Двенадцать радостных рождественских дней
Совсем недавно, 7 января, православный мир встретил праздник Рождества Христова, вспоминая о событии, изменившем ход истории и устроение земного мира. Времена разделились на до и после Рождества Христова. Во всех православных храмах, в том числе и в столице Зауралья, состоялись торжественные Рождественские богослужения.
Но праздник продолжается, охватывая двенадцать дней от Рождества до Крещения. С 7‑го до 18 января идут Святки — особое время в православном и народном календаре. Чего только не происходит на Святки! Святочные дни посвящены прославлению Христа, наполнены рождественской радостью, ожиданием чуда Богоявления.
Во времена раннего христианства (до IV века) праздники Рождества и Богоявления (Крещения Господня) отмечались в один день, а потом разошлись, но осталась связующая нить — рождественское двенадцатидневье, которое до сих пор христианами воспринимается «яко един день».
Все начиналось с Рождественского сочельника — дня накануне Рождества. Варили кутью из ячменя и гороха. Заливали варом из сушеных фруктов, какой обыкновенно варился по поводу рождения дитяти. Особое внимание уделялось домашним животным. Рожденный Младенец был положен в ясли для скота, а на рождественских иконах мы видим стоящих вокруг яслей вола и осла, согревающих своим дыханием Новорожденного. В рождественскую ночь и во время Святок весь скот было принято обильно кормить. Народные традиции не только не мешали рождественскому празднику, но укореняли его в народном сознании, делая близким и понятным.
Святки всегда сопровождались колядованием — прославлением Христа. Дети обходили в святочные дни все дворы и дома, исполняя колядки, прославляющие Христа. А в ответ от хозяев получали многочисленные сладкие подарки. Это было очень красиво — вспомним знаменитое гоголевское описание! Ходили с украшенной Вифлеемской звездой, внутри которой горела свеча, звонили под окнами церковными колокольчиками. Вообще Рождество — это детский праздник, шумный и веселый, когда и взрослые становятся детьми, соединяясь с ними в рождественской радости. Сегодня, к счастью, традиции детских праздников возрождаются.
Крестьянский быт, народные поверья, суеверия, конечно, влияли на ход святочных дней. Здесь и святочные гадания, блистательно описанные Пушкиным в «Евгении Онегине». На протяжении Святок никто не брался ни за какую работу.
В святочные дни изменялось общение людей. Оно становилось праздничным и радостным, стирались социальные различия, забывались ранги. Главный обычай — ходить друг к другу в гости. И все ждали, кто же именно на Рождество Христово первым постучится в дверь. Особое внимание уделялось нищим и обездоленным. По преданию, русские цари «тайно» ходили в святочные дни по тюрьмам, оделяя рождественскими подарками заключенных. Считался неполным стол, за которым нет нищего и убогого. И говорили люди, что Сам Господь в нищенском одеянии ходит в рождественские дни по всей Руси с ключами от рая.
На время Святок отменяются все посты, а по церковному уставу не обязательны земные поклоны. Святочные столы ломились от яств — мясные и рыбные блюда сменяли друг друга. Особой популярностью в русской святочной кухне пользовался жареный молочный поросенок, фаршированный гречневой кашей.
Шумные Святки пролетают быстро. Заканчиваются они в Крещенский сочельник (18 января) — канун праздника Богоявления.
Фото: Из коллекции старинных открыток первой русской художницы Елизаветы Бём. Экспонировалась в Курганской епархии в 2016 году.
Теги: рождество, святки, церковь
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости