Произведения великих композиторов стали подарком курганским слушателям
Радостно видеть, как от раза к разу растет и мужает Зауральский симфонический оркестр. Вот и новая программа абонемента «Симфоническая музыка в Кургане» открылась исполнением одной из жемчужин творчества Вагнера «Зигфрид-идиллии».
Поистине благоуханная нежная лирика, полная любви, томления и чистой радости, несет в себе мотивы лесной свежести, отголоски далекого лесного рога, оттеняющие мягкие напевы колыбельной спящей Брунгильды… Изобразительно-выразительная музыка отнюдь не превращается в какой-то конкретный пейзаж, автору удается самое невероятное — передать длящееся ощущение счастья в перетекающих из одной в другую мелодиях и растворенности чувства в гармонии с божественно прекрасным миром. Это удивительное сочинение было посвящено Рихардом Вагнером нежно любимой супруге Козиме и их маленькому сыну Зигфриду, а любовь — это и есть самый настоящий неиссякаемый источник вдохновения, тем более для такого неистового романтика, как Вагнер.
Оркестр Вагнера — это явление в истории музыки необыкновенное. Богатство и щедрость его звучания, яркие и звучные краски которого сменяются бархатистыми полутонами, волшебными нюансами тихо веющих, как лесной ветер, мелодий — вздохов.
Совершенно иначе звучит увертюра к опере «Риенци», написанной в Париже в традициях ярких театрально-зрелищных героических постановок. Тут наш оркестр зримо и ощутимо пополнился инструментами медной духовой и ритмической группы. И взамен небесной гармонии струнных и деревянных духовых мы услышали рокот нарастающей мощи, знаменитые вагнеровские крещендо, клокотание в жерле вулкана, сменяющиеся звучным сверкающим маршем или внезапным раскатом, взрывом барабанной дроби. Но и в увертюре к «Риенци» есть гибкая, полная очарования и живости тема любви, быстро сменяющаяся драматическими эпизодами, картинами стремительной схватки и — в завершение — героическим торжественным маршем.
Нельзя не сказать здесь о человеке, чья интерпретация Вагнера кажется нам особенно убедительной в силу нескольких веских причин.
Во-первых, Фред Бутткевиц — это маэстро, дирижер с грандиозным многолетним опытом работы с разными европейскими оркестрами, в том числе со знаменитым Лейпцигским оркестром «Гевандхауз». А еще он — соотечественник Вагнера и наследник традиций европейской дирижерской школы, таких мастеров как Вильгельм Фуртвенглер, Герберт фон Караян и Курт Зандерлинг.
И, наконец, курганская публика прекрасно помнит мощное эмоциональное потрясение от предыдущей программы, совместно подготовленной Фредом Бутткевицем и Зауральским симфоническим оркестром (художественный руководитель и главный дирижер Антон Шниткин). Неизгладимое впечатление оставило исполнение грандиозного сочинения Дворжака, концерта для виолончели с оркестром (солист Иван Сканави, Москва).
После бури чувств, которые всколыхнула музыка Вагнера, прекрасный и гармоничный Шуман воспринимался как совершенная классика романтизма. 4-я симфония, задуманная как фантазия из пяти эпизодов, связанных общей мелодикой, сближенными темами, тональным единством, она, тем не менее, позволяет услышать и почувствовать прозрачно внятную форму, близкую традиционной симфонии. Эмоциональное, с ярко звучащим мотивом рока, начало вступления. Динамика развития первой части сменяется романсом, где мелодичная перекличка деревянных духовых полна задумчивой элегической нежности. Скерцо решительное, броское, несколько неожиданно резкое. В середине — эпизод нежно‑мелодический, прозрачный, в конце возникают более узорчатые мелодические интонации… Есть перекличка с темой вступления — это переход к финалу, сначала упругий марш, затем прекрасная, мягкая, по-шумановски грациозная тема, затем одна за другой возникают наплывы из первой части. Но музыка, словно легкий поток, неостановима, и вот уже стремительный финал. Романтизм верен себе, своей жажде свободы, счастья и любви, своему оптимизму и теме преодоления.
Публика долго не отпускала со сцены оркестр и дирижера, одаряя их цветами. Конечно, обнадеживает и возникшая крепнущая дружба нашего молодого и смелого музыкального коллектива и такого крепкого и опытного профессионала, как Фред Бутткевиц, известного не только как концертирующий дирижер, но и автор новых методик по работе с оркестром. О дальнейших планах и возможном сотрудничестве, надеюсь, нам поведает художественный руководитель оркестра Антон Шниткин.

Теги: зауральский симфонический оркестр, композитор, музыка, филармония
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости