Конфликт любви и долга

новости курган

Театральная лаборатория Павла Руднева поделилась «Размышлениями о советском человеке»

Театральная лаборатория под руководством известного московского критика, литературного редактора МХТ имени А. П. Чехова Павла Руднева прошла в Курганском театре драмы уже в третий раз. Это тот уникальный случай, когда в сжатые сроки (не более недели) рождается маленькое, но весомое чудо – театральный эскиз, почти спектакль, часто оставляющий впечатления неизгладимые, живые, будоражащие. Ведь молодые режиссеры, участники лаборатории, ограничены временем, но отнюдь не выбором материала. И здесь их творческий потенциал способен разгуляться во всю мощь режиссерской фантазии, а желания исполнить свои потаенные и долго вынашиваемые мечты поставить ту или иную пьесу, наконец, выплескиваются на сцену к обоюдной радости автора и публики.

Впрочем, некоторые границы все же обознаются: у каждой лаборатории своя тема. В этом году Павел Руднев предложил режиссерам поэкспериментировать на тему «Размышления о советском человеке», попутно выполняя благородную миссию «реабилитации» для зрительского интереса литературы советской эпохи.

новости курган

Москвич Даниил Романов выбрал для своей постановки повесть Василия Аксёнова «Апельсины из Марокко» – лирическую историю из шестидесятых о молодости и любви, о трудовом энтузиазме на Дальнем Востоке, об апельсинах как символе свободы и о вере в чудо. Второй «лаборант» – режиссер из Санкт-Петербурга Егор Чернышов – обратился к рассказу «Фро» Андрея Платонова, действие которого происходит в далекие 30-е годы.

За тридцать лет, отделяющих два эти временных промежутка, многое изменилось, но то общее, что объединяло советских людей, сохранялось незыблемым и выходило на первый план – беззаветная преданность идее светлого будущего и беззаветное же трудовое служение в его славу. Однако уже тогда в просветах между трудовыми подвигами возникали ростки других чувств – стремление к свободе, любви и собственной индивидуальной истории.

новости курган

Жанр своего эскиза «Апельсины из Марокко» Даниил Романов определил как «впечатления» – это лишь небольшие сцены из романа, монологи и диалоги героев. Эскиз получился атмосферный, теплый – с оранжевым настроением и верой, что всё будет хорошо. Из темноты сцены героев выхватывают яркие лучи, по заднику движется большая луна, и качающиеся светящиеся перила палубы создают уютную атмосферу портового городка, где молодые трудятся, влюбляются, устраивают свидания. С отменным вкусом подобранный саундтрек из джазовых импровизаций, рок-н-ролла и латинской горячей музыки ставит мелодические акценты на свободолюбивом настроении 60-х. Ангел говорит о чуде, без которого нет веры у советских людей, а влюбленные открывают для себя мир чувств. Герои Анны Сараевой и Михаила Байкалова детально копируют самый чувственный клип «Генри Ли» в исполнении в ту пору реальных влюбленных Ника Кейва и Пи Джей Харви, перенося музыкальные романтические образы 90-х в тоже по-своему бунтарские 60-е. Красное платье, гибкие птицы-руки, нежные касания и жгучие взгляды – в театре драмы после «Треплева» и «Апельсинов», думаю, роль секс-символа основательно закрепилась за Аней, умеющей сыграть страсть одним поворотом головы.

новости курган

Второй эскиз – «Фро» по рассказу Платонова – тоже про пробуждение чувственности, отметил критик Руднев. Там, где все горят идеей строительства коммунизма, отдавая все силы работе и считая личное помехой исполнению гражданского долга, только Фро пытается отстоять свое право любить и быть любимой.

Режиссера Егора Чернышова заинтересовала вечная тема конфликта между мужским порывом делать великие дела и женским желанием просто любить: «Были написаны миллионы книг о том, что мужчина и женщина созданы друг для друга, а том, что у нас есть трагические противоречия и трагическая несовместимость, об этом не написал по большому счету никто. Тем более, так хлёстко, ёмко, как это сделал Платонов».

Еще одной причиной для выбора автора режиссер назвал свою любовь к платоновскому слову и желание попробовать что-то поставить с его сложным, вывернутым наизнанку языком. Бережное отношение к авторскому стилю чувствовалось в жанре коллективного рассказа, разложенного на монологи. А атмосферу бесконечного труда и рвения к идеологическим победам хорошо передавали три лопаты (всего-то бутафории!), комичные акробатические фигуры в духе советских агитплакатов и пафосные песни-речевки с призывами «Вперед – к коммунизму!».

новости курган

Отец Фроси (заслуженный артист Иван Дробыш) страдает на пенсии без труда на благо общества, и спустя четыре дня снова устремляется на работу как истинный пассионарий. Так же увлечен стройками на Дальнем Востоке муж Фро – Федор (Сергей Жураковский), изредка дарящий жене минуты встреч и счастья. А остро переживающая разлуку с любимым Фро (Анастасия Черных) тоскует по любви и идет на любые хитрости, чтобы вернуть любимого домой.

Комична и очень целомудренна их эротическая сцена, повторяющаяся три раза с одним и тем же рефреном. Он: «Фро, пойдем трудиться!». Она, бросаясь ему в объятия: «Завтра!».

– Мир женщины во многом оппозиционен по отношению к миру мужскому и миру государственному, – заметил театральный критик Павел Руднев на обсуждении результатов лаборатории. – Режиссеры выбрали разные времена советской эпохи, но про чувственные вещи, которые, казалось бы, не совпадают с настроением эпохи. В советской идеологии ничего не говорилось про чувственную, сексуальную природу человека. Советский человек – прежде всего пассионарий. Он готов служить Отчизне бескорыстно, у него была цель – построить коммунизм, изменить этот мир к лучшему. Но о чувствах женщины при этом забывали.

Эскиз «Фро», страстно исполненный курганскими актерами, разбередил души многих зрительниц, которые на обсуждении признавались, что тоже страдают от невнимания мужа. Сам режиссер эскиза Егор Чернышов, смеясь, заметил, что эта тема близка и его семье: «И я узнаю в рассказе себя. Я же всё время в творческих командировках. Мне жена сейчас пишет: «Егор, я рассказ «Фро» прочитала. Возвращайся! Нам есть о чем поговорить».

новости курган

Выльются ли эскизы театральной лаборатории в большие спектакли, пока неизвестно, но такая надежда есть.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *