В какие миры ведут «Параллели»

новости курган

Международный фестиваль в театре кукол «Гулливер» представил публике экспериментальные спектакли, музыкальные и поэтические баттлы

Поклонники всего неординарного в искусстве знают, что их место встречи – курганский театр кукол «Гулливер». Особенно, когда там проходит удивительный фестиваль «Параллели», уже в пятый раз собирающий в уютном пространстве театра талантливых служителей муз.

Открылся V международный фестиваль современного искусства шикарным спектаклем самих хозяев – фантасмагоричной постановкой «Пелеас и Мелисанда».

«Гулливеровцы» добавили в свою фестивальную корзину еще и детскую сказку «Большое путешествие маленьких утят», пригласили к участию коллег по театральному цеху – Курганский театр драмы, который для «Параллелей» реанимировал свой старый и очень трогательный камерный спектакль «Лада, или Радость».

За художественную изобретательность и опыты в искусстве ответственность несли юные учащиеся «Мастерской» известного художника Елены Галки. Работы, выполненные детьми разного возраста, родились под впечатлением одного на всех воспоминания о случае из жизни Василия Кандинского, когда тот перевернул картину Клода Моне «Стога». «Мы так же стали «переворачивать стога»: вычеркнули на время из головы линию горизонта, привычное солнышко в левом углу, дом и дерево. Развернули плоскость на зрителя, поиграли пятнами и линиями, разными материалами и техниками. Неожиданно несколько работ превратились в эскизы задников для спектаклей», – пояснила необычные авангардные произведения своих подопечных Елена Галка.

Международная арт-делегация на фестивале присутствовала пусть заочно, но зато броскими и разностилевыми работами аниматоров со всего мира (программа Лондонского анимационного фестиваля Liaf), фотографиями с мировых дефиле с очень театральными костюмами японского художника-модельера Хакуё Мия (Мouton Blanc), творящего в Париже, и выставкой фоторабот Косэи Мия (Токио, Япония) «Космическая кантата».

Столичные критики, театроведы и музыковеды подготовили курс лекций о современном искусстве, а творческая лаборатория «Секретные мастерские памяти» под их руководством создала особый видеоподарок для «Гулливера».

За современное хореографическое искусство на фестивале отвечали курганские коллективы «Рестарт» и «Авиаль». А поклонники экспериментов в музыке не пропустили новую встречу с семейным дуэтом Александра и Дениса Галушко. Отец и сын решили провести ее в виде модных ныне баттлов, и кое-кто в зале даже начал считать очки в пользу того или другого после каждого блестяще сыгранного джаз-импровизаторами номера. Но мудрый Сан Саныч добровольно и с гордостью передал пальму первенства сыну, с нескрываемым удовольствием напоминая публике о его блестящих творческих достижениях. Энергичная джаз-перекличка двух мэтров погрузила размякших от спокойной умиротворенности зрителей в по-настоящему семейную и уютную атмосферу. Что, впрочем, в теплых и приветливых условиях театра-семьи, как часто именуют «Гулливер», было вполне естественным процессом.

Поймавшие на позапрошлых «Параллелях» вирус любви к поэтическим баттлам ждали что-то подобное и от творческого вечера поэтов Александра Рухлова (Курган), Константина Комарова (Екатеринбург) и Арсения Соболева (Екатеринбург). Спонтанно родившееся поэтическое трио искрило и собственным творчеством, и всеми фибрами души прочувствованными стихами любимых поэтов щедро делилось, и на вопросы преимущественно юной публики отвечало не по шаблону, а как принято у поэтов – метким словом, романтическими образами. От Комарова ждали юмористические строки, от Рухлова серьезную, страстную поэтику, и только Арсений Соболев был для курганских слушателей «темной лошадкой». К слову, поэт и предстал перед публикой в черном, даже перчатки не снимая для выразительности образа. В прошлом провизор, решивший отдаться любимой поэзии без страха и упрека, уральский поэт своей слегка декадентски-манерной и уточненной, как у Вертинского, но по духу близкой к Бродскому артистически-эстетской подачей сразу зачаровал зрителей, как искусный гипнотизер.

Самая важная муза в театре – Мельпомена – собрала под своим крылом наибольшее число участников, что логично для «Параллелей». Каждая постановка выстрелила по максимуму, как ружье в «Чайке». Кажется, на этот шедевр Чехова нынешней весной особый спрос у режиссеров. Вот и у «Треплева» в курганской драме появился «параллельный» собрат – «Чайка» Открытого Студийного Театра (О.С.Т.) из Екатеринбурга. Если кому-то не хватало персонажей в курганской постановке, то тут их круг и вовсе сузился до четырех героев и не всегда внятного действия между ними, наполненного повторами, как заклинаниями, конвульсиями и эмоциональными порывами. Больше медитация, чем спектакль, так как увлекшийся «новой формой» режиссер несколько размыл в ней смысл происходящего. Но и такой взгляд на Чехова обрел своих сторонников и заинтересованных зрителей.

А хэштег #Шергингений вечером после читки новой пьесы уже родного курганцам драматурга поставили в соцсетях многие его поклонники и только что обретенные фанаты. Хотя Валера предлагал и такой вариант как «Шергинуженетот».

Да разве после того огня, что творился на сцене «Гулливера» в исполнении его актеров и самого автора, поднялась бы рука на столь нелепую резолюцию?! Вместо читки «гулливеровцы» сумели сотворить всего за полторы репетиции полноценный спектакль с уморительными до колик в животе мизансценами и переодеваниями и даже с трогательной раздачей цветов зрителям в зале. Сам Шергин, представляя новую пьесу «Инкогнито», заверил всех, что она «очень добрая и светлая, о параллельных вселенных, о других мирах». Место действия — караоке-бар, в котором ты можешь случайно выйти в иную «параллель» и встретить очень странных персонажей: межгалактического таксиста, бессмертную звезду, космических гусаров и женщину, ненавидящую мужчин, но принимающую ванну непременно с раздернутыми шторами. И только тут становится понятно, почему близкие люди ведут себя неадекватно (их подменили инопланетяне!), и почему принц, которого ждешь всю жизнь, не прискакал на белом коне – он разминулся с тобой во время смены «параллелей». За невероятно смешным у Шергина кроются легкая грусть и приглашение подумать о вечных вопросах. Задать себе, наконец, сакраментальное: чем все-таки пахнет весна и есть ли она вообще?

новости курган

Еще одна фестивальная «бомба» – моноспектакль «Я солдат. Другой формат» в исполнении артиста Кировского драматического театра Ивана Шевелёва. История солдата-срочника, убитого на чужой войне, по пьесе драматурга Юлии Ионушайте основана на реальных воспоминаниях солдат о недавних военных конфликтах на Кавказе. Это искренняя исповедь от первого лица еще незрелого мальчишки, наивного, ждущего от жизни чуда, но перемолотого в мясорубке нечеловеческих испытаний, о любви и боли, о надежде и потерях, о ничем не оправданной жестокости войны. По подарочным коробочкам разложенные на сцене воспоминания им бережно вынимаются: мяч – мечта стать баскетболистом, голубая ленточка – память о первой любви, хрупкой и нежной, яблоко – боль о потерянном в детстве друге… И как битые яйца под ногами солдата вытекающая ярким желтком в черную грязь жизнь ребят под жерновами войны. Воспоминания страшные, неизвестные, от которых оторопь берет, рассказываются будничным языком, от чего становится еще больше не по себе.

«Очень честный спектакль. О потерях, о боли, но без ненависти, без злости, это очень важно», «пронзительный спектакль, который тронул до глубины души, перевернул, вывернул душу наизнанку. Я плакала не одна, напряжение зашкаливало, тишина – звенела!» — такие отзывы оставили о постановке зрители.

«Параллели» снова принесли массу открытий – имен, театров, тем. И не случайно в этом году фестиваль вошел в топ-200 лучших туристических событий России.

Фото: Лариса Бушманова.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *