Борьба с алкоголем или пьянством

Новости Курган

Практика показывает, что второй вариант эффективнее

На днях молодые парламентарии Зауралья выступили с инициативой об ограничении времени продажи алкоголя во всех магазинах региона. Главная цель этой идеи — пропаганда здорового образа жизни и борьба с социальным злом. Что и говорить, цель благородная. Только вот борьба с пьянством и алкоголизмом требует знаний, выдержки и терпения. А история целого ряда стран, увы, знает примеры, когда подобные лихие атаки имели печальные последствия.

Введение в 1914 году «сухого закона» стало одной из причин краха Российской империи. Чуть позже аналогичные меры в США породили мафию, которая потом на протяжении десятилетий оказывала большое и, мягко говоря, не совсем позитивное влияние на экономическую и политическую жизнь американского общества.

Несколько безуспешных попыток одолеть зелёного змия было предпринято и в СССР. Самая памятная из них — та, что стартовала весной 1985 года.

Было это 17 мая. В тот день с раннего утра по всей стране в газетные киоски выстроились огромные очереди. Люди буквально из рук друг у друга вырывали продававшуюся там продукцию современной периодической печати. Каждый второй читал газеты в автобусах и троллейбусах. Причина внезапно вспыхнувшего интереса к ним была простой: гвоздевым материалом в них были постановления ЦК КПСС и Совмина СССР «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и соответствующий Указ Президиума Верховного Совета. Тогда мы не догадывались, что начинавшаяся кампания будет тоже способствовать краху нашей страны. Через несколько лет знаменитый сатирик Михаил Жванецкий произнесёт ставшую исторической фразу: «Не надо было трогать её, проклятую».

Между тем основания для очередного наступления на алкоголь у властей тогда и в самом деле имелись. А если отойти от дипломатических формулировок, в то время страна спивались. Вот лишь некоторые цифры и факты. К началу восьмидесятых годов потребление спиртных напитков в СССР достигло рекордного за всю историю страны уровня. Как утверждали эксперты, каждый взрослый мужчина в среднем ежегодно выпивал тогда 100 бутылок водки. На многих предприятиях работа фактически заканчивалась в 11 часов, когда открывались винные магазины. Острословы называли это время «часом волка», поскольку в ту же минуту на фасаде Московского театра кукол имени Образцова появлялся волк.

Пьянство охватывало все слои населения, включая интеллигенцию. Что хорошо показано в известном фильме Станислава Говорухина «Конец прекрасной эпохи».

Результаты кампании не заставили себя долго ждать, но они были совсем не теми, на которые рассчитывали её организаторы. Достигнувшее промышленного размаха самогоноварение, очереди в винные магазины, подпольная торговля водкой, в которую втянулось огромное количество людей — от пионеров до пенсионеров, отравления некачественным алкоголем, рост наркомании и токсикомании, дыры в бюджете страны, закрыть которые было нечем. В те годы начали формироваться преступные группировки, которые уже в лихие девяностые включились в приватизационные процессы.

А ведь тогда реализация алкоголя существенно пополняла бюджет страны. Существовала государственная монополия на продажу спиртных напитков. Они пользовались спросом и у иностранцев. Да и сами советские люди, выставляя по праздникам на столы те или иные бутылки того же вина, считали их атрибутом достатка. Всё это рухнуло чуть ли не в одночасье. Благо, в наши дни в Крыму, где виноградники пострадали в наибольшей степени, ситуация начинает улучшаться. Уже сейчас их общая площадь превышает 18 тысяч гектаров. За последние четыре года на государственную поддержку виноградарства этого региона было направлено более миллиарда рублей. Современной тенденцией там стало обращение к традициям виноделия Российской империи.

Что же стало причиной провала кампании 80‑х? По мнению целого ряда экспертов, в этом во многом была вина существовавшей тогда системы власти. Чиновники на местах принялись с необычайным рвением выполнять «установку партии». В документах нигде не говорилось о том, что нужно вырубать виноградники, закрывать в городе все винные магазины, ограничивать продажу спиртного. Это были «инициативы на местах».

Но главное даже — другое. В ту пору президентом США был Рональд Рейган, которому принадлежит по-своему мудрое изречение: «Стреляют не пистолеты, а люди». В связанных с алкоголем бедах виновата не водка, а те, кто её потребляет в непомерных количествах. Психологи и социологи уже много лет назад пришли к выводу: пьянство начнет отступать только тогда, когда у людей появится потребность более интересно, нежели за бутылкой, проводить своё свободное время, когда у них будут возникать жизненные перспективы и планы, осуществлению которых мешает злоупотребление алкоголем. Но это — достаточно длительный процесс, что, к сожалению, не учитывали раньше.

А пропагандировать здоровый образ жизни можно и другими способами. В городе такие примеры есть. Какие? Порассуждаем в следующий раз.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *