«Театр: по ту сторону горизонта»

Репетиции народной комедии «Шутки в глухомани» по пьесе современного драматурга Игоря Муренко

Выставка в областном художественном музее

Более двухсот лет назад с блеском прошла в Берлинском театре премьера знаменитой оперы Моцарта «Волшебная флейта». Мы не можем, увы, найти запись этого спектакля в интернете. В отличие от постановок Георгия Товстоногова и Римаса Туминаса. Тогда технических возможностей записи и даже фотофиксации не существовало. Но и сегодня ошеломляет красота и великолепие грандиозного замысла в эскизе оформления сцены «Дворец Королевы ночи» Карла Фридриха Шинкеля, художника спектакля. Эскиз этот, позволяющий нам ныне соединить гениальную музыку Моцарта с идеей сценографа и оживить в своем воображении хотя бы фрагмент спектакля, бережно хранится в городском музее Берлина.

Эскиз — это первый знак авторского, художественного прочтения — авторского же! — текста пьесы. Потому что мы знаем, что в театре, как и в жизни, вначале было слово. Именно слово вызывает отклик в душе, а у художника — зримый образ, впечатление. И первый эскиз — это только первый шаг в постижении к расшифровке авторского замысла художником, режиссером, актером. Ведь рождение спектакля — процесс не менее длительный и сложный, чем рождение человека.

курган новости

От первого эскиза до явления героев перед зрителем чего только не случится и кто только не приложит руку, умение свое и талант к материализации идеи — постановщики, декораторы, костюмеры, бутафоры. Построить надежные декорации, соорудить станки — площадки для разновысотных мизансцен, иногда — поменять «одежду» сцены и сотворить тот самый театральный горизонт, который при всей своей материальности — все-таки иллюзия. А какие невероятные чудеса, даже учитывая помощь виртуозов-осветителей, умеют создавать художники-декораторы и бутафоры: «Из картона — дивная корона, золотая, в яхонтах горит!» И дворец, и развалины древнего храма, и волшебные сады Семирамиды дразнят наше воображение, обольщают зрение, увлекают душу. А затем в эту «обитель духа» вступает актер — и все наше внимание мгновенно концентрируется на нем, но если нам повезло, то именно актер и оживляет сцену. И тот замысел, который объединяет всех создателей спектакля…

Выставка театральных мастеров была задумана, чтобы показать этот удивительно творческий коллективно-индивидуальный мир, в котором нет мелочей. Мир, в котором каждый не может не быть художником, ибо от каждого необходимы вкус и мастерство, изобретательность, профессионализм и умение в чем-то уступить ради единого точного результата, ради чуда ансамбля.

Пожалуй, ярче всего эта концепция прочитывается в экспозиции театра кукол «Гулливер».

От первых карандашных эскизов, разработки цветовой и тоновой гаммы — к эскизу горизонта, к эскизу-макету с уже в материале выполненными героями-куклами — весь процесс восстановлен для посетителя выставки. Можно шаг за шагом вместе с декораторами, костюмерами, кукольниками и бутафорами выстраивать спектакль…

Задача невероятно интригующая и для взрослых, и для детей. А когда герои спектакля, с юных лет знакомые Старик и Старуха из пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке», или Вифсла и Тефела, Братец Кролик и Братец Лис, а то и Снежная королева, или Коза и Козел, или Ежик в тумане, то это путешествие превращается в настоящую игру…

Для взрослой публики особая история связана с постановкой спектакля «Ромео и Джульетта». Но уж эти экспонаты совершенно точно надо увидеть своими глазами. И эскизы заслуженного деятеля искусств РФ Татьяны Терещенко, и куклы, над которыми более года работала скульптор Антонина Гарифуллина, поразившие участников театрального фестиваля в Перми «Большой Урал» в 1994 году.

Даже студийные спектакли — как композиция по стихам Константина Бальмонта — под крылом главного художника театра Татьяны Терещенко и в итоге — четыре выразительные маски — символы воды, огня, воздуха и природы — украшают экспозицию гулливеровцев. А кто их сотворил — творческий союз фантазии, поэзии и искусных рук — вот это вы и узнаете на выставке «Театр: по ту сторону горизонта».

Премьера музыкальной комедии-водевиля «Ханума»

Великолепны макеты главного художника Курганского государственного театра драмы Олега Белова. Творческая биография художника богата интересными постановками в Ненецком театре города Темиртау, давняя дружба связывает его с Омским театром «Галерка», и, разумеется, уже более 15 лет Олег Белов определяет образ, сценическое решение пространства главных постановок Курганского театра. Он — мастер театрального макета, одного из самых завораживающих моментов в знакомстве зрителя-посетителя выставки с историей спектакля. Перед театральным макетом каждый становится немного ребенком — в стране лилипутов. Мы обживаем эти декорации, мы играем в театр, где появляются Дон Кихот и Дульсинея Тобосская или герои Валентина Распутина, или авантюрные итальянцы, или Зигфрид и Брунгильда…

Правда, из последней премьеры «Ханума» художник успел оформить к открытию выставки лишь эскизы мужских костюмов, но и они вызывают оживленные дебаты посетителей, чаще посетительниц.

Только две постановки в «процессе работы» показала на выставке Наталья Пермина, хорошо знакомая курганцам как автор гармоничной и красивой живописи — пейзаж, интерьер, натюрморт. Но зато нюансы этой работы над спектаклями «Миледи» в театре «Гулливер» и «Золотой цыпленок» в филармонии все до тонкости раскрыты внимательному зрителю и в эскизах, и в выразительных костюмах, и в ярких предметах-перевертышах, почти трансформерах, изготовленных в цехах театра «Гулливер» для моноспектакля «Миледи».

Старейший театральный художник, участвующий в выставке, Фаина Ланина представила в экспозиции множество театральных эскизов к спектаклям Пермского драматического и Пермского театра юных зрителей и нескольких постановок на сцене Курганского театра драмы и Курганской филармонии. Ее экспозицию оживили костюмы из спектакля «Дядя Ваня» и «Орфей и Эвридика», а также макеты: «Чиполлино», «Дядя Ваня» и «Зайка-зазнайка».

Так что же мы ищем в театре? Игру воображения? Веру в иллюзии, в то, что не происходит на самом деле… Или отражение наших собственных проблем и вечных вопросов.

Идем в театр, чтобы вспомнить, что есть на свете чудеса — и несгораемые чувства, и неподвластное времени пространство фантазии, и память о счастье, и все это есть в вас самих. Мы только живем в суете и рутине, а то еще и в постоянном ожидании стресса. Вот от них и освобождают нас такие спектакли, как «Любовное письмо лорда Байрона», фрагмент которого, увлекательно стильный, элегантно красивый, показали публике вернисажа артисты театра «Гулливер». Заинтриговали всех — ведь сегодня этот роскошный экскурс в романтическую историю письма увидеть — увы! — невозможно. А почему?..

Артисты — готовы, изумительные костюмы не обветшали. Репертуар для взрослой публики всегда востребован. Быть может, есть надежда и у нас, зрителей эпохи постмодерна, увидеть талантливую постановку по пьесе Теннеси Уильямса в Год театра?..

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *