистического труда». А уже перед Новым, 1944-м, годом курганец, как сообщала газета «Гудок», «блестяще провел тяжеловесный грузовой поезд на тяжелом участке Урала — от Челябинска до Абдулино». На следующий день героя лично поздравил по телефону всесильный нарком Лазарь Каганович. Он пригласил Ивана Петровича в Москву, в Кремль, чтобы пожать ему руку. Блинов рассказывал: «Когда мы прибыли в Кремль, нас тепло поздравил Лазарь Моисеевич. Все время ждали Сталина. Каганович торжественно об этом сообщил нам. Признаться, нас это очень порадовало, что сам вождь будет лично нас поздравлять. Но по какой-то причине Иосиф Виссарионович не появился, а прибыл Михаил Иванович Калинин. Нас предупредили: когда всесоюзный староста будет вручать вам подарки, не пытайтесь крепко жать ему руку. По всей видимости, она была больна от постоянных рукопожатий награжденных. Я так и сделал…».

Сегодняшний ветеран-железнодорожник Борис Шевяков рассказал мне о том, как в 50-60-х машинисты отмечали Новый год:

— Я защищал диплом в Челябинском железнодорожном техникуме. И меня направили в Курган на практику. Приходим всей командой к начальнику цеха эксплуатации. Говорю ему: «Бригады нужны?». — «А как же, нужны!» И нас в самый Новый год посадили в локомотив и — поехали. Новый год я встречал где-то в районе станции Петухово. Огорчения не было. За плечами тяжелый груз для страны. Была только радость от того, что мы так нужны дороге и что у нас будет хорошее будущее.

Борис Шевяков давно на пенсии. Он отлично отработал в Курганском локомотивном депо и по-прежнему там желанный гость.

А как весело было в новый год в домах железнодорожников! Тот же Шевяков рассказал, как 31 декабря шли по шумному подъезду дома и, услышав в соседней квартире веселые голоса и музыку, говорили друг другу: «Зайдем!». Стучали в дверь, их радостно запускали в квартиру, и веселье продолжалось. Вот это был по-настоящему семейный праздник!

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *