Догоняя будущее

новости курган

Абстрактное искусство художников Урала и Сибири в Кургане

В Курганском областном культурно-выставочном центре завершает работу передвижная межрегиональная выставка «Энергия абстракции» — опыт самопознания наследников русского авангарда.

Это искусство родилось почти одновременно с индустриальным веком, и для него цех, офис, современный дом — естественная среда. Когда говорят: «Я не понимаю абстракции», забывают главное: абстракция не то, что надо понимать, а то благодаря чему вообще что-либо понимают. «Абстракция» — значит отвлечение от несущественных фактов и связей ради осознания главного.

новости курган

В круглом зале КВЦ — пунктирное кольцо из пятидесяти ярких работ. Нет узнаваемых предметов (абстракцию еще называют беспредметным искусством), но есть путешествие к сути. Внутрь атомов, космоса («Переход» Ольги Кошелевой). К первичным идеям, согласно которым творится материальный мир («Праобразы» Владимира Бугаева). К источнику всякой динамики («Вселенский разум» Александра Шафеева). Художник снимает покровы с видимого мира в попытке показать невидимое.

Заглянуть в кузницу Творца, в мастерские самой природы, показать не витрину, а скрытую структуру бытия, его настоящие причины — вот дерзновенная мысль абстрактного искусства. Материалы — краски, холст, бумага, пластик, картон, акрил, оргалит, эмаль, цифровая печать и прочее — часть мира тяжелого и «косного». Духовная сила — лишь человек, художник.

новости курган

Легко понять, почему русские художники сто лет назад были среди зачинателей авангарда; первая абстрактная картина — акварель «Без названия» (1910) — принадлежит кисти Василия Кандинского, потомка сибирских каторжан. Абстракция выношена в самой глубине русского искусства, она — плод того же мировидения, которое выразилось в древней иконе: ее нелинейная перспектива, отказ от «похожести» и «красивости», сложная гармония ритма и цвета — все изображает высшую реальность, живущую по своим законам. И ставший символом авангарда «Черный квадрат» Казимира Малевича (1915) экспонировался именно как икона, в «красном углу». Это был призыв оторваться от «живописи», от ремесленной «светотени» и увидеть четкие окна в настоящее.

Революция сначала поддержала искусство авангарда. В 1920‑х Наркомат просвещения рассылал по провинциальным музеям работы Кандинского, Малевича и их учеников как фонды задуманных музеев живописной культуры. Но уже в 1930‑х абстрактное искусство было заклеймено как «идейно вредное», как «формализм». Натиск начала 1930‑х на церковь совпал с атакой на авангард. Утвердившись, новая власть не терпела уже никакого «похода к сути вещей». Она хотела быть единственной, тотальной реальностью и замыкала вокруг человека сотворенную ею повседневность как круговую безвыходную инсталляцию.

новости курган

— Все были ушиблены Сталиным, — курганский участник «Энергии абстракции», заслуженный художник России Игорь Щетинин точно ставит диагноз травме. — О чем говорить, если за «не то» искусство можно было получить пулю в лоб?

До смерти Сталина в 1953 году по музеям волнами рассылали приказы о «ликвидации» абстрактных работ. Часть из них уцелела, но из выставочных залов и мастерских абстрактное искусство было изгнано. А в конце 1950‑х отечественная культура внезапно и с досадой осознала себя «в тылу у собственного приоритета», по слову писателя Андрея Битова: ведь росток, который в Советской России выпололи как сорняк, расцвел и дал впечатляющие плоды в Европе и Америке, в дизайнерской мысли, в оформлении пространства. И более полувека отечественные художники пытаются восстановить насильственно прерванную традицию, «догнать будущее».

«Энергия абстракции» — опыт самопознания мастеров Урала и Сибири, «общий сбор» тех, кто на востоке страны хранит зерно традиции. В марте передвижная экспозиция была в Омске, в сентябре откроется в Тюмени.

— Подобной презентации абстракционистов Урала и Сибири прежде не было, — говорит искусствовед, одна из кураторов выставки Татьяна Сергейчук (Тюмень). — В начале 2000‑х в Русском музее была выставка «Российская абстракция XX века», а сейчас мы увидели многих художников нашего региона, их более смелый, чем у коллег в центральных регионах, эксперимент с фактурами и цветом.

Два других куратора «Энергии абстракции» — омские художники Евгений Дорохов и Александр Шафеев. Проекту помогли состояться спонсорская помощь и горячий отклик мастеров из Омска, Новосибирска, Нижнего Тагила, Кургана, Тюмени, Барнаула, Алтайского края, Челябинска, Ханты-Мансийска.

Почти все произведения созданы в 2010‑х, большинство — в последние два года. Исключение — прекрасные работы представителя нижнетагильской школы, «шестидесятника», мэтра Алексея Константинова (1927-1998), в чьих композициях слиты точное чувство ритма и лубочное упоение цветом, память о мастерах росписи тагильских подносов.

— Сейчас в искусстве консервативная эпоха, и всплеска абстрактного искусства во всем мире не наблюдается, и в Сибири в том числе, — отмечает Татьяна Сергейчук.

Но художники работают и наперекор настоящему, отдавая долг прошлому, чувствуя гул близкого будущего. Это в силах искусства, полного куража, веры и энергии творить.

Выставка «Энергия абстракции» работает в Курганском областном культурно-выставочном центре до понедельника, 5 августа.

Елена Бердникова, научный сотрудник Курганского областного культурно-выставочного центра.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *