«Дайте нам шанс!»

курган новости

Проведя почти десять лет в женской исправительной колонии, наша героиня смогла начать абсолютно новую жизнь

«В 2005 году друзья затянули меня, скажем так, не в самую хорошую компанию, – вспоминает Ольга (имя изменено – авт.). – Начала употреблять наркотики. Вскоре меня посадили на четыре года – за распространение. Шока не было, я прекрасно знала, что этим рано или поздно закончится. Мне был тогда 21 год. Срок отбыла молча, практически ни с кем не общаясь. Замкнулась в себе – все окружающие казались предателями. Друзей у меня не было. У наркоманов друзей вообще не бывает, они появляются, только когда хотят перехватить денег на дозу, а твои проблемы им не нужны.

В колонии я часто нарушала дисциплину, спорила с сотрудниками администрации, отказывалась работать, на беседы с психологом не ходила – все это казалось ненужным и не имеющим ко мне отношения. Более того – опасным. Мне не хотелось, чтобы кто-то знал о моих мыслях и переживаниях. Считала, что лучше помалкивать.

На свободу я вышла, ничего не осознав. Как жить дальше? На работу нигде не берут, боятся моей судимости, дома пилят, что денег нет. Удалось устроиться продавщицей в ларек, но вскоре хозяин узнал о том, что я четыре года отбывала срок, и пришлось уйти. Начала снова колоться и торговать наркотой».

На свободе Ольга пробыла недолго – пару лет, да еще год была в федеральном розыске. В 2013 году ее задержали на Введенском разъезде с крупной партией героина. И снова «четверка» – исправительная колония № 4. Там девушку прекрасно помнили. В ее личном деле было три цветных полоски – склонность к беспорядкам, распространение наркотических средств и агрессия в отношении сотрудников колонии. Поэтому Ольге назначили куратора. Это была Надежда Семенкова, начальник отдела по воспитательной работе с осужденными женской исправительной колонии № 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области.

«Во время беседы куратору удалось меня довести до слез – задела она меня за живое, – Ольга и сама удивлена тем, как это произошло. –Хотя всего-навсего задала простой вопрос: «Скажи, пожалуйста, у тебя хоть когда-нибудь была цель в жизни?» И действительно, я все эти годы жила – и не понимала, для чего. Не было цели! А ведь я по характеру – напористая, настойчивая. Куратор мне предложила подумать над этим вопросом до следующей беседы. Я задумалась, и поставила себе цель, реальную, не фантастическую – стать лучшей швеей. И еще одну цель – выйти на свободу в 2018 году. Хотя срок у меня был девять лет, при том, что прокурор вообще запрашивал девятнадцать… Я решила, что приложу все усилия, чтобы мне заменили пребывание в колонии на ограничение свободы с использованием электронного браслета».

Решила – и сделала. Ольга получила в колонии профессию оператора швейного производства, участвовала в огромном количестве конкурсов и выставок. Работала на швейном производственном участке, занималась индивидуальным пошивом спецодежды. В поте лица зарабатывала деньги, выплатила девяносто тысяч из ста по судебному иску – штраф, назначенный судом. В это же время старательно изучала законы, старалась понять, что нужно сделать, чтобы выйти на свободу. Изменила свои взгляды, научилась общаться с людьми, от замкнутости и следа не осталось. Зарабатывала положительную характеристику – для этого надо хорошо себя вести и активно участвовать в массовых мероприятиях, которых в колонии проводится очень много.

«Поняла, что если хочешь изменить жизнь к лучшему – надо начинать с себя, самой меняться, – объясняет Ольга. – Я кайфовала от процесса шитья. Сама от себя не ожидала, я ведь неусидчивая. Оказывается, я могу сшить красивую вещь из любого ремка, практически из ничего.

Кабинет куратора был для меня всегда открыт. В любой момент я могла обратиться за советом, поддержкой. Правда, даже куратор не верила, что меня выпустят из колонии раньше срока. И все-таки это случилось. Я отбыла четыре с половиной года вместо девяти и вышла с ограничением свободы. Была четкая цель – и всё получилось!

Еще в колонии я начала ходить к батюшке – отцу Игорю. К исповеди была на тот момент не готова, но с удовольствием отстаивала службу. С отцом Игорем всегда можно было поговорить по душам и получить дельный совет. Когда освободилась, продолжила посещать храм. Там меня охватывает такая искренняя радость, такое чувство эйфории! В церкви знают, что я сидела в тюрьме. Там врать нельзя – идешь не к батюшке, а к Богу, а Бога не обманешь».

Сначала у Ольги на свободе дела пошли хорошо. Администрация колонии порекомендовала талантливую швею на Курганскую швейную фабрику. Пока на предприятии были заказы, Ольга неплохо зарабатывала. Когда заказы кончились, резко снизилась и зарплата. Пришлось искать новую работу.

«Тут начались серьезные проблемы, – признается наша собеседница. – Десять лет колонии за плечами – меня никто не хотел принимать на работу. И все же удалось устроиться в одну из пекарен. Успеваю и за мамой ухаживать, она у меня инвалид первой группы. Кстати, переоформлением группы инвалидности для мамы занималась тоже я – это была еще одна из моих целей. Сейчас решаю квартирный вопрос – маме, как инвалиду, положена жилплощадь. Занимаюсь сбором документов. Это сложно, и может ничего не получиться – но на «четверке» тоже еще никто не выходил с таким сроком по ограничению свободы, а я смогла! Так что ставлю перед собой все новые и новые цели и методично их добиваюсь».

Есть у Ольги и программа-максимум – организовать свой бизнес, стать индивидуальным предпринимателем и шить красивые стильные вещи. И, конечно же, создать семью, растить детей.

«К бывшим заключенным в обществе отношение напряженное, – говорит Ольга. – Те, кто меня близко знает, не осуждают. А посторонние склонны не доверять, обвинять во всех бедах. Хотя поселок наш маленький, постепенно люди убеждаются, что я веду нормальный образ жизни и даже начинают улыбаться при встрече.

Самая главная трудность, когда выходишь на свободу – это найти работу. Есть бывшие заключенные, которые не могут трудоустроиться по десять лет. Очень важно объяснить людям, далеким от преступного мира – нам, бывшим осужденным, надо давать возможность начать новую жизнь, честно трудиться. Дайте нам шанс!»

Сейчас Ольга вышивает бисером икону Николая Чудотворца – просила у батюшки благословение на эту работу. Вышивать девушка тоже научилась в колонии – там есть занятия декоративно-прикладным творчеством. Икону обязательно понесет освящать в храм…


«Работа по подготовке осужденного к освобождению начинается с момента его прибытия и длится все то время, пока человек отбывает наказание, – поясняет Константин Розонтреторов, начальник отделения воспитательной и социальной работы с осужденными Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Курганской области. – В колонии люди могут получить не только среднее специальное, но и высшее образование – дистанционно. Сейчас восемь осужденных в нашем регионе обучаются в вузах.

Мы не освобождаем людей без профессии. Даем возможность освоить специальности, востребованные сегодня на рынке труда. Если осужденный в свое время не окончил школу, он обязан получить среднее общее образование, а уже потом – профессиональное.

Изменение сознания осужденного – огромная работа. Над этим трудятся и кураторы, и начальники отрядов, и психологи, и специалисты социальной защиты – практически все сотрудники администрации колонии. Творчество, художественная самодеятельность, спортивные соревнования, обращение к нравственным ценностям через религию – используется все, что может отвлечь человека от криминальной унылой «романтики» и бесцельного, паразитического образа жизни».

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *