Почему «скорая» скорая

новости курган

Надо ли набирать «03», если поднялась температура?

На часах было 11.55, когда я и фельдшер Курганской больницы скорой медицинской помощи отправились на вызов — у пятнадцатилетней жительницы города начались сильные боли в животе. Пятнадцать минут — и мы на месте. Дверь в подъезд нам заботливо придерживает соседка, вызывает лифт. Поднимаемся на пятый этаж. В руках у молодого фельдшера Александра Дементьева — планшет и аптечка.

Дверь квартиры открывает брат девочки, тоже подросток. Родители на работе — дети догадались вызвать врача самостоятельно. Александр расспрашивает пациентку, отмечает жалобы. Измеряет температуру, осматривает и прослушивает больной живот, просит перевернуться на бок, поднять ногу, встать — нужно выяснить, в чем причина болей. Ставит предварительный диагноз «Цистит» и отправляет девочку собираться в больницу. До отъезда нужно дождаться маму — без присутствия взрослых детей до 16 лет «скорая» не увозит.

Когда мы доставляем девочку и ее маму в «Красный крест», Александр наживает кнопку «Вызов исполнен», и его статус в системе меняется с «На вызове» на «Свободен». В любой момент его могут направить по новому адресу.

Такая система используется для оптимизации работы «скорой». Начиная с этого года, все вызовы по Курганской области принимаются в едином диспетчерском центре, который расположен на центральной подстанции Курганской больницы скорой медицинской помощи. У телефонов и компьютеров круглосуточно дежурят диспетчеры с медицинским образованием. Выслушивают жалобы пациентов, регистрируют вызов в специальной программе и направляют его ближайшей свободной бригаде.

Телефоны разрываются.

новости курган

«Я из Петухово, подскочило давление», — жалуется пожилая женщина. Диспетчер спрашивает адрес, фиксирует в базе данных, находит свободную бригаду в Петуховском районе и направляет вызов фельдшеру.

«Раньше жители районов обращались в свое местное отделение скорой помощи, и вызов обрабатывался там. В случае, если бригады были заняты, пациенту приходилось ждать. Централизованная система помогает увеличить доступность медицинской помощи и скорость доезда. Например, одна из подстанций Курганской БСМП — это трассовый пункт в районе села Чашинское. Это недалеко от границы с Каргапольским районом. И если оттуда поступит вызов, а местные бригады будут заняты, мы можем оперативно отправить туда машину из Чашинского», — объясняет заместитель главного врача Курганской БСМП Василий Якимлюк.

В сентябре Курганская область получила 40 новых автомобилей скорой помощи, что существенно улучшило ситуацию в службе — бригадам на новом транспорте работать комфортнее, и пациентам лучше, когда все новое и надежное. Но, по словам фельдшера, люди, как ни странно, стали ругать «скорую» еще больше: ведь машины новые, можно и побыстрей, редко задумываясь, какова на самом деле специфика работы СМП.

Во-первых, все вызовы делятся на две категории. Это случаи, требующие скорой помощи, и те, где требуется помощь неотложная. Что это значит? К первой категории относятся ситуации, где существует угроза человеческой жизни и требуется немедленное вмешательство врача. К таким пациентам «скорая» должна приехать за 20 минут, но успевают, как правило, быстрее. Человеку оказывают первую помощь и немедленно отвозят в ближайшую больницу. По дороге врач или фельдшер в соответствии с диагнозом принимает необходимые меры, чтобы облегчить состояние пациента. Задача — довезти его до больницы в сознании и, конечно, живым. Для этого машины скорой помощи оснащены соответствующим оборудованием. Это и дефибрилляторы, и аппараты искусственного дыхания, и аппараты для снятия электрокардиограммы — всего от 40 до 60 позиций. Кардиограмма отправляется в диспетчерскую, где круглосуточно дежурит опытный кардиолог и может тут же дать расшифровку, что помогает оказать пациенту более точную помощь.

новости курган

Ко второй категории относятся случаи, где непосредственной угрозы жизни человека нет. Время доезда по таким выездам — два часа. Это разделение введено для того, чтобы обеспечить немедленную помощь там, где это действительно необходимо. И если у вас ОРВИ и вы с высокой температурой вызвали врача, не надо его ругать, что он не приехал за 20 минут. Ведь кого-то в это время спасли от смерти.

Во-вторых, служба скорой медицинской помощи испытывает кадровый голод. Как рассказал Василий Якимлюк, согласно регламентам министерства здравоохранения РФ одна бригада скорой помощи рассчитана на десять тысяч человек. Учитывая, что население Кургана 360 тысяч, у нас должно быть 36 бригад на город. Кроме того, уже четыре года скорая помощь Кургана обслуживает Кетовский район. Но так как специалистов мало, у нас действует всего 30 бригад, включая специализированные — кардиологическую, реанимационную, педиатрическую и психиатрическую. Врачей на все бригады не хватает — они выезжают только в специализированных. Остальные бригады — фельдшерские. Но и они укомплектованы не полностью: вместо двух фельдшеров работает один. Вся ответственность ложится на конкретного человека, и ему нужно быстро сориентироваться в сложной ситуации, поставить правильный диагноз и принять правильные меры, чтобы спасти пациента. Врачи и фельдшеры дежурят посменно, сутки через трое. Но многие работают гораздо больше и почти не отдыхают.

В сутки по городу бывает около 400 вызовов. Одна бригада за смену успевает сделать в среднем 20 выездов, а то и больше. На то, чтобы доехать, уходит около 15 минут, столько же на осмотр, а также на доставку в больницу. В сложных случаях приходится тратить больше времени, чтобы помочь пациенту, — все индивидуально. Как правило, выходя на суточное дежурство, фельдшер почти не возвращается на подстанцию: 24 часа подряд он спасает жизни. Иногда удается выкроить время на обед и короткую передышку.

При этом приходится сталкиваться с разными людьми, нередко с асоциальными. Пациенты и их родственники грубят фельдшерам, в некоторых случаях могут и замахнуться — изливают всю свою неудовлетворенность на человека, который пришел помочь.

«В таких ситуациях нужно сохранять спокойствие и доброжелательность, — говорит фельдшер Александр Дементьев. — У меня был случай, когда вышел из себя отец девочки, у которой поднялась температура. Он очень переживал и сорвал на мне свои эмоции. Но когда выяснилось, что с ребенком ничего серьезного, он успокоился, благодарил и пожимал руку. Важно понимать людей».

Еще один осложняющий работу фактор — «ложные» вызовы. Часто человеку помощь вовсе не нужна, он надумывает проблему и вызывает врача. А это — потраченное время, которое нужно для спасения тех, кто в этом действительно нуждается.

Если вы понимаете, что ничего серьезного с вами не происходит и угрозы жизни нет, вы можете позвонить в «скорую», но не вызывать бригаду, а получить консультацию по телефону. Диспетчеры хорошо разбираются в таких вопросах и дадут вам исчерпывающие рекомендации, которые помогут дождаться буднего дня и самостоятельно сходить в поликлинику.

«Мы, конечно, приезжаем на все вызовы, кроме тех, которые отменили пациенты. Но в глубине души я думаю, что мог бы быть в это время на более серьезном выезде и спасать пациента», — говорит Александр Дементьев.

Александр уверен, что такая работа — это призвание. Ему всего 23 года, он — выпускник Курганского медицинского колледжа. Еще во время учебы был санитаром в службе скорой помощи, а после получения диплома прошел специальное обучение и получил право выезжать на вызовы в качестве фельдшера, чем занимается уже второй год.

«Была возможность стать фельдшером в поликлинике, но я выбрал скорую помощь, так как это гораздо насыщенней, — объяснил молодой человек. — Здесь люди с очень разными диагнозами, есть возможность получить опыт. Приходится принимать решения в самых сложных ситуациях, спасать жизни. Конечно, работа сложная, работаем сутками. Но те, кто выбрал эту профессию, уверены: она стоит того».

Чтобы стать фельдшером, нужно окончить медицинский колледж. Это четыре года серьезной учебы, и многие сдаются. На курс с Александром поступило 40 человек, из них 20 отсеялось — либо отчислили, либо отказались сами.

Многие не задерживаются и в службе скорой помощи. Получают сертификат — до его получения работают в паре с опытным фельдшером — и, оставшись один на один с больными, не выдерживают ответственности. Да и физически тяжело сутки не спать и сохранять чистоту ума и силы для работы с больными. Потому и не хватает людей в «скорой». Но как бы тяжело ни было, основной состав фельдшеров здесь — женщины. Они успевают и людей спасать, и своих детей воспитывать, что очень сложно.

Дорога врача сложная. Для большинства из тех, кто идет по ней, это действительно призвание. При этом физически они такие же люди, как мы, они тоже устают, болеют, решают семейные проблемы. А кроме того — и наши с вами.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *