Театральные любители и гастролёры в Кургане

новости курган

Архивные изыскания о культурной жизни курганцев в ХIХ веке

Решение о создании в Кургане профессионального драматического театра с постоянной труппой артистов было принято в год образования Курганской области и обретения Курганом статуса областного центра (1943 г.). Следовательно, в наступившем году наш областной театр драмы вступил в свою 76-ю годовщину. А вот во всю ту пору, когда Курган являлся еще уездным, окружным и даже районным центром, ему так и не пришлось обзавестись своим постоянным театром с собственной актерской труппой. Препятствиями служили как экономические причины, не позволявшие построить специальное здание для театра за счет городского бюджета, так и нехватка местных культурных сил, достаточно влиятельных в провинциальной среде, особенно в городской верхушке.

«С дозволения начальства»

новости курган

Благодаря архивным изысканиям удалось все-таки приоткрыть чуть шире занавес, за которым была скрыта культурная жизнь курганцев в ХIХ в. Правда, всего лишь только за два года, 1883-й и 1884-й, но все события в совокупности встраиваются в культурную хронику той отдаленной эпохи, вносят дополнительные штрихи в картину, которая еще далека от завершения.

По установленному порядку окружная власть в лице исправника обязана была представлять в Тобольск на имя губернатора все афиши дававшихся и готовившихся к показу публичных зрелищ. Вот и курганский окружный (именно так) исправник, титулярный советник Тихон Михайлович Попов неизменно отправлял такие афиши. В своих сопроводительных рапортах он непременно указывал, что публичные представления даются с его разрешения. А во всех афишах обязательно значилось: «С дозволения начальства». Как ни относись теперь к строгим требованиям в отношении устройства публичных зрелищ, но именно благодаря им дошли до нас афиши — единственные зачастую источники о культурных событиях стародавних времен.

Какие же публичные зрелища состоялись в городе? Всего в 1883 г. их было дано 10, из них 6 спектаклей, 2 концерта, 1 увеселительный вечер и 1 представление. В 1884 г. из 8 публичных зрелищ на спектакли пришлось 4, на увеселительные и прочие вечера 3 и представление 1. Следует сразу отметить, что все вечера и представления, судя по объявленным в афишах программам, тяготели к цирку, причем с показом фокусов, эквилибристикой, но без дрессированных зверей и клоунады. Впрочем, на этом чуть подробнее остановимся ниже.

Дуэты и соло в исполнении тенора и баритона

новости курганНачало 1883 г. в культурной летописи провинциального Кургана отметилось двумя вокально‑музыкальными концертами. Первый из вокально‑музыкальных концертов состоялся «в среду 26‑го января 1883 года на Дворянской улице, в доме Васильева». Выступили на концерте два певца, представлявшиеся как «артисты русской оперы» Тарасов-Николаев (тенор) и Румянцев (баритон). В программу трех отделений вошли русские романсы и песни на музыку Гурилева, Варламова, Булахова, Дюбюка, Козлова, Махотина, Столыпина.

Второе концертное выступление певцов-гастролеров Тарасова-Николаева и Румянцева состоялось в четверг 3‑го февраля 1883 г. в другом здании — в общественном клубе. Речь идет о доме, который за долгую историю перестраивался, менял хозяев, название и назначение, но для краткости именуется домом декабриста Розена. В программу второго концерта внесли изменения, поэтому она писалась вручную и наклеивалась на афишу. Наряду с произведениями, уже звучавшими на первом концерте, здесь были исполнены романсы «Птички» Гумберта, «Сомнение» Глинки, баллада «Оседлаю коня» Варламова, «Приют» Шуберта, ария Торопки из оперы «Аскольдова могила» Верстовского и другие сочинения.

Странствующие циркачи

В начале весны 1883 года на глаза горожан вновь попались афиши.

«В среду 9‑го марта 1883 года труппою артистов и артисток под управлением г. Шуман с участием артиста натуральной магии г. Барановича дано будет большое блистательное представление в 3‑х действиях». В 1‑м отделении обещано показать «новейшие опыты современной магии с выборами самых занимательных сюжетов». 2‑е отделение состояло из номеров под названиями «Тирольский охотник», «Гигантские воздушные прыжки», «Гусарка», «Балансирование на лестнице», «Игра 2‑пудовыми гирями» и «Полк в поход». Как видно, представление по своему содержанию больше напоминало цирк. Не случайно рисунок на афише изображал стоящего на шаре циркового гимнаста с гирями в руках и на голове. Впрочем, два номера — «Гусарка» и «Полк в поход» — являлись танцем и песней. В качестве исполнителей всех перечисленных номеров указаны г. Шуман и г-жа Шуман, девица Луиза и Томатто. Заканчивалось же представление, судя по всему, каким-то пиротехническим действом под названием «Арлекин скелет». Очевидно, начинал и заканчивал представление заявленный в афише «артист натуральной магии» Баранович.

Дом и сад для представлений

Представления шумановской труппы состоялись в упоминавшемся уже доме Васильева на Дворянской (ныне Советской) улице. Поскольку именно с этим домом в дальнейшем изложении будет связано большинство театральных представлений, то уместно сообщить о нем некоторые сведения (за них особо благодарен Александре Михайловне Васильевой).

Дом изначально принадлежал курганскому купцу Ивану Кирилловичу Луговских (Луговскому). Он его и выстроил, а в декабре 1877 г. продал дом отставному рядовому Петру Васильевичу Васильеву за 3000 руб. сер. Не состоя в купеческой гильдии, П. В. Васильев, тем не менее, был довольно состоятельным, чтобы приобрести каменный двухэтажный дом с подсобными постройками. Для проживания небольшой по составу семьи он был велик, да, возможно, уже при покупке он приобретался с расчетом не столько жить, сколько сдавать его в наем, извлекать прибыль из недвижимой собственности. Тут как раз устройство концертов, разных театральных представлений, развлекательных вечеров и маскарадов оказалось кстати, и дом Васильева стал использоваться как площадка для проведения подобных зрелищных и развлекательных мероприятий.

Но самый первый спектакль в 1883 г. состоялся в понедельник 13 июня все-таки не в доме Васильева. Афиша объявляла, что он будет дан «в саду искусственно‑минеральных вод». Теперь вряд ли даже самый сведущий краевед способен определенно указать, где тогда находился этот сад, а потом еще привязать его к конкретному месту на современной карте города. Будущих зрителей афиша предупреждала: «В саду курить строго воспрещается». Билеты они могли приобрести заблаговременно и в день спектакля в кассе театра.

Спектакль начался в 9 вечера комедией в 1‑м действии «На случай несостоятельности». Автором пьесы являлся весьма плодовитый писатель и драматург Николай Александрович Лейкин (1841‑1906). В издававшемся им юмористическом журнале «Осколки» печатался молодой Чехов. А для театра Лейкин предпочитал сочинять небольшие шуточные сценки. В разыгранной в Кургане комедии в роли купца Михея Ивановича Костяева выступил актер Иванов, его жены Матрены Андреевны — Иванова, дочери от первого брака Аграфены — Ярославлева (или Ярославцева), приказчика Усталова — Кольцов. Исполнительница роли кухарки Мавры свое участие скрыла под инициалом N.

Над вымыслом всплакнуть и рассмеяться

Зато в доме Васильева все сыгранные спектакли были более продолжительными. Они и начинались в 7 или 8 часов вечера. В дореволюционном театре вошло в традицию показывать после основной пьесы (драмы, комедии) еще одноактный водевиль и (или) устраивать развлекательный дивертисмент. Этой традиции неукоснительно следовали и прибывшие в Курган гастролеры. Всего за второе полугодие 1883 г. курганской публике показали 5 спектаклей.

«В среду 27 июля 1883 года, — извещала афиша, — в доме г. Васильева труппою русских драматических артистов проездом чрез здешний город представлена будет в первый раз «Женитьба Белугина». И хотя на афише в качестве автора значилась лишь фамилия одного Н. Я. Соловьева, эта комедия в 5 актах появилась в результате его творческого сотрудничества с великим драматургом А. Н. Островским. В главной роли — сына богатого московского купца и фабриканта Андрея Белугина — выступил Погуляев. В остальных ролях были заняты артисты Темзинский, Кольцов, Александров, Иванов и артистки Шван, Иванова, Мочалова-Стрельская, Лелина-Корсакова. Как видно, трое из них (Ивановы и Кольцов) уже сыграли на сцене в саду искусственно‑минеральных вод.

После переживаний за перипетиями супружеской жизни молодой четы Белугиных курганцы, надо полагать, от души позабавились, посмотрев в заключение водевиль «Дайте мне старуху!» По сюжету прибывший в город со своей труппой провинциальный антрепренер Пустернак остался без актрисы на амплуа старухи. Вот и мечется он по городу в поисках подходящей кандидатки на эту роль. Тем же был занят и режиссер Полуда. Но тщетно! А тут вдруг на роль старухи стали предлагать себя то Кузьминишна, нянька барышни, на которой Пустернак некогда обещал жениться и сбежал, то некая мадемуазель Пульфер. Разумеется, в конце концов, обнаружилось, что в их обличии выступала эта самая покинутая девица.

Между тем выступления труппы русских драматических артистов продолжались. В пятницу 29 июля она показала зрителям драму «Одним грехом более» и водевиль «Любовный напиток». Автором драмы был актер Александр Дмитриевич Лавров (1852‑1924), игравший под псевдонимом Орловский. В сезон 1886 / 87 г. он даже состоял в антрепризе известного театрального деятеля М. П. Медведева в Екатеринбурге. А водевиль сочинил драматург, он же критик и переводчик Александр Николаевич Баженов (Боженов, 1835‑1867).

Через день, в воскресенье 31 июля, курганцы лицезрели на сцене драму в 5 актах «Материнское благословение, или Бедность и честь». Значившаяся на афише фамилия автора — Перепельский — была одним из псевдонимов молодого Николая Алексеевича Некрасова.

Согласно афише спектакль на сей раз завершил не водевиль, а «большой разнохарактерный дивертисмент». Он состоял из комических куплетов «Я люблю замужних» и «Винт» в исполнении соответственно Погуляева и Александрова. Лелина-Корсакова спела шансонетку, а Мочалова-Стрельская русскую песню «Травушка». А Иванов вновь преобразился в танцора, исполнив под занавес номер из балета «Дочь фараона».

На все три данных в июле 1883 г. спектакля цена на билеты устанавливалась согласно местам: «кресла 1‑го ряда 2 руб.,2 ряда 1 р. 75 коп., 3 и 4 ряда 1 р. 50 коп., 5 и 6 ряда 1 руб., 7 и 8 ряда 75 коп., стоять 50 коп.» В афишах объявлялось: «Билеты заблаговременно можно получить в квартире г. Погуляева в доме г. Васильева, в день спектакля в кассе театра с 4‑х часов пополудни. За афишу, взятую в кассе, платится 5 коп. За хранение платья 10 коп. Распорядитель И. Погуляев».

Водевильный уклон

Новая труппа появилась в городе в преддверии рождественских праздников и задержалась на полгода до июня 1884 г. Примечательно, что прибывшие актеры по своей организации, как и их предшественники, представляли не классическую антрепризу во главе с предпринимателем (антрепренером), привлекавшим актеров на условиях найма. Нет, в данном случае представления давала труппа, поименованная в афишах «товариществом артистов драматического искусства». Очевидно, в этом случае все артисты, стремясь избавиться от тягостной зависимости от антрепренера, строили свои отношения как равноправные, партнерские, с взаимными обязательствами друг перед другом. Их спектакли прошли в доме Васильева.

В своем репертуаре новые гастролеры упор делали на легкий, развлекательный жанр — преимущественно водевиль. Тут в расчет бралась не только череда новогодних праздников. Вполне возможно, гастролеры из актерского товарищества сочли курганского зрителя еще не готовым к восприятию драм и тем более трагедий.

По завершении водевилей публику развлекал «оркестр клубной музыки». Увы, афиша не раскрывает репертуара этого оркестра. Поэтому остается загадкой, что подразумевалось в те времена под клубной музыкой. Вероятно, она состояла из танцевальной музыки. Все-таки вплотную приблизился новый 1884 год.

Тобольский губернатор В. А. Лысогорский, жена и дочь которого с большой охотой участвовали в любительских спектаклях, расценил как нарушение установленных правил то, что на представленных ему из Кургана афишах не значилось разрешения на их печатание. О точном следовании правилам губернатор напомнил курганскому исправнику Т. М. Попову. А поскольку в Кургане афиши размножались на гектографе, то отныне на них указывалось: «Отпечатать на гектографе разрешается» (с датой получения разрешения).

С участием местных любителей

Следующие спектакли в доме Васильева прошли спустя почти месяц, а именно в воскресенье и понедельник 15‑16 апреля. Потребовалось, видимо, время для репетиций. Ведь в спектакле 15 апреля были заняты еще и местные любители. Он начался на сей раз не водевилем, а завоевавшей признание всероссийского зрителя комедией А. Н. Островского «Не в свои сани не садись». Афиша этого спектакля не сохранилась.

16 апреля товарищество артистов исполнило за вечер три водевиля с дивертисментом. Все эти водевили («Путешественник и путешественница», «Что и деньги без ума», «Мельничиха из Марли, или Племянник и тетушка») были переводными с французских оригиналов. Название последнего из них упоминается Н. С. Лесковым в его «Железной воле» — рассказе, возрожденном к известности в годы Великой Отечественной войны. А вот первый водевиль удостоился похвалы не кого-нибудь, а самого Виссариона Григорьевича Белинского, бывшего, кстати, заядлым и страстным театралом.

Нашествие магов

Больше в 1884  году спектаклей заезжих актеров курганцы не увидели. Зато их ожидали зрелища иного рода. Гастролерам не потребовалось печатать на гектографе афиши. Они прибыли с уже готовыми. После получения разрешения исправника афиши помещались на видные места.

«Большое спирито‑магическое, медиумическое и фантастическое представление» обещал дать Леонс Венцковский в своем предварительном объявлении, выдавая себя за некроманта, эскамотера, спирита и вантролога (чревовещателя) в одном лице. За всем этим мудреным набором скрывался, как видно, фокусник-иллюзионист. Но для завлечения зрителей приходилось напускать как можно больше таинственности вокруг своей персоны. Вот почему и следовали обещания дать представление, «состоящее из самых новейших, современных магико-физических экспериментов, медиумических явлений, магнетизма, спиритических сеансов, опытов магии: египетской, китайской, халдейской; иллюзии, механики, замечательных фокусов, ловкости рук и чудес тайных наук». Учитывая, что в ту давнюю эпоху даже показ привычного для нас электрического освещения для провинциальных зрителей был настоящим чудом, Л. Венцковский мог рассчитывать на успех в Кургане.

Первое представление «артиста современной магии» прошло в понедельник 30 июля, а второе, оно же завершающее, пришлось на пятницу 3 августа 1884 г. Не станем перечислять подробно все номера, заявленные в обеих программах. Отметим, что на первом представлении в заключение демонстрировалась «живая картина в трех переменах «Искушение» при разноцветном бенгальском освещении». Во время этого представления и в антрактах между отделениями звучала музыка. Для пущего привлечения публики в афишу была внесена приписка: «После представления танцы до 2‑х час. ночи для лиц, взявших билеты от 50 коп. и выше». А завершением второго представления стал номер с показом оптической иллюзии под названием «Фата‑моргана: свет и тени».

Спустя недели три, опять же «проездом чрез здешний город», пожаловала семейная труппа артистов и артисток, поименованных в одной афише как Нельдехен, а во второй как Нель-де-Хен. В тех же афишах, восхваляя себя, труппа эта в одном случае обещала дать «чрезвычайно большой фантастический и спиритический волшебный вечер», в другом случае добавила еще и слово «эквилибристический» (правда, не обошлось без ошибки при печати). На деле вместе с разными фокусами, эквилибристикой, жонглированием 22 и 24 августа 1884 г. публике показывали народные танцы и «живые картины». Ведущее положение в труппе занимала Лина Нель-де-Хен. Эта якобы «известная во всей России, единственная в своем роде артистка» представляла «совершенно новые, никем и никогда еще не исполняемые опыты, основанные на новейших изобретениях физики, химии, магнетизма, гидравлики, натуральной, индейской, белой магии, иллюзии, ловкости рук, быстроте зрения, острой памяти и соображения, с популярным объяснением на русском, французском и немецком языках». На волне интереса к спиритизму программа одного представления включала «вызывание и появление духов». А какое впечатление произвело на публику обещанное появление на сцене скелета, делающего «разные движения корпуса без всякого механизма», это остается, увы, без ответа. Впрочем, и про ее реакцию на данные труппой Нель-де-Хен представления в целом нет никаких сведений.

***

Таким образом, за два года жители небольшого окружного Кургана неоднократно оказывались зрителями разного рода культурных зрелищ. Они смогли посетить концерты оперных певцов и представления артистов эстрадно-циркового искусства. Но чаще всего курганцы смотрели театральные постановки (спектакли) в исполнении артистов драматических трупп. Все выступавшие в Кургане были гастролерами. Лишь в двух спектаклях привлекались актеры-любители из числа горожан.

Конечно, зрителями становились в первую очередь образованные, грамотные курганцы. С увеличением их числа расширялся и зрительский круг в провинциальном городе. А с проведением железной дороги культурная жизнь Кургана вступила в новую фазу. Растущий город потребовал больше хлеба и больше зрелищ. Рельсовый путь сделал Курган доступнее для гастролеров. Оживились также и местные почитатели Мельпомены. Они все чаще выходили на любительскую сцену в собственных спектаклях.

К сожалению, нельзя обойти молчанием печального состояния бывшего дома Васильева. Здание, в стенах которого некогда давались театральные представления (уже поэтому оно вошло в культурную историю города) и потом приспособленного под гостиницу, теперь лежит в руинах по ул. Советской, 131. А ведь с ним были связаны события не только культурной, но и общественно-политической жизни Зауралья в прошлом.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *