Образовательный процесс в России претерпел очередные изменения

новости кургана

Во-первых, со 2 сентября для учеников начальной школы стали обязательными шахматы

С распадом СССР система отечественного образования претерпела массу всевозможных новаций. С той поры минуло почти три десятка лет. Однако педагогическое сообщество и представители власти, по всей видимости, до сих пор не пришли к оптимальному варианту нашего образовательного процесса. Иначе чем объяснить целый ряд изменений, утверждённых перед новым учебным годом 2019 / 2020.

Остановимся лишь на двух из них. Во-первых, со 2 сентября для учеников начальной школы стали обязательными шахматы. Для первоклассников нагрузка составит 33 часа в год. Для остальных — 34. А во-вторых, министр просвещения РФ Ольга Васильева заявила, что в список обязательных экзаменов для школьников стоит включить историю. Правда, не уточнила, когда именно. Однако практика показывает, что после подобных заявлений в расписании занятий увеличивается количество часов по упомянутой дисциплине. Даже если обязательный ЕГЭ состоится не в этом конкретном учебном году.

По поводу шахмат можно говорить бесконечно.

Та же Ольга Васильева считает, что у занимающихся ими детей показатели успеваемости выше на 35‑40 процентов. Однако ни один из научных экспериментов за последние 40 лет не выявил серьёзную связь между занятиями шахматами и развитием навыков в математике или чтении. Конечно, нельзя не согласиться с тем, что этот вид спорта помогает развивать память, мышление, мотивацию и логику, благодаря чему дети могут лучше осваивать другие предметы. Кроме того, известно, что победители олимпиад по шахматам будут получать золотой значок ГТО — другими словами, это дополнительные баллы к ЕГЭ, которые существенно могут повлиять на поступление в вузы. К тому же обучать древнейшей игре детишек будут обычные учителя по стандартным методичкам, ничего сложного для начинающих не представляющим. Наконец, шахматы уже преподают в разных странах. А в Азербайджане по ним даже сдают экзамены.

Однако шахматы вводят в ущерб урокам физкультуры.

Младшеклассники в школах и так ведут малоподвижный образ жизни, бегая в основном на переменах. Теперь они вынуждены просиживать в кабинете ещё один лишний час в неделю. Учителя младших классов, особенно не знакомые с правилами древнейшей игры, получат дополнительную нагрузку, коей и без того немало. Они не знают методику преподавания этого вида спорта. А освоить её даже сложнее, чем просто научиться играть. Ко всему прочему ребёнку шахматы в силу разных причин могут попросту не понравиться. И возня с фигурами и пешками за доской взамен подвижным играм на свежем воздухе может вызвать у школьника отторжение. Наконец, далеко не факт, что обычный учитель в состоянии привить ребёнку любовь к шахматам. Куда лучше это получится у тренеров по этому виду спорта с педагогическим образованием. То есть их желательно вводить в штаты школ и периодически проводить для них курсы повышения квалификации, чтобы методически синхронизировать преподавание этой дисциплины. Но для этого нужно провести гигантскую работу, требующую немало времени. Которого, по большому счёту, уже нет.

А вот старшеклассники, по всей видимости, станут больше времени на уроках уделять истории.

Не секрет, что абитуриенты, которые поступают на соответствующие специальности, этот предмет знают в целом неплохо. Но про другие направления такого сказать нельзя. Вот конкретный пример. В советские времена любой школьник — будь то отличник, троечник, законченный разгильдяй — знал, когда началась Великая Отечественная война. Сейчас, к сожалению, картина иная.

Правда, доводилось слышать, что современный деловой человек, особенно если он занимается бизнесом, должен смотреть не в прошлое, а в будущее. Потому познания в области истории ему вроде бы и ни к чему. Но чтобы предвидеть развитие событий в любой сфере, мы обращаемся в прошлое, анализируем уже произошедшие события. А этому как раз можно научиться на школьных уроках истории. Известно изречение: «Кто не знает прошлого, не понимает настоящего, не видит будущего».

Но есть и другое изречение: «Россия — страна с непредсказуемым прошлым».

Действительно, тот же Иосиф Сталин у нас в одну эпоху — это допускавший ошибки крупный политический деятель; в другую — тиран, у преступлений которого нет аналогов в мировой истории; в третью — человек, создавший великую страну. И это отталкивает молодых людей от изучения истории. Поэтому в учебниках, скорее всего, нужно делать акцент на изучение фактов, а не на их трактовку, поскольку она часто меняется в угоду политической конъюнктуре. Хотя, конечно, дети смотрят по телевизору, в Интернете художественные фильмы, авторы которых в погоне за сенсацией порой искажают происходившие много лет назад события.

По оценкам специалистов, в последние годы интерес школьников к истории пусть и невысокими темпами, но растёт. Однако касается это в первую очередь Великой Отечественной войны. Мальчиков более всего интересуют сражения и битвы, девочек — драматические судьбы людей. О других событиях российской и мировой истории этого не скажешь. Даже Февральская и Октябрьская революции для нынешних школьников — это далёкая история. Как для людей среднего и старшего поколения, скажем, Куликовская битва. К тому же даже сейчас на уроках истории почти не проходят диспуты с участием учителей и учеников. А в советское время такое случалось довольно часто.

Может, всё же лучше вспомнить хорошо забытое старое, нежели искусственно подогревать интерес к предмету новыми часами?

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *