Отец русской фотографии

новости курган

Карл Булла был загадочным человеком

В предстоящий понедельник, 19 августа, всех нас ожидает очередной праздник — Всемирный день фотографии. Причём он будет юбилейным — 180‑м по счёту. Именно 19 августа 1839 года правительство Франции, купив патент изобретателя Луи Жака Манде Дагера, сделало открытие дагерротипа (метода получения отпечатка) достоянием мировой общественности. Благодаря ему мы знаем, как выглядели уникальные объекты более ста лет назад. Достаточно упомянуть снимки Далматовского монастыря, сделанные в 1912 году знаменитым фотографом, химиком, изобретателем и издателем Сергеем Прокудиным-Горским.

Кроме того, для нас это прекрасный повод вспомнить о человеке, которого называют отцом русской фотографии. Звали его Карл Булла. Думаю, не ошибусь, если предположу, что о нём мало знают наши современники.

Человек из ниоткуда

Что, впрочем, неудивительно. В его биографии немало загадок. Булла родился 26 февраля 1855 года в семье прусского купца. Когда ему исполнилось 10 лет, он непонятно при каких обстоятельствах появился в Санкт-Петербурге. Никто из взрослых Карла не сопровождал. Мало того, у него не было с собой даже ломаного гроша.

Булла, однако, и не думал унывать. Узнав, что фирме «Дюнат», занимавшейся изготовлением и продажей необходимых для фотографии аксессуаров, требуется посыльный, мальчишка тут же предложил свои услуги. И с необычайным рвением их исполнял.

Причём он не только мотался по столице Российской империи, но и в свободное от беготни время изучал весь процесс фотосьёмки. А он был тогда весьма сложным. Даже до относительно недавнего времени качество фотографии во многом определялось умением обрабатывать снимок. А чтобы оно было высоким, особенно во второй половине XIX века, нужно было едва ли не в совершенстве знать химию. Тем не менее уже в 1875‑м 20-летний Карл Булла умудрился открыть собственное фотоателье. Ещё через год он стал подданным Российской империи.

Чем же удивил этот человек своих современников? В первую очередь, тем, что он показал себя умеющим заглядывать в будущее новатором. И это в 20 с небольшим лет! И при том, что фототехника в то время развивалась очень стремительно — куда быстрее, чем менялась психология людей. Фотография воспринималась тогда как разновидность портрета. То есть, надо «сидеть в величественной позе и не шевелиться». А Булла настаивал, и техника это уже позволяла, чтобы заказчики выглядели естественно. Выходило неплохо. На его снимках мы видим живых людей, а не уставившихся в одну точку манекенов.

А на хрена ты меня снимаешь?..

Фотостудия юного художника имела большой успех. В том числе и финансовый. Но Карлу Карловичу этого было мало. В нем «сидел» репортёр, ему нравилось снимать реальную жизнь. Хотя в ту пору это было непросто. Тогдашний фотоаппарат — объёмный и весьма тяжёлый деревянный ящик. Да ещё и штатив — куда более массивная и громоздкая конструкция. И всю эту аппаратуру приходилось таскать на себе. К тому же требовалось время, чтобы её развернуть…

Снимали тогда не на пленку, а на стеклянные пластинки размером 9х12 cм. Причём «боезапас» уличного фотографа составлял всего десять — двенадцать кадров.

Но и это ещё не всё. Отношение к «фоторепортерам» тогда было, мягко говоря, настороженным. Представителям власти не нравилось, что кто-то фиксирует, как плохо исполняют они свои обязанности. «Наезжали» и простые люди, особенно люмпены: «А чо ты тут делаешь? А на хрена ты меня снимаешь?» Впрочем, с подобными трудностями репортеры сталкиваются и сегодня. И не только слова неласковые выслушивают, но и синяки и шишки порой получают.

Наследие Буллы

Однако перед талантом, сопряжённым с настойчивостью и упорством, как известно, рушатся все преграды. В 1886 году Карл Булла получил официальное разрешение на право «снятия фотографических видов столицы и ее окрестностей». Причём ему разрешалось снимать абсолютно всё. И официальные церемонии, и уличные сценки, и последовавшие вскоре антиправительственные демонстрации.

«Русский фотографический журнал» так писал о мастере: «Всегда подготовлен к выезду и отправляется по приглашению, куда бы то ни потребовалось. Снимает всё, не стесняясь помещением, везде и всюду, как днём, так и во всякое вечернее время — при своём искусственном свете». Чем не пример для начинающих фотокоров.

В начале ХХ века Булла занимается, если можно так выразиться, снимками для элиты. В это время он на гребне популярности. О чём свидетельствует хотя бы список его почётных званий. Карл Карлович был официальным фотографом Императорской Публичной библиотеки, Российского общества Красного Креста, Императорского Российского пожарного общества, Управления Санкт-Петербургского градоначальства, фотографом Императорского двора, фотографом Санкт-Петербурга.

Однако он продолжал снимать и «улицу». Куда ни сунешься в российскую историю начала ХХ века, всюду натыкаешься на фотоснимки Карла Буллы. Там есть всё. И будни императорской фамилии, и официальные церемонии, и «красивая жизнь» элиты, и рабочие окраины, и даже тогдашние бомжи. Есть и фотографии, сделанные во время Первой русской революции. В ходе тех событий стреляли, не особо разбираясь, куда. Но, как истинный репортёр, Булла не ведал страха.

Всего же наследие этого человека составляет около 230(!) тысяч негативов фотографий. А вот до революций 1917 года он недоработал. Видимо, устал. Или же предчуствовал грядущие катаклизмы и решил оказаться в стороне от них. Как пришёл ниоткуда, так и скрылся в никуда. В 1916 году он поселился на эстонском острове Сааремаа. Там мастер и скончался в 1929 году.

Наследники Буллы

Но дело Карла Карловича не пропало. Два его сына, Александр и Виктор, пошли по пути отца. Виктор в чине прапорщика участвовал в русско-японской войне, где сделал много замечательных фотографий. Снимал и на Первой мировой, и во время Февральской революции. Был лоялен к советской власти. Стал одним из создателей кино- и фотоленинианы, снимал Иосифа Сталина, Григория Зиновьева, Льва Каменева, был неофициальным фотографом Смольного.

В 1928 году состоялась выставка «Советская фотография за 10 лет», на которой Александр и Виктор представили тридцать фоторепортажей, превзойдя числом и разнообразием сюжетов всех остальных участников. Жюри выставки присудило им почётный диплом.

Но в конце тридцатых годов (точная дата не известна) Виктор Карлович Булла был арестован по доносу одного из своих сотрудников. Родственники долгое время ничего не знали, где он и жив ли. Много лет спустя внуку Виктора Буллы удалось найти документ, согласно которому его деда расстреляли в октябре 1938 года.

Трагична и судьба его брата. Еще раньше Александр был сослан на Беломорско-Балтийский канал, где вскоре скончался. Репрессии в отношении братьев плюс фактическая эмиграция их отца привели к тотальному запрету на упоминание фамилии Булла в любых источниках, который действовал до конца восьмидесятых годов прошлого века. При этом сделанные ими снимки регулярно публиковались…

Кстати

Первым человеком, который сумел сделать «фотографический» снимок постоянным, то есть закрепил изображение, был Жозеф Ньепс. Самым первым в истории фотографии снимком считается «Вид из окна», датированный 1826 годом. Экспозиция снимка длилась 8 часов.

* * *

Cамая старая в мире фотокамера была продана на аукционе в Вене в 2007 году, установив при этом абсолютный рекорд и став наиболее дорогой, когда-либо проданной на аукционе. Раритет под названием «Дагерротип братьев Сюсс» (Daguerrotype Susses Freres) реализован почти за восемьсот тысяч долларов США. Стартовая цена составляла 100000 евро.

* * *

Статус самой маленькой камеры в мире заслуженно получила видеокамера Ambertek RS101, выполняющая также полноценные функции фотоаппарата. Производителем данного чуда техники стал Тайвань. Весит эта камера всего 11 граммов, а размер её составляет лишь 2,5 сантиметра в ширину и столько же в высоту.

* * *

Камера максимально рекордных размеров из натуральной вишневой древесины с объективом Carl Zeiss (также самым большим из когда-либо изготовленных) была создана в конце ХIХ века. Сама она весила более 400 килограммов, а в полной комплектации вес составлял свыше 635 кг. Согласно статье 1901 года в газете «Brooklyn Daily Eagle» для управления аппаратом требовалось 15 человек.

* * *

Абсолютным чемпионом по размеру составных фотографий стало NASA. В 2014 году агентство опубликовало 681-гигапиксельную панораму Луны. За пять лет до этого был запущен орбитальный зонд Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), чтобы отобразить поверхность спутника Земли и собрать измерения потенциальных мест посадки.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *