Профессия специального назначения
Текст: Наталья Мосина

Сила русского спецназа
В отряде «Мираж» рассказали, как готовят сотрудников для выполнения сложных
и ответственных задач
Британский журналист назвал экзамен для бойцов спецназа ФСИН России на краповый берет «кровожадными испытаниями на выносливость».
Финальный поединок по рукопашному бою и вовсе сравнил с «двенадцатью минутами ада», - сообщает «Российская газета»
(Олег Корякин «Двенадцать минут ада: британцев поразил экзамен на краповый берет» https://rg.ru/2019/10/02/dvenadcat-minut-ada-brita...).

Читатели активно отреагировали на публикацию и оставили много красноречивых комментариев: «Русские тюремные охранники сильнее, чем половина армии Евросоюза», - написал один, «Русские сильны», -
подытожил другой.

В чем сила русского спецназа, и как спецназ принимает в «семью», - об этом мы спросили сотрудника отряда спецназначения «Мираж» курганского УФСИН Максима Фатеева.

Не по расписанию
Рабочий день спецназовца начинается в 9 часов утра с общего построения, где руководство распределяет задачи на день.
С 9:30 до 12 часов – тренировка. В качестве разминки – бег на 5 километров (это минимум). После – физическая, тактико-специальная, тактическая или огневая подготовка с выездом на стрельбы – в зависимости от расписания. Для физподготовки есть два спортзала - рукопашного боя и силовых тренировок.
После обеда двухчасовые занятия по теоретическим дисциплинам. Затем снова силовая тренировка либо, если это пятница, наведение порядка в помещениях.
Так проходит спокойный день, что бывает нечасто. В любой момент может поступить приказ, по которому бойцы экипируются и выезжают на место.
Уходя на работу, никто из сотрудников не знает, как сложится день. Непредсказуемость – одна из особенностей этой работы. Даже находясь в отпуске или на выходном, человек должен быть всегда на связи, чтобы в случае необходимости приступить к выполнению поставленной задачи.

Школа спецназа
Хочешь служить в спецназе – готовься много учиться, конспектировать и запоминать. Учатся в два «семестра»: с января по май, и с июля по ноябрь. Новичок осваивает общую программу, и параллельно знакомится со спецификой работы в исправительных учреждениях: изучает регламенты, инструкции, приказы, законодательство. Независимо от того, откуда пришел и какой имеет опыт (нередко в спецназ приходят из полиции, службы судебных приставов и других силовых ведомств), он проходит стажировку под руководством наставника – опытного сотрудника.
У бойцов огромный список теоретических и практических дисциплин. Вот некоторые из них: тактическая подготовка (изучаются основные маневры, порядок действий в составе других сводных подразделений), огневая подготовка (выполнение различных огневых задач, в том числе действий при освобождении заложников), военная топография (оттачивается умение читать карты, ориентироваться на местности с помощью различных приборов наблюдения и без них), медицинская подготовка (оказание первой доврачебной помощи при различных огнестрельных ранениях, отравлениях, переломах и т.д.), служебная подготовка (включает изучение регламентирующих деятельность документов), физическая и психологическая подготовка.
- Максим, судя по этому списку, вы умеете всё в этой жизни…
- Вовсе нет. Не всегда мы можем также хорошо действовать в обычных бытовых ситуациях. Выживание и выполнение специфичных задач - гораздо проще, чем работа с электролобзиком – это я выяснил для себя недавно, помогая родителям с ремонтом (смеется). Хотя для них, потомственных рабочих, работать такими инструментами также естественно, как своими руками.

В боевой готовности
Бойцы отдела специального назначения применяют широкий спектр спецсредств и вооружения. Каждый сотрудник должен в совершенстве ими владеть. Но здесь необходимо понимать, что спецподразделение обеспечивает не только стабильную обстановку в местах лишения свободы, на территории которых запрещено ношение огнестрельного оружия, но и задействуется в антитеррористических мероприятиях. Как показывает практика, бандиты используют современное вооружение, поэтому уступать в этом плане сотрудникам спецназа просто нельзя.
На сегодняшний день на вооружении отдела состоит несколько видов пистолетов, современные версии автомата Калашникова, малогабаритные автоматы, оснащенные приборами бесшумной и беспламенной стрельбы. Представлен большой спектр снайперских винтовок, ручных пулеметов, гранатомет, а также несколько видов ножей.
Вооружение подбирается бойцами с учетом поставленных задач.

Кого берут в спецназ?
Если кандидат в спецназ хороший бегун или стрелок, но плохо стоит «на перчатках», – это не проблема, - говорит Максим. Научить можно хоть чему, кроме одного - совершать невозможное. Сила духа, психологическая стойкость – и есть основной критерий отбора.

Максим Фатеев:
- Физический отбор у нас проходил по принципу непрерывной сдачи различных нормативов. Год от года они меняются, но смысл остается. Начинали с бега на время на 5 километров. После - бег на 100 метров, либо челночный бег 10х10. Затем выполнение комплекса силовых упражнений: отжимания, пресс, приседания с выпрыгиванием и «лягушка». Кандидат должен выполнить не менее 5 кругов по 15 раз, между подходами перерыв 30 секунд. Но перед кандидатом никогда не ставилась задача выполнить минимум. От него требовался всегда максимум, который ограничен физическими возможностями. Человек может падать, но главное, чтобы после этого он вставал и работал дальше. После выполнения всех упражнений – рукопашный бой. Это самый интересный момент. Когда нет сил, ноги не держат, руки не поднимаются, но ты заставляешь себя закрывать голову и работать в ринге. Когда против тебя выставляют физически более сильного и опытного противника, и при этом оказывают постоянное психологическое давление, говорят: «Мы видим, что ты не можешь, иди домой», а ты продолжаешь драться – тогда и виден характер человека.


В такие моменты многие «ломаются». Но бывает и по-другому, когда, пройдя жесткий отбор, люди уходят на первом году службы.
- Спарринги жестоки и больше похожи на избиение…
- Это не так. Система работает практически как на соревнованиях по силовым единоборствам. Риски получить травму, конечно, есть, но они минимизированы. Испытания всегда проходят под присмотром нескольких секундантов. Присутствует врач, который контролирует состояние кандидата. Здесь важен именно психологический аспект, а не физическое подавление.

Краповый берет

Высшей формой отличия для сотрудников спецподразделений является краповый берет. В «Мираже» он есть пока только у одного человека – начальника отдела Сергея Ярушина.
Конечно, каждый сотрудник спецназа мечтает его заслужить. В положении о квалификационных испытаниях на право ношения крапового берета расписаны все нормативы: силовая подготовка, бег, подтягивание, отжимания. Но мало выполнить эти нормативы. Главным испытанием является марш-бросок на 10 километров с преодолением препятствий в экстремальных условиях. Этот отбор выдерживают единицы

Тверды, как сталь
«Рекомендуется для прохождения службы в специальных подразделениях» - такую характеристику получил Максим Фатеев после прохождения службы в армии.
- Мне оставалась одна дорога, и она привела в «Мираж», - говорит он. - В школе я был беспокойным ребенком, много хулиганил, но при этом хорошо учился. За это, наверное, и держали. Чтобы как-то умерить пыл, родители отдавали меня в разные секции. В начале 90-х были популярны восточные единоборства. Но больше всего затянула борьба самбо. С 5 класса я начал усердно заниматься, выполнил норматив кандидата в мастера спорта. Занимался, можно сказать, профессионально, учился в училище Олимпийского резерва. После учебы призвали в армию. Я не стал искать причины, чтобы не ходить. Попал в спецподразделение, в роту разведки. Служил на Северном Кавказе, во время службы была командировка в Грозный. Это был 2001 год, там вовсю происходили военные события. Много ребят погибло, в том числе, двое из нашей роты. Через месяц после того, как нас вывели из Чечни, мы поднялись по тревоге и поехали в Северную Осетию, на территорию которой вторглась банда боевиков. В общем, служба была достаточно активная. За эти два года я получил уникальные навыки: внимательность, наблюдательность, терпеливость, умение хорошо стрелять, быстро ориентироваться, работать с картой. Они достаточно специфические и в обычной жизни мало применимы. А здесь, в спецназе УФСИН, я могу их не только применять, но и совершенствовать: у нас часто проводятся как различного рода соревнования - по практической, снайперской стрельбе, по рукопашному бою, борьбе самбо.
- Работа опасная, стрессовая, непредсказуемая. Что здесь держит?
- Чувство братства, локтя, товарищества – можно назвать как угодно. Тебя принимают, практически в семью. Мы все разные, с разными характерами и взглядами, но понимаем друг с друга с полуслова и всегда готовы прийти на выручку. Эта профессия - выбор жизни. Она закаляет и делает мужчину воином. Те, кто остается, сильны и тверды как сталь.

Служба и характер
- Как на вас повлияла служба в спецназе?
- Из положительных качеств отмечу собранность и желание, чтобы все было упорядочено. Люблю, когда вещи лежат на своих местах. Еще одно качество - быстрая готовность к выполнению даже обычных жизненных задач. Я очень чутко сплю и просыпаюсь мгновенно - это появилось благодаря службе.
Из минусов – авторитарность, наверное. Я требую четкого исполнения своих условий, которые предъявляю домашним. Если сказал, что нужно сделать, значит, это нужно сделать. К сожалению, они не всегда так обязательны, как сотрудники отдела спецназначения. Из-за этого могут возникать какие-то конфликты.
Хотя на самом деле, сложно сказать, как служба повлияла на мой характер. Это виднее моим близким. Лично я не вижу каких-то больших изменений. Собранность и ответственность свойственны, как мне кажется, всем военным.
Тянет на экстрим
- У спецназовцев есть хобби, увлечения?
- Среди нас много охотников, кто-то с удовольствием занимается рыбалкой, кого-то привлекает сбор грибов или ягод. К чему более склонны сотрудники спецподразделений, так это к каким-то опасным, экстремальным видам отдыха. Кого-то тянет в горы - туда, где люди не ходят. Я увлекаюсь страйкболом, потому что здесь есть возможность отточить свои навыки, попробовать что-то новое и потом предложить это в отделе. У нас команда любителей, которая объединила людей различных профессий – есть инженер, ювелир, мебельщик. Мне с ними интересно, потому что они открыты для новых идей.
Увлекаюсь туризмом. С компанией друзей ездили в горы, на приполярный Урал, на Алтай. Каждый год стараемся куда-то выезжать. Как-то раз нам это не удалось и нашли выход: в Кургане собрали плот, поставили на него большую палатку, печку с казаном и поплыли по Тоболу от Белого Яра в сторону Тюмени. Четыре дня на реке, в палатке. Люди провожали нас вдоль берега, а один дедушка сказал: «Наконец, я дожил до тех времен, когда Тобол вновь стал судоходным». С удовольствием ездим на сплавы в Челябинскую область, да и просто выезжаем на природу. Мне нравятся различные исторические фестивали. В этом году ездили на Иваново-Крестовскую ярмарку в Шадринск, там же проводилась реконструкция сражения Первой мировой войны. Стараемся бывать на таких мероприятиях.

Чувство локтя
- В чем сила русского спецназа?
- В наших традициях, в основе которых – взаимовыручка и взаимопомощь. Каждый из нас знает, что при выполнении задачи никогда не останется один, хотя и к этому мы тоже готовы. Партнер всегда поможет и поддержит. Это и есть чувство локтя. У нас есть такие условные знаки: когда группа готова к выполнению задачи, по плечу идет перестукивание. У каждого подразделения эти знаки свои.
Я интересуюсь историей спецподразделений других стран. На Западе, как правило, во главу ставятся индивидуальные успехи сотрудника. Считается, что если каждый будет лучшим в подразделении, то и само подразделение будет лучшим. У нас другой подход: если все подразделение действует максимально эффективно, то оно будет лучшим. Поэтому, когда человек на огневой подготовке видит ошибку другого, он обязательно ему подскажет или когда бежим кросс, и кто-то споткнулся, его обязательно подхватит пара рук. И так во всём.
Если кандидат в спецназ хороший бегун или стрелок, но плохо стоит «на перчатках», – это не проблема, - говорит Максим. Научить можно хоть чему, кроме одного - совершать невозможное. Сила духа, психологическая стойкость – и есть основной критерий отбора.
Досье
Отдел спецназначения «Мираж» был создан в уголовно-исполнительной системе Курганской области 31 июля 1991 года. Тогда эта система работала в структуре МВД, а в 1998 году была передана в ведение Министерства юстиции.

Спецназ службы исполнения наказаний создавался в сложное для страны время – преступность процветала, в исправительных учреждениях и следственных изоляторах обстановка накалялась – вспыхивали бунты и беспорядки. Поэтому необходимость организации таких отрядов в тот период была острой.

Одной из главных задач подразделений спецназначения ФСИН было и остается обеспечение безопасности сотрудников уголовно-исполнительной системы, пресечение нападений на них при выполнении служебных задач, массовых беспорядков, обеспечение безопасности объектов ФСИН, должностных лиц и самих заключенных.

В круг задач также входит: поиск и задержание подозреваемых в совершении преступлений, освобождение заложников в местах лишения свободы, участие в ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах УИС.

Каждый сотрудник спецназа - это офицер, прошедший подготовку для выполнения поставленных боевых задач, в совершенстве владеющий всевозможными видами вооружения, спецсредствами, приемами рукопашного боя, способный принимать грамотные тактические и стратегические решения.

Сотрудники отряда спецназначения «Мираж» не раз принимали участие в контртеррористических операциях на территории Северного Кавказа, за мужество и героизм ряд спецназовцев имеют государственные награды.