История знаменитой пожарной курганской каланчи

Будни пожарной части №9.

370 лет героической профессии: пожарная охрана России отмечает юбилей

Наверное, каждый житель Кургана, будучи ребенком, приветственно махал бравому пожарному, стоящему на смотровой площадке каланчи, пусть никогда в этом не признается. Я вот махала, да и сейчас машу, даже зная, что это манекен. Форма на нем самая что ни на есть настоящая, боевая, даже имя есть — Степан, так почему бы не поприветствовать бессменного дежурного. Тем более, пожарная часть, на территории которой расположена каланча, и сейчас охраняет Курган от пожаров.

История пожарной охраны в России началась тридцатого апреля тысяча шестьсот сорок девятого года, когда царь Алексей Михайлович, в народе прозванный Тишайшим, подписал «Наказ о градском благочинии». Историческая ценность наказа заключается в том, что им были заложены основы профессиональной пожарной охраны: набран оплачиваемый штатный состав, введено постоянное дежурство в виде объезда города, причем объезжие имели право наказывать горожан за неправильное обращение с огнем. Так что в этом году пожарная охрана отмечает большой юбилей — триста семьдесят лет со дня основания.

В курганской истории тоже найдется немало опаленных пожарами страниц. За время своего существования город, тогда еще не получивший гордый статус областной столицы, горел многократно, а порой и выгорал дотла. То кочевники во время очередного набега подожгут часть слободы и заберут пленных, то сами крестьяне постараются: они сушили снопы в овинах с примитивными печами, а ведь деревянным постройкам достаточно одной искры.

Будни пожарной части №9.

Знаменитая пожарная каланча — вечная героиня открыток с городскими видами, картин и фотографий — была построена позже, когда Курганская слобода получила статус города и пожары стали головной болью городничего. Именно Ф. И. Бурдзенкевич, на тот момент выполнявший эту роль, добился от хозяйственного управления выделения 1600 рублей на строительство пожарного деревянного здания с каланчой высотой 27 м, которое и было возведено в 1830 году. Во время пожара на наблюдательной вышке поднимались шары: один шар — если пожар разгорался в восточной части города и два шара — если огонь замечали в западной части. Вышка и стоящая напротив колокольня Троицкой церкви были двумя самыми высокими зданиями в городе.

В 1877 году управа разработала проект нового каменного здания с деревянной пожарной каланчой, однако его строительство было отложено из-за судебных разбирательств — в итоге тогдашний владелец земли продал спорный участок городской управе. Здание было заложено в 1881 году, завершилось строительство в 1882 г. Старую вышку снесли весной 1884 года.

Даже много лет спустя каланча не потеряла своего первоначального назначения — по адресу Куйбышева, 62 располагается пожарная часть № 9. Изменилось только оснащение: вместо лошадей в гаражах стоят всем знакомые красно-белые машины с проблесковыми маячками.

Гараж — главное помещение части. Он там не один, но, думаю, все похожи на тот, в котором мне разрешили побывать. В центре две пожарных машины, у стены аккуратно сложена форма — пожарные всегда должны быть в боевой готовности. Интересно, как им удается собираться за пару минут? Вся одежда выглядит жутко тяжелой и неудобной в одевании, потрогать не решаюсь. Почему-то подсознательно ожидаю почувствовать запах паленого, но его нет. В гараже вообще ничем особенным не пахнет, и он выглядит удивительно спокойно.

Будни пожарной части №9.

Рядом с гаражом — помещение, где хранятся приспособления для работы в непригодной для дыхания среде. Всё аккуратно разложено, чтобы не рыться на полках, когда счет идет на минуты, всё на своих местах.

Еще в пожарной части есть спортивный зал, помещение для теоретических занятий, кухня и комната отдыха с кроватями. В части пожарные практически живут — график сутки через трое, так что всё справедливо. Курган, к счастью, горит не ежедневно и не круглосуточно, можно и отдохнуть хоть немного.

Тем более, даже без пожаров график очень напряженный. Боевое дежурство караула начинается в восемь утра. После — подготовка к занятиям и четыре учебных часа, где отрабатываются нормативы по пожарно-строевой подготовке. Следующий час отводится на прием пищи, еще полчаса — на психологическую разгрузку. После пятый учебный час, обслуживание техники и шестой учебный час — на сей раз он отводится на физическую подготовку личного состава. Потом второй прием пищи, время на самостоятельную подготовку и полчаса личного времени. Отбой в десять, подъем в шесть.

Будни пожарной части №9.

Разумеется, я не могла не по-пробовать взобраться на каланчу. Все двадцать с лишним метров к Степану преодолеть не получилось, но где-то до середины честно добралась. И даже это считаю своим достижением, потому что ступеньки там весьма неудобные — узкие и довольно крутые. Сразу понятно, почему сейчас каланча практически не используется: там вечный дозорный, которому иногда меняют форму, и небольшой музей.

Он действительно весьма компактный — пара или около того стеллажей. Внутри красиво переплетенная летопись пожарной части, какие-то буклеты и награды. А еще памятные сувениры и довольно обширное собрание сочинений Ленина. На мой вопрос, какое отношение Ленин имеет к пожарной части, пожали плечами: «Не выкидывать же». Хотя книги прекрасного качества, выкидывать и впрямь жалко, а в музейной витрине они никому не мешают.

А закончить хотелось бы фразой, которую я случайно увидела на рабочем столе одного из сотрудников пожарной части. За точность цитаты не ручаюсь, но смысл передан. «Пожарные приезжают на вызов, чтобы отмочить там, где другие отожгли».

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *