Выходные — это страшно?

новости курган

Что скрывается за четырехдневной рабочей неделей

Праздники и выходные люди встречают с энтузиазмом — для большинства это возможность провести время с семьей и друзьями, отдохнуть, заняться творчеством и саморазвитием или привести в порядок дом. Однако возможность сокращения в России рабочей недели граждан не обрадовала. Как считает заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Александр Шершуков, это произошло не потому, что люди хотят больше работать. Проблема в том, что они боятся сокращения заработной платы пропорционально сокращению рабочих часов.

Что на самом деле имеет в виду ФНПР, когда поддерживает появление дополнительных свободных часов, Александр Шершуков рассказал курганцам в ходе встречи с представителями местных первичных профсоюзных организаций.

Напомним: обсуждение данного вопроса началось после того, как премьер‑министр РФ Дмитрий Медведев в своем выступлении на Международной конференции труда в Женеве 10 июня заявил, что будущее страны, весьма вероятно, за четырехдневной рабочей неделей.

«Признание человека и человеческой жизни высшей ценностью задает совершенно новые параметры корпоративной и государственной политики. Мы должны выработать новые подходы к организации рабочего времени и образовательного процесса. У человека должна быть возможность учиться на протяжении всего рабочего периода жизни. А технологический процесс приводит к сокращению рабочего времени и расширению сферы досуга», — объяснил свою позицию Дмитрий Медведев.

Он также отметил, что имеющийся опыт сокращения рабочего времени демонстрирует положительное влияние этого процесса на экономические показатели. Премьер‑министр привел в пример американского промышленника Генри Форда, который почти сто лет назад сократил рабочую неделю на своих заводах с 48 до 40 часов и получил впечатляющий рост производительности труда. Совсем недавно аналогичные результаты получили в Новой Зеландии при переходе к трем выходным в неделю. Производительность труда растет за счет снижения уровня стресса и предотвращения профессионального и эмоционального выгорания.

Что касается предполагаемого сокращения заработной платы при увеличении количества свободных от работы часов, то Дмитрий Медведев подчеркнул, что речь идет о дополнительном оплачиваемом выходном, а не об экономии работодателя на сотрудниках за счет нового рабочего графика.

— Профсоюзы уже 200 лет борются за то, чтобы рабочее время сокращалось, но при этом не уменьшались доходы трудящихся, — ответил зампредседателя ФНПР Александр Шершуков, комментируя курганцам инициативу правительства. — После выступления Дмитрия Медведева в конце июля — начале августа в ФНПР пришла бумага из министерства труда РФ, где нас просили отреагировать на высказанную премьером идею. Мы ответили, что выступаем за сокращение количества рабочих часов при сохранении заработной платы работников. После этого началась битва в средствах массовой информации. Стали говорить о том, что это инициатива профсоюзов, что речь идет именно о четырехдневной рабочей неделе, хотя это не принципиально — может быть пятидневка при семичасовом рабочем дне.

Александр Шершуков подчеркнул важность формулировки «сокращение рабочего времени» в противовес сжатию рабочей недели до четырех дней. Во-первых, это исключает перевод работников на четырехдневную рабочую неделю с 10-часовым рабочим днем. Во-вторых, дает возможность более свободно подойти к рабочему графику, что снимет проблему организации производства при сокращенном рабочем времени на специфических предприятиях, таких, например, как оборонные заводы, где нужно своевременно выполнять госзаказ.

— Понятно, что существуют профессии, у которых разный рабочий цикл. Но вопрос: может ли работник сегодня работать больше 40 часов в неделю, установленных ТК? Может. Только эти часы должны оплачиваться сверхурочно. Аналогичная ситуация должна произойти на оборонных и других предприятиях при законодательном сокращении рабочего времени. Останется, например, 37 обязательных часов, а время, отработанное сверх этого, должно оплачиваться выше как сверхурочное, — говорит Александр Шершуков.

Он подчеркнул, что вопрос оплаты труда на подобных предприятиях, а также там, где предполагается небольшой оклад, а основную часть зарплаты составляют премирование и другие способы поощрения, должен рассматриваться на уровне отраслевых профсоюзов с заключением тарифного соглашения с работодателем.

— По сути в обсуждении предполагаемой реформы речь идет не о рабочем времени, а о заработной плате. У нас в стране она занижена, и за аналогичный труд в развитых странах платят больше. Но так сложилось не потому, что на западе такие добрые работодатели, а в том числе потому, что там профсоюзы активно боролись за права работников, — подчеркнул Александр Шершуков. — Либо мы тоже будем это делать, либо согласимся на низкий доход. Работодатель заинтересован в экономии, а самой незащищенной статьей расходов является фонд оплаты труда, ведь на материалах и инструментах экономить невыгодно.

Еще один обсуждаемый в связи с данной темой момент: повсеместно говорят, что в России низкая производительность труда, а значит, сокращение рабочего времени повлечет за собой экономический провал. Однако, по словам Александра Шершукова, производительность труда зависит не от того, сколько человек сидит на рабочем месте, а от того, насколько эффективно организован его труд. То есть, грубо говоря, работает он на экскаваторе или его инструмент — лопата. А это значит, что производительность труда — функционал не работника, а работодателя, который должен обеспечить сотрудника современными инструментами и эффективно организовать его работу в отведенное для этого время. Более того, из мирового опыта и примеров, приведенных в выступлении Дмитрием Меведевым, следует, что дополнительный отдых способствует большей активности и проявлению творческой энергии людей на рабочем месте.

Александр Шершуков напомнил, что сто лет назад одним из декретов Советской власти был осуществлен переход на восьмичасовой рабочий день, правда, при шестидневной рабочей неделе. На тот момент это было прогрессивное действие, так как до этого люди работали по 10, 12, а то и 14 часов в день с одним выходным в неделю. И тогда никто не говорил, что экономика страны к такому не готова. Это было улучшение человеческой жизни, за которое профсоюзы долго боролись.

В 1971 году произошел переход на пятидневную рабочую неделю, состоявшую из 41 рабочего часа, что тоже было прогрессивно. С того времени прошло чуть меньше 50 лет. Пора снова задуматься об улучшении жизни простых граждан, — считает Александр Шершуков. Главное — не в ущерб их доходу.

Аналитики уже делают прогнозы в СМИ. По их мнению, первыми с сокращением рабочего времени столкнутся представители профессий, которые подразумевают более свободное представление о рабочем месте — дизайнеры, бухгалтеры, сотрудники научных организаций.

Как бы там ни было, пока вопрос сокращения рабочего времени в России остается открытым. По словам Александра Шершукова, в сентябре эту тему, вероятно, вынесут на заседание Российской трехсторонней комиссии, и там она будет обсуждаться правительством, профсоюзами и работодателями. В случае реальной возможности изменения Трудового кодекса РФ в сторону увеличения свободного времени населения профсоюзные лидеры собираются настаивать на законодательном обеспечении несокращения заработной платы.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *