Секрет успеха — в шпротах!

новости курган

Курганская школьница София Никитина стала призером заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе

София Никитина учится в 10 Б классе курганской гимназии № 19. А еще не первый год участвует в школьных олимпиадах по истории, русскому языку и литературе. В апреле в Калининграде проходил заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников (далее ВсОШ) по литературе, и София вернулась оттуда призером. О том, какие секреты стоят за таким успехом, мы ее решили расспросить.

— С чего начался твой путь к олимпиадам?

— Я начала участвовать в олимпиадах с седьмого класса. Помню, перед началом нового учебного года месяц занималась со своей учительницей Галиной Ивановной Ковановой, чтобы устранить пробелы в знаниях по русскому языку.

Вера Сергеевна Котикова, моя учительница по русскому языку и литературе с седьмого класса, заметила меня и предложила попробовать свои силы во Всероссийской олимпиаде школьников по литературе и русскому языку. Так начался мой олимпиадный путь.

Я сразу попала в команду ребят-олимпиадников, которые углубленно занимались предметами на протяжении нескольких лет. Все они были старше меня на два-три года, за их плечами на тот момент было множество олимпиад и конференций. Эти ребята стали для меня примером. В неформальных беседах с ними я почувствовала олимпиадное братство, поняла, что любое интеллектуальное событие — не только соревнование, где побеждает сильнейший, но и возможность побыть с друзьями вместе, получить удовольствие от того, что делаешь.

Сейчас я уверенно могу сказать, что мне очень повезло стать частью большой дружной компании, в которой все говорили на одном языке. Двадцать восьмой кабинет, где после уроков мы оставались готовиться к олимпиадам, еще с седьмого класса стал для меня вторым домом, местом, где в любой ситуации меня стараются понять и поддержать. Во многом именно чувство олимпиадного братства помогло мне достичь успеха.

— Ты помнишь свою первую олимпиаду?

— Это был муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку. Помню, очень волновалась перед тем, как зайти в аудиторию, слова поддержки не помогали успокоиться. До сих пор со смехом вспоминаю свои ответы на задания. Наверное, моя работа очень повеселила проверяющих. Удивительно, но тогда мне удалось стать лучшей на параллели седьмых классов. Этот успех помог мне психологически: я поверила в свои силы.

— Хватает ли времени на что-нибудь помимо олимпиады и учебы?

— Конечно, олимпиады забирают много времени, но, несмотря на это, мне до десятого класса все-таки удавалось совмещать учебу с волонтерством и школьным самоуправлением: чуть больше года я была членом студии инклюзивного творчества «Многогранник», больше двух лет оставалась в команде отряда социальных кураторов «Прометей» Курганской областной молодежной общественной организации «ХХI век», с седьмого класса участвовала в работе движения «Наш Заозёрный», школьном совете лидеров. В этом учебном году я решила, что буду заниматься только олимпиадами, чтобы все же достичь своей цели.

— Думала ли ты когда-нибудь о том, что станешь призером всероссийской олимпиады?

— Мысли о заключительном этапе олимпиады появились еще в 2015 году, когда я впервые приняла участие в этом масштабном интеллектуальном соревновании. Тогда у меня появилась мечта поехать на финал ВсОШ и получить заветные корочки призера. Долгое время это желание было для меня фантастическим. Но после поездки в образовательный центр «Сириус» мечта о Всеросе (так называют заключительный этап олимпиадники) показалась мне реальной. Частично исполнить ее у меня получилось в прошлом году, когда я побывала в Казани и недобрала до призера один балл, полностью же — в апреле этого года.

В этом году я ехала на олимпиаду не только с установкой хорошо выступить, показать максимум своих знаний, но и с желанием получить удовольствие от экскурсий, культурной программы, моря, общения. Прошлогодний опыт участия научил меня доверять интуиции, не сдаваться и выжимать из себя идеи даже тогда, когда кажется, что их нет. Это сработало на творческом туре. Мне нужно было по иллюстрациям авангардных постановок «Мертвых душ» Гоголя предположить, какое произведение было, и написать эссе, в котором постараться обосновать выбор, добавить свои художественные детали в оформление сцены, сделать рекомендации по работе со звуком и светом. Вера в себя помогла мне и на устном туре, когда я доверилась интуиции и раскрыла заданную тему — «Высокое косноязычие» поэта — прорыв к невыразимому или издержки творческого процесса?» — на современной поэзии и любимых текстах.

— Чем удивила олимпиада в этом году?

— Заключительный этап олимпиады всегда удивляет не только невероятными заданиями, но и культурной программой, местом проведения. Мне посчастливилось прожить неделю в старинном Зеленоградске с аккуратными маленькими улочками, уютной набережной с качелями и забавными памятниками котам (в городе есть даже свой праздник, посвященный им).

Организаторы приготовили нам поездку на Куршскую косу, экскурсию на орнитологическую станцию, где показали ловушки для птиц и то, как их кольцуют. Еще мы попали в «танцующий» лес, в котором каждое дерево причудливо изогнуто, и в песчаные дюны.

Большой радостью для меня стало появление на открытии олимпиады актера и писателя Евгения Гришковца. Я надеялась на встречу с ним, поэтому везла с собой сборник его рассказов «Следы на мне». К сожалению, я забыла его взять на открытие, но Евгений Валерьевич все же подписал мне блокнот, нарисовав в нем падающую звезду из своего моноспектакля «ОдноврЕмЕнно».

— Как ты готовилась к соревнованиям?

— К заключительному этапу я готовилась долго. Это и уроки литературы и русского языка, и олимпиадные занятия с Верой Сергеевной перед каждым этапом олимпиады, и самостоятельное чтение художественной, специфической литературы, просмотр лекций (мне нравятся такие лекторы, как Д. Быков, А. Архангельский, Д. Бак) и написание анализа текста, выполнение творческих заданий (вроде придумывания квеста по литературному произведению). Помогло и выполнение нестандартных заданий читательской онлайн-олимпиады «Книжья нора».

Вообще я слежу за событиями в современной литературе, в социальных сетях подписана на литературные паблики, посвященные поэтам и писателям, сообщества, где ежедневно выкладываются поэтические или прозаические строчки, на странички членов жюри заключительного этапа, откуда черпаю интересные идеи.

— Есть ли у тебя какие-то секреты подготовки, ритуалы или талисманы?

— Конечно, у меня есть особые ритуалы перед олимпиадой. Например, я, как и все ребята, выросшие в двадцать восьмом кабинете, перед каждой олимпиадой или любым другим серьезным событием ем шпроты в окружении друзей, своей учительницы или родителей. Это многолетняя традиция.

Талисманы у меня тоже есть — это мягкие игрушки и монетки. Более подробно говорить о них страшно: вдруг исчезнет магическая сила! Одно могу сказать точно: мои талисманы помогли мне на всех олимпиадах в этом году, в том числе на Всеросе.

— Как бы ты оценила задания олимпиады на заключительном этапе?

— Задания в этом году были, как мне показалось, более решаемыми, чем в прошлом. Первый тур с анализом текста порадовал стихотворением Владислава Ходасевича «Музыка», самый непредсказуемый второй тур приятно удивил заданиями, которые, хотя и были сложными, невероятно креативными, все же опирались на школьную программу: роман Тургенева «Отцы и дети», поэму Гоголя «Мертвые души». Третий же тур, как и в прошлом году, позволил мне быть собой и говорить с членами жюри в рамках задания о своих любимых текстах и авторах. В Калининграде с ним я справилась намного увереннее, чем в Казани, потому что доверилась себе и перед устным туром преодолела боязнь сцены, поучаствовав в конкурсе чтецов со стихотворением Тимура Кибирова «Эпилог».

— Что ты чувствовала, когда узнала результат?

— Когда я увидела итоговые баллы, с облегчением выдохнула, потому что поняла: результат участия никак не омрачит мои впечатления о Всеросе. Я почувствовала счастье, умиротворение и тепло от того, что могу обрадовать Веру Сергеевну и свою семью — тех людей, без которых мой успех был бы невозможен. Я очень благодарна своей семье, родителям, поддерживающим меня во всем, Галине Ивановне, открывшей мне олимпиадный мир еще в шестом классе, Вере Сергеевне, научившей меня читать между строк, любить то, что делаешь, верить в себя, и, конечно, моей школе, ставшей для меня вторым домом.

— Что даёт такая серьёзная победа?

— Это работает на мое будущее. Благодаря ей мечта о поступлении в лучшие российские вузы, такие как МГУ, НИУ ВШЭ, не кажется мне недостижимой. Половина дела уже сделана: в следующие полтора года мне остается хорошо сдать ЕГЭ и получить аттестат об окончании школы.

— В следующем году хочешь стать победителем Всероссийской олимпиады?

— Думаю, в следующем учебном году, несмотря на дополнительную нагрузку в виде декабрьского сочинения и подготовки к ЕГЭ, я останусь участником Всероссийской олимпиады школьников. Конечно, очень хочу и в 2020 году поехать на заключительный этап, повторить и, надеюсь, улучшить свой результат!

— Как ты считаешь, какие качества нужны, чтобы добиться такого же успеха?

— Очень важно уметь распределять свое время, это позволит выкроить часы для подготовки без ущерба учебе и секциям. На пути к большой цели нужно быть готовым к тому, что привычными развлечениями придется пожертвовать ради дополнительных часов чтения, прорешивания заданий, просмотров лекций и необходимых фильмов. Думаю, успех в олимпиаде держится на трех китах: трудолюбие, упорство и вера в себя.

— У тебя уже есть понимание того, чем бы ты хотела заниматься во взрослой жизни?

— В будущем вижу себя студенткой филологического факультета, но еще до конца не уверена, какого университета. Надеюсь, что моя будущая профессия будет связана с литературой: мне было бы интересно работать в издательстве с начинающими авторами, приносящими свои рукописи, в организациях, проводящих литературные конкурсы, например, «Большую книгу». Недавно я поняла, что с удовольствием работала бы с увлеченными ребятами и готовила их к олимпиадам. Вообще я не исключаю для себя и преподавание в школе или университете. Для меня главное, чтобы моя будущая работа была творческой.

Пять советов начинающему олимпиаднику от Софии Никитиной:

1. Определись с предметами, которые тебе наиболее интересны. Не распыляйся на пять-восемь олимпиад, даже если чувствуешь, что хорошо можешь написать их все. Как мне кажется, оптимальное число олимпиад для участия во ВсОШ — три.

2. Научись распределять время, дели повседневные дела на «нужные» и «ненужные».

3. Найди друзей‑единомышленников, с которыми вместе сможешь готовиться к олимпиаде и участвовать в ней. Обмен знаниями, полезными источниками с кем-то другим — все это будет работать на твой успех. Олимпиадная дружба научит думать не только о своем результате. Ты перестанешь воспринимать олимпиаду как гонку за призовыми местами.

4. Постоянно расширяй свой кругозор. Находи новые источники знаний. Подпишись в социальных сетях на все олимпиадные группы по своим предметам. Там найдешь много полезной информации и, возможно, друзей. Особенно помогает сайт https://olimpiada.ru/, на нем выкладываются всевозможные олимпиады, задания прошлых лет и ответы к ним.

5. Не забывай отдыхать. Высыпайся. Свежая голова — половина успеха на олимпиаде. Много гуляй, дыши полной грудью. Удачи!

Беседовала Екатерина Коротовских.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *