Счётная палата РФ раскритиковала систему госзакупок

Недостатки генерируют значимые коррупционные риски

Счётная палата РФ раскритиковала реализацию федеральных законов №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и №-223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Первый из них, напомним, регулирует закупки бюджетными организациями, а второй — госкорпорациями, компаниями с государственным участием в размере свыше 50%, а также ГУП, МУП и автономными учреждениями.

«Результаты мониторинга Счетной палаты показали, что система государственных и корпоративных закупок функционирует с низкой эффективностью и уровнем конкуренции. С 2014 по 2018 годы уровень конкуренции практически не изменился и составил по 44-ФЗ около 3-х заявок на 1 лот, по 223-ФЗ – менее 2-х заявок на 1 лот. При этом более 50% общего объёма государственных и муниципальных закупок (по сумме) приходится на закупки у единственного поставщика (включая несостоявшиеся закупки), около 94% объёма корпоративных закупок осуществляются неконкурентными способами. Относительная экономия по 44-ФЗ в 2018 году составила 5,54%, по 223-ФЗ — 4,4%», — констатируется в сообщении, опубликованном на официальном сайте Счётной палаты.

Помимо этого 44-ФЗ излишне зарегулирован – отдельные его нормы противоречат друг другу или положениям, которые действуют в других сферах деятельности. Постоянное усложнение законодательства в сфере закупок приводит к росту издержек, как заказчиков, так и участников закупок, что негативно сказывается на привлекательности системы госзакупок. «Следовательно, не способствует росту конкуренции и, в результате, повышению эффективности закупок», — заявил на Коллегии СП аудитор Максим Рохмистров. Хотя именно государство – один из немногих заказчиков в стране, у которого покупательная способность в последние три года растёт.

Также в Счётной палате РФ негативно оценили то, что согласно поправкам в 223-ФЗ с 31 декабря 2017 года заказчики могут не размещать в единой информационной системе в сфере закупок информацию о закупках финансовых услуг, услуг по использованию государственного и муниципального имущества. В результате, как отметил аудитор, «из публичной сферы были выведены закупки на сумму примерно в 7,5 трлн рублей».

Сама ЕИС также функционирует неэффективно. Например, проверка показала, что 21% времени своего существования она была недоступна в связи с проведением технических работ. Информация по большей части размещается не структурировано. Кроме того, в системе нет алгоритмов, которые бы автоматически выявляли недостоверные данные. При этом за последние пять лет в системе закупок качественных положительных изменений не происходит при значительных расходах бюджета на её развитие и совершенствование.

Общий вывод СП: указанные недостатки системы государственных и корпоративных закупок генерируют значимые коррупционные риски.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *