Чтение с пристрастием

новости курган

Обзор очередного номера литературного альманаха «Тобол»

Хорошо бы, конечно, поговорить о миссии провинциального литературного журнала, каким по сути и является альманах «Тобол», отметивший в прошлом году свое 25-летие. Что это? Отчетный листок зауральских писателей за определенный промежуток времени? Средство самоудовлетворения местных прозаиков, поэтов, публицистов? Может быть, какой-то индикатор литературных процессов? И должно ли подобное издание формировать если не общественное мнение, то хотя бы литературный вкус?

Надеемся, что когда-нибудь разговор об этом состоится, к примеру, на большой читательской конференции или на совместном заседании редколлегии альманаха и правления областной организации Союза писателей РФ. Но всё как-то некогда. Вот в этих условиях цейтнота и поговорим пока об очередном номере альманаха.

Второй в ушедшем году (и 32-й с момента основания) номер «Тобола» продолжает появившуюся, к сожалению, традицию выходить в свет с опозданием. Осенний выпуск 2018 года презентован читающей публике лишь в феврале 2019‑го. Ну да ладно! Главное, что альманах все-таки дошел до читателя, которому нет дела до финансовых, организационных и других трудностей учредителей и издателей.

Читать, а значит и обозревать, очередной «Тобол» будем с пристрастием.

То есть в первую очередь говорить о том, что нельзя не прочесть, нельзя пропустить, как бы мы ни относились к автору. С этой точки зрения «гвоздем» номера следует считать публикацию романа Александра Проханова «Гость». Роман, напечатанный в «Тоболе» с любезного разрешения маститого автора, представляет собой политическую фантасмагорию, настоенную на громокипящей (впрочем, в изрядной мере конъюнктурно-игровой) оппозиционности Кремлю. Ну, допустим, не совсем Кремлю, но уж к не раз окарикатуренным Прохановым интеллигенции, «либералам» — точно! Интересно проследить, как в этой борьбе политического конъюнктурщика и мастера слова, соединенных в одном авторе, побеждает писательский талант. Как бы мы ни относились к прохановским оценкам Сталина, к его «левизне» и «оппозиционности», читать-то интересно!

После публикации первой части романа не совсем пока понятно, куда заведут автора и читателей похождения художника Аркадия Петровича Веронова (главного героя повествования), мастера провокационных художественно-политических перформансов. Ясно одно: «Гость» Александра Проханова в «Тоболе» — яркая и весомая публикация. Ждем следующего номера альманаха, в котором планируется напечатать вторую, финальную часть романа.

Раздел прозы с учетом еще и рассказа Виктора Потанина «И память расскажет…» и впервые публикуемых трех рассказов классика зауральской литературы Ивана Коробейникова придает обозреваемому выпуску «Тобола» особую основательность, силу и вес, чего нельзя сказать о поэтической рубрике альманаха. Из девяти ее авторов, пожалуй, только Александр Виноградов (Шадринск) и Валентина Ерофеева-Тверская (Омск) достойны «пальмовой ветви». Да, быть может, еще слово одобрения не повредит хорошо начинающей поэтессе Анастасии Степановой, учительнице из курганского микрорайона Утяк. Характеризовать ее творчество можно одной строкой из ее же стихов: «Сад еще молод. Хозяйка прекрасна…»

Правда, мы не назвали еще имен Николая Аксенова и Алексея Пляхина. Но замечательные подборки стихов этих признанных поэтов и других материалов, посвященных им, размещены на других страницах альманаха, вне его поэтической рубрики, по юбилейному «ведомству». Ныне здравствующий Аксенов в декабре 2018 года отметил 80-летие, а поэту-фронтовику Пляхину в октябре этого же года исполнилось бы 100 лет. «Тобол» цитирует оценки известных советских писателей и поэтов Михаила Львова, Сергея Поделкова, Всеволода Иванова, Алексея Югова, Михаила Дудина, Сергея Васильева о творчестве Алексея Пляхина, данные как бы авансом нашему земляку еще в 50‑е и 60‑е годы прошлого века, когда Пляхин был почти неизвестен. Все авансы, все предсказания большого поэтического пути оказались пророческими.

Еще о поэзии. И о любви. Никак нельзя пропустить статью кандидата филологических наук Тамары Казачковой «Любовь в жизни и творчестве Маяковского». Со школьной скамьи мы воспринимаем его как «агитатора, горлана, главаря», а ведь Маяковский — нежнейший лирик. Автор статьи убедительно и интересно показывает нам, чем лирика Владимира Маяковского отличается от стихов других поэтов, прославившихся стихами о любви, почему любовь в творчестве Маяковского — другая, «маяковская».

Перейдем к изобразительному ряду. Традиционно «Тобол» украшен цветной вкладкой с репродукциями работ курганских художников.

Темой «вернисажа» на этот раз стала «Крымская весна», под таким названием опубликована статья искусствоведа Светланы Кулаковой, сопровождающая цветную вкладку. Вновь с непреходящим чувством эстетического наслаждения мы встречаемся с творчеством Николая Година, Вячеслава Пичугина, Андрея Ванькова, Ольги Луцко, Германа Травникова.

Сильнейшее впечатление оставляет опубликованный под заголовком «Расстрелять веру» отрывок из книги митрополита Константина (Горянова) «Апокалипсисы революций». Напомним, что с 2008 по 2014 год архиепископ Константин возглавлял Курганскую и Шадринскую епархию. Тогда же он вошел в состав редколлегии «Тобола», в Кургане был принят в Союз писателей России. Нынешняя его публикация рассказывает о событиях 9 января 1905 года. Глубокое знание истории, опора на документы, талант публициста заставляют читателя по-новому взглянуть на печально знаменитое «кровавое воскресенье».

Было бы странным в начале года, объявленного Президентом страны Годом театра, ничего не прочитать именно о театре. Здесь обе публикации, работающие на тему, достойны внимания читателя. Татьяна Масленникова рассказывает о творческом пути театрального художника Николая Ромадина (1919‑2000), оформившего в Курганском театре драмы 50 спектаклей. Страницы истории Шадринского драматического театра «листает» Марианна Баранова. Ее публикация богато иллюстрирована фотодокументами из 122-летней жизни городского театра.

В целом очередной номер альманаха «Тобол» оставляет сильное впечатление. Но вот есть такое выражение: «Силы подорваны…» В нашем случае это относится к некоторой неряшливости номера. Например, подборка материалов о 100-летии поэта Алексея Пляхина почему-то не обозначена в оглавлении номера, в предисловии редактора 2019-й назван Годом литературы (был такой, но в 2015‑м), есть материалы, явно не достигающие планки журнального качества… К сожалению, можно продолжать. Но мы же обещали читать с пристрастием.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *