«Нас воспитывал БАМ…»

новости курган

45 лет назад началось строительство легендарной Байкало-Амурской магистрали

У знаменитого БАМа немало самых ярких эпитетов: имени Ленинского комсомола. БАМ — одна из самых крупнейших магистралей в мире, а еще — дорога, открывшая железнодорожный выход к Тихому океану.

История ударной стройки стала строкой в биографии многих железнодорожников. Кто-то из них уже на заслуженном отдыхе, а кто-то еще трудится на железнодорожном производстве.

Мой собеседник – курганец Николай Козлов. 38 лет отдал железной дороге. Работал механиком Курганской механизированной дистанции погрузочно-рзгрузочных работ, семь лет возглавлял профсоюзную организацию. Недавно его избрали председателем совета ветеранов. И снова в гуще дел. А ведь первая встреча с железной дорогой произошла у него очень давно, когда в составе железнодорожных войск на севере страны он прокладывал БАМ.

новости курган

С чего все это началось? Николай Козлов рассказывает:

— В ноябре 1978 года меня призвали в Армию. Я и не думал, что моя жизнь так круто изменится. Сверстники уехали служить в пограничные и в другие войска. А меня призвали строить железную дорогу. Сейчас я думаю о том, что судьба не случайно распорядилась так. Ведь потом «железка» будет для меня самой родной. А тогда строили Восточно-Центральный участок БАМа, от Тынды шли в сторону Заи. Два года отслужил, за нелегкую работу тогда нам засчитывали три года. Был награжден медалью. «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

Кстати, такой заслуженной наградой Николай Леонидович гордится особо. Она всегда при нем на всех праздниках Медаль на его пиджаке отливает золотом. Она для него дороже самых престижных наград. Чтобы получить ее, пришлось отдать немало сил. И теперь, когда он видит по телевизору участок той легендарной магистрали, скажем, станцию Маревую, где базировался его батальон, то с волнением всматривается в мосты стальные пути, словно пытаясь увидеть установленную вместе с товарищами бетонную сваю, на которой путейцы надежно установили рельсо-шпальную решетку. Сносу его дороге не будет сотни лет. Потому что солдаты БАМа строили ее с любовью.

— Мы работали в составе 85-й отдельный мостового Бакинского батальона, специализировались на строительстве искусственных сооружений Это однопролетный мосты. Самый большой наш мост был трехпролетным с гофрированными и железобетонными трубами. Представляете, сколько таких мостов надо было построить на такой горной местности, где одна сопка меняет другую, где десятки речушек стремительно несут воды. Так просто путь не проложишь. Надо установить бетонные основания – на века! Кстати, такие гиганты – опоры от земли до скалы отливали из бетона сами.

— С чего начиналась ваша служба?

-Приняли присягу, попал в мостовую роту. И нас перебросили на 198 километр. Отсюда началось первое строительство мостов. Мы шли друг другом. Такое движение вперед «друг за другом» создавало определенную скорость. Мы уже накопили достаточный опыт, знали с чего начинать и как заканчивать. И снова – в глубь территории , такой — суровой, подчас невыносимо трудной. На трудности не обращали внимание. Командиры говорили нам: БАМ нужен стране. Он свяжет ее со многими населенными пунктами, которые будут осваивать наши советские люди. Им здесь жить и следить за исправностью железной дороги.

Николай Козлов вспоминает, насколько красивые были места, которые проходил его батальон. Конечно, первозданная природа, пока ее не нарушал человек, была удивительно красива. Но им поневоле приходилось разрушать эту удивительную красотищу. Согласно специальных карт рубили просеки, строили мосты или укладывали трубу и уходили все дальше и дальше. А за ними шли путейцы, которые создавали балластную призму — возводили насыпь, на которую потом укладывали путевую решетку.

Так рождался БАМ. Строители железнодорожники не были отшельниками в той нелегкой жизни. Вместе праздновали дни рождения,утили, смеялись, даже организовали художественную самодеятельность Какие это были времена! И, конечно, не думали о том, что потом, спустя десятилетия, так ностальгически будут вспоминать о том, как шли через эти буреломы и создавали свою дорогу жизни.

Николай Леонидович и сейчас помнит все в мельчайших подробностях:

— Когда нас привезли на первый мост, было забито восемь свай. И тогда мы у лейтенанта спросили: «А что же здесь будет? Для чего мост¸ когда здесь ровная местность!» Лейтенант терпеливо выслушивал и пояснял, что во время весеннего паводка по этой ровной местности, сметая огромные валуны, несутся мощные потоки воды. Поэтому здесь однозначно должен стоять мост. Геодезисты все просчитали, а уже строители шли по разработанный картам.

Конечно, это были не петербургские красавцы мосты. Но здесь стояла другая задача: создавать надежный путь, по которому с различными тяжелыми грузами будут идти поезда. А красота… Здесь самый удивительный памятник – красивая природа. Иной раз приходилось встречаться с медведями, которые зимой не уходили в спячку. Частенько виделись с чукчами которые спешили перегнать стадо оленей. Ребята, любители экзотики, торопились сфотографироваться вместе с ними на фоне огромного стада оленей…

Молодые бамовцы в солдатской одежде пережили немало трудностей на строительстве БАМ. На них накидывались полчища комаров, мошкара проникала сквозь мелкую сетку, от чего лицо опухало. А еще морозы под 45 градусов! Об обморожения лица спасали бамовские шапки с длинными ушами и…гусиный жир.

Зато после напряженной работы солдаты-железнодорожники возвращались в специально возведенный для них городок. Среди огромных сосен тесно жались друг к другу рубленные домики, из баньки поднимался к небу дымок, а в столовой точно по расписанию приглашали на ужин. В «красном уголке» офицеры проводили политинформацию.

Из всего увиденного Николаю запомнилась большая станция Дипкун, на которой находилась военная комендатура. Везде был порядок. Строительство БАМа напоминало большую войсковую операцию, где все твердо были уверены — победа будет за нами!

Вместе со своими товарищами Николай пережил первые трудности, когда не хватало теплой одежды. Зато чуть позже железнодорожные войска на БАМе стали стремительно обрастать комфортом.

Для Министерства обороны строительство новой магистрали было временем накопления опыта военной работы в экстремальных условиях . И все-равно при наличии самой современной по тем годам техники частенько упор делался на солдатскую силу.

— Нам приходилось своими руками грузить щебень, — вспоминает Николай Леонидович. — Был свой экскаватор — мы его берегли. Просеку рубили, как мы шутили, пилой «Дружба-2». Сами понимаете, что это была обычная звонкая пила: эх, была — не была, потянули с двух сторон! А в этот момент настоящие бензопилы «Дружба» стояли в запасе – на всякий случай. И еще была большая совковая лопата ПСЛ -110. Как мы шутили, бери больше, кидай дальше. Пока летит – отдыхаешь. Но это все издержки нашей солдатской жизни. В основном упор делался на технику. Иначе было не построить БАМ. Мы оставили за собой десятки мостов, сотни километров бамовской магистрали.

Такая жизнь помогла Николаю Козлову в его дальнейшей жизни. После армии бывший младший сержант — бамовец оказался в Кургане, познакомился с будущей женой и зажил своей счастливой жизнью. И вновь – железнодорожной.

Вспоминая об армейской службе на строительстве Байкало-Амурской магистрали, нынешний ветеран Николай Леонидович Козлов говорит:

— Самая лучшая дружба – армейская. Она длилась годами. Мы вели переписку и знали все о том, как живем на гражданке. А БАМ воспитал наш характер. Не случайно мы говорили: кто прошел дорогой БАМа, тот навсегда стал настоящим человеком.

На снимках: Николай Козлов – строитель БАМа; БАМ – дорога жизни (фото из дембельского альбома Николая Козлова)

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *