В нём воспитанники могут перенестись в далёкое прошлое
Мы спешим в «Русскую избу», где сегодня пятилетним воспитанницам детского сада №1 «Любознайка» предстоит узнать, как жили, что умели их сверстницы в далёком прошлом.
Наш путь лежит через длинный широкий проходной коридор, который два года назад стал… музеем истории детского сада.
Смотрите фоторепортаж Леонида Архипова.
— Как-то, наводя порядок в шкафу, я наткнулась на старую папку. В ней обнаружила заявления сотрудников детского сада, книги приказов, фотографии, распоряжения руководителя 30-х, 40-х, 50-х, 60-х годов, — рассказывает заведующая детским садом Елена Потапова.
Бесценные документы хранятся в витрине, накрытой плотной тканью, чтобы уберечь от пыли и света. Разве не драгоценность – историческая и человеческая — заявление, написанное карандашом несколько десятилетий назад: «Прошу уволить, потому что старая стала и перехожу на иждивение детей»?! Старенькое радио, которое находилось в кабинете заведующей в 50-е годы, — обязательный атрибут того времени и в учреждениях, и в квартирах.
На стенах найденные в архивах фотографии воспитанников одного из семи первых детских садов города Кургана – детский сад был открыт в 1934 году. Так что в этом году у него солидный юбилей — 85! На стеллажах – игрушки и детские книжки; их собирали по домам.
— Многие детские стихи, написанные в 50-е годы, мы и сегодня читаем нашим детям. И они очень удивляются и радуются, что когда-то те же строчки наизусть заучивали их бабушки, дедушки, родители, — продолжает для нас экскурсию Елена Владимировна. — Затаив дыхание ребята слушают, что во время войны здесь некоторое время жили эвакуированные дети — для них была организована ночная группа; что в меню было заложено 400 г хлеба против нынешних 110: ведь тогда хлеб был единственным источником калорий. При этом в меню обязательно включались 15 г шоколада – сладкое было необходимо для развития мозга малышей.
Мини-музей «История детского сада № 1», открывшийся в декабре 2016 года, стал четвёртым залом музея детского сада «Любознайка».
В здании было немало укромных пустовавших уголков, которые просто «требовали»: «Заполните нас!». Заполнили историей.
— В кабинете директора детсада был оформлен методический уголок: фотографии старого Кургана, несколько старинных предметов. Всё это очень интересовало и детей, и родителей, — вспоминает Елена Потапова. — Решили, что надо расширять экспозицию. Кинули клич — и педагоги, родители с детьми с увлечением искали экспонаты. Находили немало интересного; главным образом, у своих родственников и знакомых в сёлах. Так в 2003 году стал зарождаться наш мини-музей.
Теперь в нём уже четыре зала. Один из них — «Хлеб – всему голова». Конечно, главное место занимают материалы, посвящённые великому зауральском хлеборобу Т. С. Мальцеву. Хочется подольше задержаться у витрины с миниатюрными изделиями из соленого теста – крошечные батоны, пряники, баранки. Всё это делали воспитанники под руководством воспитателя по изодеятельности Лилии Орловой. В стеклянных сосудах – зёрна злаковых культур, которые выращивают на территории Зауралья. Отдельная полка отдана вареньям- соленьям;их воспитанники приносят из дома, и и каждую осень экспозиция обновляется.
Название зала «Зауральское качество» говорит само за себя — здесь представлены образцы продукции лучших зауральских предприятий. Но приходящих сюда ребятишек ждёт немало вопросов. Например, почему на видном месте – статуэтка собаки? Воспитанники детского сада знают, что именно эти животные помогали Г. А. Илизарову и продолжают помогать его ученикам в проведении научных исследований. Ребята из подготовительной группы побывали в «Собачкином сквере» на территории РНЦ «ВТО», где установлен памятник «Они служат науке». А в подарок от музея Центра Илизарова, с которым детский сад хорошо и давно дружит, получили аппарат Илизарова.
Следующий вопрос: что означает пучок колосков? И это повод ещё раз вспомнить Т. С. Мальцева. Рассматривая фотографии врача Якова Витебского, писателей Виктора Потанина и Леонида Куликова, лётчицы Светланы Копаниной, актёра Юрия Гальцева, ребята, надеются воспитатели, поймут, что главное «зауральское качество» — это его люди.
Поднявшись на второй этаж, мы оказываемся в русской избе. Главное место в ней занимает, конечно, печь. Но если это — макет, то чугунки, ухваты, самовары — настоящие, старинные
Пока Варя, с помощью воспитателя Надежды Когут, пробует ухватом поставить чугунок в печь и достать его оттуда, Женя, Даша, Ксюша с нетерпением ждут возможности тоже поорудовать ухватом, то и дело нетерпеливо спрашивая: «А когда я?» Понятно, почему подобные занятия в детском саду проводят, разбив воспитанников на подгруппы не более шести человек: чтобы каждый успел «перенестись» в далёкие года…
Этим девочкам пришлось «прожить» один день их сверстниц. На них лежало немало домашних обязанностей. Выбрав фигурки домашних животных и птиц, воспитанницам детского сада надо было их правильно разместить: кого – стойло, кого — на полянку пастись, кого – на пруд.
Потом животных следовало покормить и напоить. Воду, конечно, брать нужно из колодца. Он миниатюрный, но с настоящим воротом; поэтому в него можно опустить крошечное ведёрко. Макеты избы и всего, что есть на подворье, изготовлены руками родителей. Очень хороши!
Девочки в крестьянских семьях должны были присматривать за младшими братьями и сестрами. Варя, Женя, Даша, Варя, Ксюша, взяв в руки кукол, с явным удовольствием их баюкают, напевая колыбельную.
Уложив малышей, нужно помочь с глажкой белья. Женя пытается поднять старый утюг. Но не тут-то было – он очень тяжёлый. А если в нём были бы ещё угли…
Отведя девочек от утюга, Надежда Когут выкладывает на стол два предмета.
Один из них — скалку – девочки узнали сразу. А что это за прямоугольная доска с рукоятью, на нижней стороне которой сделаны поперечные зарубки?
— Это – рубель. Вещь, которую нужно было погладить, наматывали на скалку. Рубель клали сверху и прокатывали вперёд, размягчая и разглаживая ткань, — Надежда Михайловна показывает, как это делается. И добавляет:
— Это очень трудоёмкая работа, но и её поручали маленьким девочкам.
Конечно, её воспитанницам непременно хочется попробовать и чуть ли не вырывают друг у друга рубель и скалку. Кто-то из девчушек заметил, что «так гладить удобно». Интересно, согласилась бы с этим её мама?
Благодаря музею, всё, о чём говорят на занятиях, можно не только увидеть, но и подержать в руках. Поэтому ребятам занятия очень нравятся. Это хором подтверждают и воспитанницы Надежды Михайловны. Признаются, что больше всего им понравилось «ухаживать» за животными.
А я думаю, что вряд ли столько радости и ярких эмоций доставила бы популярная компьютерная игра «Весёлая ферма».
Елена Потапова, заведующая детским садом:
— Создание мини-музея в дошкольном учреждении имеет не только познавательную ценность, но и эмоциональную окраску: ведь в настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Выставки можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать, уносить в группу. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и близкие ему люди (семья). Поскольку создание мини-музеев происходит при тесном взаимодействии с семьями воспитанников.
Теги: дети, детский сад, музей
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости