Дефекты речи у детей: пять вопросов логопеду

курган новости

Какие новые методы работы используют специалисты

Почему рекомендуют разговаривать с ребенком, когда он еще в утробе, и как это в дальнейшем может помочь развитию его речи? Как влияют гаджеты на развитие способностей ребенка к чтению и письму? Когда нужно поспешить на прием к логопеду? Вместе со специалистами курганского лицея для малышей «Вишенка» говорим о том, как у детей правильно должна развиваться речь, и учиться грамотно помогать им в этом.

1. Влияют ли на нарушения речи телефоны и планшеты?

— Начнем с внутриутробного развития плода. Формирование слухового аппарата завершается к 24-й неделе развития, до этого срока плод воспринимает звуки всей поверхностью тела. Начиная с шестого месяца внутриутробной жизни кроха уже слышит: теперь он обладает способностью различать разницу в интонации — обертоны звука и таким образом может различать звуки маминого голоса и окружающие шумы. Поэтому, родившись, младенец действительно может более активно реагировать на «знакомые» по внутриутробному периоду жизни голоса, «узнавать» по интонации маму, папу, бабушку. Это происходит при условии, что близкие ребенку люди в период его внутриутробного развития разговаривают, и не обязательно с животиком, а просто друг с другом. Но современная мама молчит: сама она в сети, а с бабушками все сложнее и сложнее — молодые семьи в основном живут отдельно. Вечером придет папа с работы, поест и тоже уйдет в виртуальный мир. Таким образом, ребенок обделен общением, еще не родившись.

Чем больше времени ребенок проводит, уткнувшись в экран, тем меньше он учится коммуницировать, накапливать опыт общения, сканирования и обмена эмоциональными состояниями. Это кажущееся безобидным занятие таит в себе серьёзные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для физического здоровья ребёнка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития.

Сейчас, когда взрослеет первое поколение «экранных детей», эти последствия становятся всё более очевидными. Первое — отставание в развитии речи. Современные дети в большинстве своём слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение и на которые ребенок сам никак не может воздействовать. Экран заменяет усталых и молчаливых родителей. Но речь, исходящая с экрана, остаётся мало осмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать либо изъясняются криками или жестами.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух — они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений.

По этой же причине им трудно читать — понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Дети, находящиеся в зависимости от гаджетов, часто говорят о том, что им неудобно читать. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц. Ребёнку трудно фокусировать взгляд и удерживать его на объекте, который не движется, потому что глаза привыкли следить за движущимися яркими объектами в играх.

Также происходит нарушение движений глаз при прослеживании строки слева направо и возвратном движении глаз с переходом на новую строку. Хаотичное движение объектов, которое используется в компьютерных играх, никак не способствует формированию движений при прослеживании строки слева направо и сверху вниз.

Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения были для ребёнка комфортными и оптимальными, он должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов, — «бегающий» взгляд. Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребёнка только складывается, экран несёт в себе серьёзную опасность.

2. Дислексия и дисграфия — это приговор? Как часто сегодня встречаются такие нарушения у детей?

— Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией — нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов. Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: «Б—П», «Д—Т», «К—Г», «С—З», «Ж—Ш». Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение — все эти виды работ им не даются.

При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк.

Что же делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего, не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то — месяцы. Суть уроков — тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

Главное — помнить, что дислексия и дисграфия — это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

Дислексия встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. Около 5-8 процентов школьников страдают дислексией.

Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

3. Какие ошибки чаще всего допускают родители, пытаясь научить ребенка говорить?

  • Чрезмерная требовательность к звукопроизношению на ранних этапах;
  • несоответствие игрового и речевого материала возрасту ребенка;
  • отсутствие наглядных игр, книг и использование гаджетов;
  • включение иностранных языков при наличии проблем с родной речью;
  • чрезмерные нагрузки дополнительными занятиями;
  • самолечение ребенка без привлечения логопеда и невролога.

4. Если ребенка не отвести вовремя к специалисту и не поставить речь, чем это чревато?

— Своевременно неисправленные недостатки произношения звуков и дефекты речи, которые появились в детском возрасте, могут остаться с человеком на всю жизнь. Вот почему они нередко встречаются у взрослых, родители которых не придали вовремя значения тому, как говорит их ребенок. В дальнейшем это может помешать обучению, препятствовать карьерному росту и даже наложить негативный отпечаток на личную жизнь.

Пускать на самотек развитие детский речи нельзя, говорят в один голос специалисты. Родители должны приложить достаточно усилий, чтобы она развивалась без задержек. Взрослые просто обязаны вовремя заметить детские проблемы в этой области. Ведь от этого будут зависеть дальнейшие успехи малыша в усвоении предметов школьной программы и вся его дальнейшая жизнь. Надеяться на чудо и ждать, что детские нарушения речи пройдут сами по себе с возрастом, не стоит. Как только вы заметили у своего чада какие-либо дефекты произношения, поспешите на прием к логопеду.

5. Какие новые методы и методики работы с детьми используют специалисты вашего центра?

— На логопедических занятиях мы применяем дыхательную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики проблем со зрением. Для этого используются здоровьесберегающие технологии.

Личностно ориентированные технологии способствуют раскрытию и развитию личности каждого ребенка, его индивидуальности. Ребенок на правах партнера сотрудничает с окружающими, способен принимать самостоятельные и ответственные решения, делать выбор. Личностно ориентированные технологии невозможны без индивидуального и дифференцированного подхода, сотрудничества.

Практика работы показывает, что в качестве эффективного средства обучения можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст).

Введение игровых методик способствует углублению познавательного интереса, повышению мотивации деятельности, развитию коммуникативных умений, формированию умения работать самостоятельно.

На занятиях используются мультимедийные презентации и электронные физкультминутки для глаз, что способствует сохранению зрения, снятию усталости с глаз во время работы на уроке и многие другие эффективные и современные методики.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *