Председатели газовых кооперативов Зауралья спорят с менеджером отрасли

новости курган

А сельчане ждут исполнения обещаний властей по ускоренной газификации области

Тезис о необходимости ускоренной газификации Курганской области в последние несколько месяцев звучал с самых высоких трибун. Конкретные планы обнародовал в августе этого года на пресс-конференции генеральный директор АО «Газпром газораспределение Курган» Олег Попов. Однако на одно из его заявлений болезненно отреагировали главы газовых кооперативов. По их мнению, руководитель отрасли неправ, утверждая, что в слабой газификации Зауралья виноваты именно эти объединения, которые организованы в сельских районах, их работа непрозрачна, а тарифы на подключение варьируются от 70 до 200 тысяч рублей.

Напомним, газификация региона в кооперации с ПАО «Газпром» идёт с 2005 года. Сегодня собственность на газотранспортную сеть в нашем регионе распределяется так: 5380 километров труб находятся у Газпрома, а 2107 километров — в руках частных лиц. Что касается кооперативов, то их, по информации Олега Попова, в Зауралье было создано 272. 175 из них заключили с АО «Газпром газораспределение Курган» договор безвозмездного пользования, в свою очередь компания проводит техническое обслуживание сетей. Кроме того, 30 соглашений в стадии подписания и для 67 кооперативов компания проводит техническое и аварийно-диспетчерское обслуживание (цифры приведены по состоянию на август 2019 года).

Как резюмировал тогда топ-менеджер, «в настоящий момент вопрос закрыт. Больше кооперативы не создаются и создаваться не будут».

Однако у этих объединений есть своя точка зрения, которую председатели кооперативов изложили в письме в редакцию «КиК» и в разговоре с корреспондентом газеты.

К нам пришли председатель кооператива «Потребительский союз «Достояние» Виктор Шевелёв, председатель Ассоциации «ГазСтройИнвест» Виктор Ермаков и председатель потребительского кооператива «Союз» Сергей Чукалов.

Расставляя общие акценты, Виктор Шевелёв, известный в регионе политик, обратил внимание на то, что, если говорить о газификации сельских территорий Зауралья, то именно благодаря кооперативам процесс сдвинулся с «мёртвой точки» и достигнут сегодняшний результат: в Курганской области в сельской местности газифицировано природным «голубым топливом» порядка 30% (в среднем по области — 52%, в среднем по России — 69%).

Если вспомнить историю, то когда в начале 2000-х годов началась газификация Зауралья, то её уровень поднялся с 18 до 51,7%. По Программе газификации регионов РФ «Газпромом» было введено в эксплуатацию 32 межпоселковых газопровода протяжённостью 531 км, газифицировано 75 населённых пунктов, подключены 28784 абонента, 280 котельных. В то же время это масштабное строительство касалось крупных инфраструктурных объектов. А на местах для прокладки разводящих сетей внутри населённых пунктов и к конкретным домовладениям ставка была сделана именно на кооперативы, поскольку на бюджетные средства рассчитывать не приходилось. Впрочем, такая же ситуация остаётся и сегодня. По сути единственный стабильный источник бюджетного финансирования, что и отражено в региональной программе газификации — программа «Устойчивое развитие сельских территорий», средства на которую выделяются по линии Минсельхоза РФ.

Поэтому, по мнению Шевелёва и его коллег, если давать оценку ситуации в отрасли, то надо не критиковать кооперативы, а задавать вопрос: почему до сих пор не газифицирована остальная часть сельских населённых пунктов? В частности, кооператоры указали на недостатки в формате актуализации плана-графика газификации региона.

В результате газопроводы в ряде случаев подведены туда, где фактическое количество абонентов в разы меньше расчётного. И наоборот, там, где разводящие сети уже готовы, люди ждут «голубое топливо» годами.

Но остановимся на главном вопросе. Признавая то, что среди организаторов кооперативов были и нечистые на руку дельцы, наши гости подчёркивают, что большинство из них вели свою работу абсолютно добросовестно. Но это уже во многом история. А сегодня кооператоры бьют тревогу в связи с тем, что процесс газификации вообще может резко затормозиться и называют глобальную причину этого — последнюю редакцию Постановления Правительства Российской Федерации №1314 от 30 декабря 2013года и, то, как её поняли в Зауралье. В чём же дело? Давайте разбираться.

По мнению наших собеседников, до того, как вступили в силу последние изменения, многие строительные организации инвестировали в развитие и строительство газопроводов пр всей территории региона. Происходило это следующим образом. Потребительский газовый кооператив или Ассоциация по газификации, имеющие устав, в котором прописана сфера деятельности, по решению общего собрания собственников земельных участков получала технические условия на присоединение к сети газораспределения на основании приложенных необходимых документов. Эта некоммерческая организация и являлась исполнителем.

Исполнитель проводил полный комплекс работ по созданию сети газораспределения всего посёлка, микрорайона, СНТ с учётом всех перспективных потребителей. Комплекс работ включал множество этапов. Это геодезические и геологические работы, подготовка проекта межевания и планировки территории и его утверждение, разработка проекта на сеть газораспределения, его согласование со всеми заинтересованными организациями и экспертиза, заключение договора на аренду земли под строительство сети газораспределения, получение разрешения на строительство, заключение договора со строительной организацией и финал — ввод объекта в эксплуатацию.

Надо отметить, что специалисты, которые проводили сеть газораспределения, разумеется, бесплатно или в долг не работали. Поэтому договор подряда со строительной организацией предусматривал полное финансирование всего комплекса работ.

Происходило это так. На этапе строительства с собственниками участков в добровольном порядке заключался договор на газификацию. Размер взносов указывался в приложении к договору. По окончании исполнения договора стороны подписывали соответствующий акт, в котором определялись границы раздела собственности на совместно созданное имущество.

Некоммерческая организация получала возможность рассчитываться в рассрочку со строительной организацией из средств, поступающих от лиц, заключивших договор на технологическое присоединение — пайщиков кооператива. Таким образом, у людей появлялась возможность газифицировать свои домовладения достаточно быстро и за небольшие деньги.

При этом для того, чтобы работы по газификации в данном конкретном населённом пункте или садоводстве стартовали, местному населению вовсе не надо было выкладывать в самом начале всю сумму средств, необходимую для строительства разводящих сетей. Выполнение данных работ частными организациями велось с привлечением собственных денег, что, как отмечают наши собеседники, положительно отражалось на развитии малого и среднего бизнеса в строительстве, обеспечивая рабочие места. Такие организации в строительный сезон давали значительный прирост к общей протяжённости газовых сетей, улучшая тем самым качество жизни населения региона.

Что же изменилось в связи с упомянутым Постановлением Правительства?

На сегодняшний день производить работы по созданию и реконструкции сетей газораспределения и газопотребления имеет право только газораспределительная организация (ГРО) (за исключением пункта 112 данного постановления, где речь идёт о потребителях промышленного масштаба). В Курганской области ГРО одна — это АО «Газпром газораспределение Курган».

И, как указывают председатели кооперативов, в настоящее время «заявитель» по сути лишён альтернативы в выборе строительной организации, так как, по п.2 Постановления №1314 понятие «исполнитель» трактуется однозначным образом как «газораспределительная организация владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства или сети газораспределения заявителей».

Поэтому, в случае невозможности создания кооператива, для того, кто пожелает подключиться к газу, этот вопрос, и так ранее не дешёвый, вообще обойдётся «в копеечку». В подтверждение этого, кооператоры приводят такие расчёты. Во вновь образовавшемся посёлке или в каком либо СНТ, в котором нет сети газораспределения, где, для примера, расположено 200 участков, а протяжённость улиц — 6 километров, сумма за проектирование и строительство газопровода составит примерно 7 млн рублей. Небольшое количество собственников (10 человек) решают обратиться к ГРО с целью газификации домовладений. В этом случае вся сумма за строительство ложится на плечи заявителей, а это по 700 тыс. рублей на каждого, соответственно далеко не все из них смогут потянуть такую финансовую нагрузку. «В связи с этим люди отказываются и остаются без газа, так как, ГРО не финансирует строительство разводящих сетей», — констатируют наши собеседники. Более того, они утверждают, исходя из приведённых расчётов и собственного опыта, что установленный для АО «Газпром газораспределение Курган» тариф на подключение к сетям — 66 175 руб. 16 коп. — не отражает реальную цену, которую заявителю придётся заплатить.

Так какой же вывод можно сделать из вышесказанного?

С одной стороны, население может ждать «милости от природы», но, с другой стороны, мы все знаем, в каком состоянии у нас находятся местные бюджеты: для большинства из них выделение средств на проектно-сметную документацию и на дальнейшее софинансирование программ более высокого уровня являются практически нерешаемой задачей. Печальная история надежд на таких и иных соинвесторов приведена на этой странице в материале Павла Овсянникова.

Выходом из данной ситуации, как утверждают председатели кооперативов, может стать внесение нового пункта за номером 4-2 в Закон Курганской области от 23 апреля 2014 года №23 «Об установлении на территории Курганской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство».

Закон Курганской области №108 от 29 ноября 2017 года, которым были внесены изменения в Закон №23, позволил ГРО вести строительство и (или) реконструкцию газопроводов с рабочим давлением до 1,2 МПа включительно без разрешения на строительство.

Можно использовать эту аналогию для решения данного вопроса путём внесения поправок в региональные законы для создания благоприятной среды частному бизнесу в области строительства и инвестиций. Наши собеседники предлагают добавить в Закон №23 пункт 4-2 в следующей редакции:

«В случае, если мероприятия по подключению за границами участка заявителя (либо их часть) осуществляются заявителем с привлечением строительной организации, имеющей соответствующие аттестации и допуск саморегулируемой организации на данный вид работ, в договоре о подключении указываются мероприятия, выполняемые заявителем, при этом размер платы за технологическое присоединение для заявителя уменьшается на стоимость выполняемых им мероприятий. Объекты капитального строительства, построенные заявителем за границами своего участка, оформляются в его собственность, и по ним заявитель несет эксплуатационную ответственность».

Заявителем в этом случае считается физическое или юридическое лицо, владеющее на праве собственности или на ином законном основании земельным участком под строительство газопровода.

Кооператоры настаивают на том, что нужно рассмотреть и решить вопрос о возобновлении деятельности частных строительных организаций в сфере строительства газопроводов с привлечением в отрасль частных сил и инвестиций для сохранения малого и среднего бизнеса, работающего на этом рынке и ускорения газификации Зауралья в целом.

Как подчёркивают наши собеседники, пока же частные организации не инвестируют в строительство газопроводов, не участвуют в строительстве, поскольку, имея в собственности сети газораспределения, не имеют права на них работать. Тем самым рост объёма газификации города Кургана и области существенно замедляется, а строительные организации испытывают огромный дефицит в работе, что влечёт за собой сокращение рабочих мест.


В продолжение темы:

Газовые страсти в Иковке

Павел Овсянников

Как уже было сказано в материале Сергея Цисарева, в условиях возможного прекращения деятельности газовых кооперативов, жителям Зауралья, решившим подключиться к природному топливу, судя по всему, придётся искать некого соинвестора. Логично было бы предположить, что оказывать не только финансовую, но и организационную поддержку людям должна в первую очередь самая близкая к ним власть — муниципалитеты. Тем более, что это им прямо предписывает Закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Однако, зачастую опыт подобного взаимодействия нельзя назвать позитивным. Вот история одного такого кооператива. Она поясняет, почему надежда сельчан на комфортную жизнь в конкретном селе все еще не оправдалась. И как появляются огромные суммы за доступ к дешевому топливу.

По госпрограмме, но за свой счет

Кооператив «Газовик» создан в селе Иковка по требованию администрации Кетовского района в 2009 году и в последующем всеми мероприятиям руководила она же. Строительство межпоселкового газопровода на Иковку и Просвет было включено в план-график синхронизации работ по газификации области. В документе выделено особо — администрация области была обязана обеспечить за счет бюджета всех уровней без привлечения средств населения строительство уличных сетей и отводов к домовладениям, а подключение домов — за счет бюджетов всех уровней, внебюджетных средств, привлечения средств населения с учетом мер социальной поддержки малоимущим.

На деле внутрипоселковый газопровод пришлось частично строить за свои деньги жителям.

Но по порядку. Сначала были обсуждены взносы членов кооператива изначально до 2 тыс. руб. Потом, по инициативе представителей районной администрации, взносы выросли до 5 тыс. руб. Людям пояснили — «для ускорения газификации необходимо оплатить проектно-сметную документацию за счет населения, т. к. процедура финансирования затрат на строительство газопровода из бюджетов всех уровней может затянуться». И они заплатили, очень хотелось комфорта.

А 27 января 2011 года администрацией Кетовского района ( в последующем «Заказчик») был заключен муниципальный контракт № 9-оа от 14 февраля 2011 г. стоимостью 22 703 910 руб. с ООО «Анкар» /в последующем «Подрядчик») на газификацию жилья в Иковке.

30 декабря 2011 года был предъявлен к приемке законченный строительством объект и принят приемочной комиссией. Но по непонятным до сих пор основаниям, говорят жители Иковки, департамент строительства области выделил из федерального бюджета 8,1 млн руб., 5,6 млн руб. из областного бюджета, и 45 тыс. руб. из бюджета села Иковка. Это составляет практически 60 % стоимости контракта на строительство!

Почему было принято решение остальное финансирование производить за счет населения без согласия населения? Как так вышло? Концов не найти до сих пор.

Как выяснилось, 1 июля 2011 года по инициативе первого зама главы администрации Кетовского района Анатолия Пиносова тогдашний председатель кооператива «Газовик» Владимир Тегенцев подписал единолично соглашение с администрацией района и ООО «Анкар» об инвестировании кооперативом еще 9 млн. руб. Члены кооператива узнали об этом задним числом, собрания по этому поводу не было. И документ некоторые считают подложным.

И взносы пересчитали: теперь вместо 5 тыс. руб., объявленных ранее, они выросли до 13 тыс. руб. для квартир в МКД, и до 27 тыс. руб. для частных домовладений. «Анкар» построил сети и требовал расчета.

Жители возмущались, а тогдашний заместитель председателя Иковской сельской Думы Петр Помигуев завалил инстанции письмами. Он писал главе Газпрома Алексею Миллеру, Геннадию Зюганову, в прокуратуру, властям области, полпреду президента Игорю Холманских и Владимиру Путину…

Он просил объяснить, почему нарушены обязательства плана-графика, и как департамент строительства отчитался перед вышестоящими инстанциями — из расчета каких средств проведено строительство по с. Иковка?

И прочему жителям домов в Иковке на ул. Восточная, Лесная, Миронова, Станционная, которые почему-то не оказались в схеме газификации, предложили построить внутрипоселковый газопровод уже за 100 и более тыс. руб. до цоколя домовладения полностью за свой счет?..

Все эти обращения в итоге попадали к руководству администрации Кетовского района, действия которой обжаловались! И в ответ Петру Помигуеву почему-то от имени администрации Кетовского района объявили: что «все идет по программе», что «нарушений нет», что «деньги выделены из федерального и областного бюджета и израсходованы правильно».

Что размер долевого участия рассчитывался из расчета 773 домовладения, а на июль 2016 года, к примеру, было создано 350 точек подключения, и перед подрядчиками (ООО «АНКАР») есть даже долг в размере 2,8 млн руб…

Подсчитали — прослезились…

Как следует из толстой пачки документов (имеется в распоряжении редакции), план-схему составляли с учетом газификации многих объектов — не только жилья, но и других потенциальных потребителей — колоний УФСИН в Иковке и Просвете, магазинов и школы, но обещание вернуть часть средств дольщиков никто не выполнил.

Тогдашний глава Кетовского района Сергей Кокорин, например в январе и апреле 2012 года просил тогдашнего начальника УФСИН Ильгиза Ильясова компенсировать затраты на строительство газопровода — в Иковке это составляло 3 млн 753 тыс. 939 руб., в Просвете — 1 млн 388 тыс. 511 руб. Об этом же следующий глава района Александр Носков сообщал замгубернатора Ниязу Юсупову уже в декабре 2014 года. Но результата не было и в середине 2016 года, и позже.

Как показала проверка, администрация Кетовского района денег на газификацию в Иковке не давала и даже не планировала (!!!), отмечает в своем письме и.о. начальника отдела облпрокуратуры Д. Ситников. «В нарушение федерального закона… администрация Кетовского района самоустранилась от финансирования газоснабжения жилых домов в селе Иковка», подчеркивает прокурор.

При этом жители села фактически стали соинвесторами газопровода, но никакие документы это не зафиксировали.

В Иковке в очередной раз ставят вопрос: когда же и власти всех уровней, и надзорные органы перейдут от слов к делу? Кто возместит жителям села деньги, которые они заплатили фактически за администрацию района и федеральные ведомства? И когда появятся долгожданные газовые котельные?

Администрация области пытается найти инвесторов в Тюмени, но непонятно, как это отразится на стоимости тепловой энергии для членов кооператива.

И последнее. Как сообщила 22 октября глава администрации Иковского сельсовета Светлана Гаева, «кооператив «Газовик» находится в стадии ликвидации. Передался «Кургангоргазу». Членов кооператива 340. И новых желающих установить газовое отопление на сегодняшний день — 0».

Петр Помигуев отметил, что «члены кооператива не только не принимали участия в ликвидации кооператива, но и не знают об этом…».

***

Подводя итог, можно сделать следующий вывод. Мы видим четыре стороны, которые взаимодействуют в данной ситуации. Во-первых, это государство, которое постоянно декларирует и принимает документы, которым несть числа, о том, что все россияне должны жить в равных социально-экономических условиях (а мы уже назвали цифры, насколько процент газификации в Зауралье ниже среднероссийского). Во-вторых, это государственное же АО «Газпром» и его «дочка» — «Газпром газораспределение Курган». В-третьих, это частные компании, которые занимаются газификацией. И мы видим, как на наших глазах между двумя типами хозяйствующих субъектов в Зауралье возник конфликт. Так может быть, все три названные стороны найдут такой баланс своих интересов, чтобы в результате в выигрыше осталась четвёртая и главная сторона — обычные жители Курганской области, десятки тысяч из которых до сих пор, как в каменном веке, готовят на дровах и обогреваются ими?

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *