В начальных классах шахматы стали обязательным предметом

новости курган

Председатель Курганской областной федерации шахмат Владимир Предеин подчеркивает, что научить ребенка играть может только заинтересованный педагог.

Первые упоминания о шахматах на территории России относятся к ХIII веку. В шахматы играли бояре, ремесленники, представители других слоев населения. Любили проводить время за шахматной доской Иван Грозный, Борис Годунов, Петр Первый. В XIX веке в шахматы играли представители высших сословий — дворяне, интеллигенция. Эту игру любили Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, Иван Тургенев, Лев Толстой.

Советский Союз считался в мире великой шахматной страной. Начиная с первой половины ХХ века, шахматисты добивались выдающихся успехов на крупных турнирах. По количеству великих гроссмейстеров с Советским Союзом не мог сравниться никто. Достаточно вспомнить такие имена, как Михаил Ботвинник, Василий Смыслов, Виктор Корчной, Анатолий Карпов, Гарри Каспаров.

В советское время шахматы стали массовой игрой. В них играли пенсионеры в парках, рабочие и служащие во время обеденных перерывов. Вечерами многие семьи проводили время за партией в шахматы, родители учили детей играть. В каждом населенном пункте работали шахматные клубы. Действительно, тогда шахматы были больше чем игрой, они стали частью культуры общества.

Новогодний семейный турнир по шахматам

К сожалению, после развала Советского Союза многие вещи потеряли свою актуальность, в том числе и шахматы. Выросло уже не одно поколение, которое не умеет играть. В этом учебном году по инициативе Министерства просвещения России во многих школах в начальных классах шахматы стали обязательным предметом.

В Курганской области с 2010 года реализуется региональный проект «Интеллектуал Зауралья». В этом году Курганская область вступила в федеральный проект «Шахматы в школах». Помогут ли эти инициативы сделать шахматы вновь всенародно любимой игрой?

«Дело-то хорошее, проекты интересные. Ребёнок в игровой, естественной и привычной для него среде, развивает интеллект. Он учится понимать причинно-следственные связи, у него развивается логическое мышление. Школьник начинает понимать, что если он сейчас ошибется, то партия будет вся плохая. Игра в шахматы развивает логику и память. Все эти навыки необходимы каждому школьнику. Но без квалифицированных специалистов ничего не получится. Если педагогу неинтересны шахматы, если он сам только учится играть, то как он завлечет детей своими занятиями? Такие неподготовленные учителя могут только отбить желание у ребят», — говорит председатель Курганской областной федерации шахмат Владимир Предеин.

Новогодний семейный турнир по шахматам

По мнению министра просвещения РФ Ольги Васильевой, преподавать шахматы могут и обычные учителя, прошедшие определенную подготовку.

Владимир Предеин подчеркивает, что научить играть в шахматы может только заинтересованный педагог. В Далматово работает педагог Александр Викторович Вахрушев. Он преподает уроки шахмат в рамках образовательной программы, а также ведет занятия в спортивной секции более 20 лет. Ученики Александра Викторовича участвуют в турнирах, которые проходят в Шадринске, Каменске-Уральском, Екатеринбурге и Кургане. Дети достойно выступают на соревнованиях, многие впоследствии поступают в престижные вузы. С учебой на всем протяжении этого периода проблем просто нет.

— Это пример правильной работы, когда заинтересованный специалист дает детям качественные знания. На занятиях в школе он видит, у кого из ребят есть способности к игре. А после с ними занимается уже более углубленно в секции, — отмечает Владимир Предеин.

В крупных городах, например в Москве, Екатеринбурге, Челябинске, руководство школы договаривается с тренером, который на базе общеобразовательной школы проводит занятия. Основной упор делается не на уроки шахмат, а на кружковую работу. Однако всеобуч здесь тоже присутствует в виде урока шахмат в расписании. Таким образом, проводится и селекционная работа, что важно тренеру, и урочная деятельность, что нужно школе.

новости курган

В Кургане работают всего четыре тренера по шахматам, которые физически не смогут заниматься со всеми школьниками города. Поэтому уроки шахмат вынуждены вести учителя в школе. Сейчас педагогам предъявляют и без того высокие требования. Они должны преподавать налоговую, финансовую, правовую грамотность, знать основы психологии, уметь общаться в социальных сетях и так далее.

«В силу такой ситуации многие педагоги относятся к преподаванию шахмат формально, у них просто нет времени и сил, чтобы вникнуть в сущность данного предмета. Занятия провели, отчет написали, а по факту знаний у ребят нет никаких, следовательно, играть в шахматы они не захотят, и эффект от шахмат сводится к минимуму. Особенно грустно наблюдать, когда такой «выпускник» приходит в спортивную школу. Приходится просто переучивать ребенка. Нужно вести шахматы не более одного года, только самые азы, учителя в этом случае дадут более правильные знания, чем тянуть уроки шахмат на три-четыре года. Есть еще масса развивающих видов деятельности, в которых начальные навыки будут полезны ребенку», — резюмирует Владимир Предеин.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *