В СССР умели учить, но и в реформах нуждались

новости курган

Поиск идеальной системы отечественного образования продолжается до сих пор

Близится к завершению приём заявлений абитуриентов в высшие учебные заведения.

Если дети младшего и среднего школьного возрастов в середине июля наслаждаются каникулами, то многим из тех, кто недавно услышал последний звонок, не до отдыха. Для них настала самая волнительная пора — подача документов и последующее поступление в вузы. Приоритет, как известно, получают абитуриенты, набравшие наибольшие суммы баллов по результатам ЕГЭ.

Возможно, среди них окажется девушка из Хабаровска, «прославившаяся» несколько лет назад. На уроке литературы она прочитала текст песни рэпера Оксимирона «Переплетено», выдав его за стихотворение Осипа Мандельштама. И получила пятёрку.

Вспыхнула дискуссия. Кто-то пребывал в ужасе от того, как деградировала отечественная система образования, которая в советские времена считалась лучшей в мире. А кто-то не видел в случившемся ничего страшного. Помнится, один коллега выразил сомнение: а так ли уж хорошо учили в Советском Союзе.

Попробуем разобраться. Вот общеизвестные факты. В 1949 году в СССР была испытана атомная бомба. В 1961 году наша страна впервые в истории запустила человека в космос. На протяжении почти сорока лет Советский Союз поддерживал военный паритет с Соединёнными Штатами Америки. Очевидно: это было бы невозможно, если бы страна не обладала большим количеством высококвалифицированных учёных, инженеров, конструкторов. И практически все они получали образование сначала в советских школах, а потом в вузах.

Да, можно говорить о том, что эти достижения – результат огромного напряжения сил и ресурсов; что создатели суперсовременной военной техники порой жили в коммунальных квартирах и стояли в очередях за элементарными продуктами. Но факт остаётся фактом: Советский Союз обладал очень большим техническим и научным потенциалом. Кстати, любопытно высказывание одного из американских учёных: «Не верьте тому, кто говорит, что у СССР была неразвитая экономика. На самом деле она была развита, но неправильно».

Пришедшие в 1917 году к власти лидеры большевистской партии ломали в нашей стране всё и вся. Но они не стали крушить существовавшую в царской России достаточно сильную систему образования. По свидетельству очевидцев, даже в послевоенные годы лучшими учителями считались преподаватели с опытом работы в дореволюционных гимназиях. Более того, советская система образования была почти полностью бесплатной, а, значит, доступной для всех. И это быстро дало результаты. Если в 1913 году читать и писать умели лишь 27 процентов жителей страны, то в 1940-м – уже восемьдесят. В пятидесятые годы безграмотных в СССР было очень мало. А число людей с высшим образованием наоборот росло. И будущие педагоги ещё студентами знали наизусть едва ли не все стихи даже запрещённых в те годы поэтов.

При этом учиться в советских вузах было совсем нелегко. Мой дядя грыз гранит науки в одном из ведущих ленинградских институтов. Уже после первой сессии численность его группы сократилась вдвое. Впоследствии он узнал, что ректора не раз вызвали в обком партии, требуя снизить отсев. На что профессор отвечал: мы должны выпускать в народное хозяйство только квалифицированных специалистов.

Но всё же и советская система образования не была лишена недостатков. В школах все учились практически по одинаковым программам, индивидуальные особенности детей зачастую не учитывались. В шестидесятые-семидесятые годы поступавшие в вузы абитуриенты (кроме медалистов, коих в отличие от нынешних времён, было очень мало) сдавали четыре экзамена, один из которых — сочинение.

Мой знакомый, очень способный к точным и естественным наукам человек, поступал на физический факультет ЛГУ. Что же получилось? Успешно пройдя испытания по физике и математике, он плохо написал сочинение, в результате чего недобрал балл и… отправился в армию. Демобилизовавшись, знакомый поступил на тот же факультет, затем написал кандидатскую и докторскую диссертации. Не слишком хорошее знание русского языка не помешало ему достичь больших успехов в науке. Однако он потерял несколько лет.

Выходит, что начавшиеся в девяностые годы реформы имели под собой основания. Так считают и мои университетские преподаватели, работающие в том же вузе, где учился упомянутый знакомый. По их словам, эти изменения были необходимы для того, чтобы приспособить систему образования к рыночным реалиям. Проблема в том, что при разработке и проведении реформ не всегда учитывается мнение научной и педагогической общественности. Потому и доходит порой до курьёзов, подобных хабаровскому.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *