Самодостаточный регион

новости курган

Вадим Шумков о перспективах Зауралья

В преддверии Нового года губернатор Курганской области Вадим Шумков дал большое интервью представителям ведущих СМИ Зауралья: газете «Курган и курганцы», порталу «Область 45» и РИА «Федерал-Пресс». В беседе с журналистами глава региона осветил широкий круг вопросов социально-экономического развития нашего края и поделился своими планами на наступивший 2020 год. Предлагаем вашему вниманию фрагменты этого интервью.

— Вадим Михайлович, подходит к концу 2019 год. Можем ли мы увидеть, что экономика Курганской области сделала шаг вперёд?

— Мы можем не только увидеть, это подтверждается данными официальной статистики, как бы мы к ней ни относились. Я уже говорил, что за девять месяцев текущего года мы получили прирост инвестиций в основной капитал на 161 процент к соответствующему периоду прошлого года. По индексу промышленного производства также есть прирост. По итогам девяти месяцев он составлял 106 с лишним процентов, сейчас чуть пониже — 105,8, но в любом случае это очень хорошая динамика, это в разы больше, чем в среднем по России.

— Какие факторы, на ваш взгляд, привели к этому росту?

— Работа людей. Конкретных людей, которые отвечают за конкретные направления, за конкретные проекты. Самое главное — работа простых курганцев, которые в первую очередь создают эти показатели. Мы с вами оперируем цифрами, но для людей гораздо важнее увидеть реальное развитие экономики, когда она отражается на их уровне жизни, на их кошельке. Поэтому говорить об успехах пока рано, это начало пути, который нам предстоит пройти. Он непростой, но другого варианта у нас нет.

— А когда люди смогут увидеть, почувствовать это на себе?

— Есть вещи, которые мы можем делать быстрее, — это благоустройство, это дороги, ремонт социальных объектов, какие-то отдельные проекты. Я уже приводил пример, что строительство даже небольшого завода занимает до трёх лет. Вам надо выбрать землю, согласование получить, надо получить технические условия, сделать проект, надо построить, закупить оборудование — это минимум три года. Но это не значит, что эти три года надо чего-то ждать — нет, мы каждый день будем работать не покладая рук. Но потихоньку-помаленьку, и это не только моё личное мнение, многие вещи начинают меняться. Я не застал коммунистическую партию, не состоял, я не могу сказать, что в 2020 или в 2030 году наступит «светлое будущее», — это будет неправильно. Люди должны жить по-человечески здесь и сейчас, а не когда-нибудь потом. Поэтому я буду делать всё, чтобы это наступило как можно раньше.

— Вадим Михайлович, как раз к вопросу о результатах: за плечами уже год вашей работы, есть положительные ощущения от того, что произошло в области, и, возможно, если бы вы проанализировали ситуацию, то вы бы, наверное, изменили что-то, сделали бы не так?

— О положительных изменениях судить не столько мне, сколько жителям Курганской области, тем людям, для которых мы работаем. Я сразу прошу отметить: в моих словах нет ни малейшего пафоса. Я обещал людям, принося в том числе присягу после выборов, что буду работать на их благо, на благо жителей Курганской области. Потому, если люди отмечают, что происходят хотя бы где-то робкие, пошаговые изменения, — для меня это тоже очень хорошая по-хвала, это неплохая оценка нашей работы. Касательно того, что было сделано и что бы я сделал по-другому, я не буду перечислять сотни километров дорог, десятки объектов благоустройства, десятки объектов социальной инфраструктуры потому, что это просто наша работа. Я бы сказал про несколько шагов, которые для меня важны, потому что за ними стоят конкретные люди. Это то, что нам в прошлом году удалось решить застарелую проблему, которой более трёх лет, — это так называемый региональный материнский капитал, с этого мы начали. В конце 2019 года мы начали производить, несмотря на наши не очень большие возможности, единовременные выплаты участникам Великой Отечественной войны, бывшим узникам фашистских концлагерей, вдовам погибших в Великой Отечественной войне, родителям погибших в результате конфликтов в «горячих точках» — всего более чем 2,5 тысячам зауральцев. Размер каждой выплаты — 10 тысяч рублей.

Планируется ощутимая выплата начинающим и заслуженным педагогам. В 2020 году ряду категорий бюджетников будет повышена зарплата, это вне Указов Президента, за счёт наших внутренних ресурсов. Приняты достаточно значимые для людей тарифные решения, по-скольку мы должны смотреть, сколько люди зарабатывают и сколько они тратят для того, чтобы у них оставалось как можно больше денег. Решения, которые были приняты, привели к тому, что уже в 23 муниципалитетах существенно снижены тарифы. Мы ещё пока в процессе, и он будет идти до тех пор, пока мы не посчитаем, что тарифы справедливы.

Кроме того, принято решение по предоставлению людям земли по упрощённому порядку, без торгов, когда человек может взять участок из реестра в любом муниципалитете Курганской области и построить свой дом. Если он построил дом и родил ребёнка, то земля ему уходит бесплатно.

Для того, чтобы люди быстрее решали свои жилищные вопросы, мы ввели компенсацию первого взноса по договору ипотеки. В 2019 году уже потратили на это без малого 50 миллионов рублей. В 2020 году этот лимит увеличен в два раза. С декабря 2019 года мы вводим ипотечный займ под три процента годовых, назвали его «Свой дом».

Я бы хотел, чтобы мы мыслили одной категорией ценностей. Можно долго рассказывать про цифры, про рост экономики, про инвестиции — это здорово, но меня всегда интересует: а что конкретно для людей? Поэтому я буду заниматься управляющими компаниями, я буду заниматься чистотой дорог, я буду заниматься там, где смогу, повышением заработной платы, снижением затрат людей, для того, чтобы они потихоньку начинали жить лучше. Я считаю, что это и есть основная задача любой власти, какого бы уровня она ни была, потому что иначе эта власть, как говорится, «не от Бога».

— Вопрос, связанный с инвестициями. Вы говорили о том, что они повысились на 160 процентов, но ведь мы понимаем, что есть для этого и определённые препоны, какого они рода и, главное, какого уровня и какова по этому поводу позиция правительства области?

новости курган

— Я считаю, что развитие будет ещё более интенсивным тогда, когда мы будем двигаться одновременно по всем направлениям. Задача такая же, как с населением: бизнес должен как можно больше и быстрее зарабатывать для того, чтобы быть более эффективным, и в то же время меньше тратить. Если можно предоставить при этом налоговые льготы — мы рассматриваем эти вещи, налоговые льготы по ряду направлений с 1 января 2019 года были уже введены.

Другой вопрос, что здесь не должно быть популистских решений, потому что, когда мы говорим: давайте снизим те или иные виды налогов, надо понимать, что налоги формируют бюджет. А бюджет является кошельком, из которого платим зарплаты огромному количеству людей, рассчитываемся за ту же самую коммуналку и пытаемся развивать Курганскую область. Поэтому, если мы снижаем поступления в бюджет, надо понимать, кто в этой ситуации должен не получать деньги.

Касательно финансовых форм поддержки, я считаю, впервые в истории Курганской области, когда от слов власть спокойно, стабильно переходит к делу. Нам, говорят, не хватает дешёвых денег. Пожалуйста — 325 миллионов рублей под три процента годовых сконцентрировано до конца этого года. Это сто пятьдесят — сто семьдесят маленьких займов на небольшие проекты муниципалитетов. Вы говорили, «нет денег» — они есть. 180 миллионов рублей мы ставим на возмещение приобретённого оборудования на следующий год. Таких денег никогда в программах не было. Нам говорили, что оборудование дорогое, что покупать его сложно, — пожалуйста, мы готовы субсидировать эти вещи. 500 миллионов рублей субсидий до конца этого года будет направлено на создание инвестиционной инфраструктуры, потому что, когда мы говорим, что надо развивать промышленность, — я немножко в теме этого вопроса.

Честно скажу, что сегодня по ряду направлений заниматься промышленным производством не всегда выгодно, потому что начальные затраты крайне высоки. Ну, попробуй получить землю, получить технические условия для присоединения к свету, газу, канализации, построй завод, чтобы он соответствовал всем СанПиНам и требованиям. Надо купить оборудование, которое сегодня нередко импортное, нанять людей, которым надо платить зарплату, начать платить налоги, которые тоже не всегда маленькие. При этом выпускать продукцию, конкурировать, продавать её и ещё быть успешным. Потому задача государства очень проста: если мы можем какие-то затраты сделать меньше либо обнулить, то делать это, тогда у нас будет промышленный рост. Вот именно потому мы направляем большие деньги на создание инвестиционно-промышленной инфраструктуры для того, чтобы предприятия приходили и, не теряя времени, сразу здесь разворачивали производство, пользуясь в том числе и финансовой поддержкой.

Проблема системная, и решение её может быть тоже только системным, многоходовым, многоуровневым, без спешки, поступательно вперёд.

— Это означает, что мы обязательно должны работать в рамках федеральных программ, другого варианта сейчас привлечь инвестиции сложно, правильно?

— Мы работаем уже в рамках всех федеральных программ, какие возможно. Проанализировав полгода назад то, что почему-то Курганская область до последнего времени не принимала участие в тех или иных программах, мы эту ситуацию исправили, и сейчас есть несколько специальных людей в правительстве Курганской области, которые только и смотрят за тем, где можно поучаствовать.

Более того, вы знаете не хуже меня, что мы пользуемся поддержкой других субъектов РФ, и она сегодня в финансовом выражении весит намного больше, чем иная федеральная программа. Это тоже очень отрадно, а ещё мы привлекаем частный капитал на разного рода проекты. Вот все инструменты. Их надо просто удобно варьировать и заниматься развитием экономики на благо Курганской области.

— В связи с этим возникает вопрос. Мы привыкли к фразе «дотационный бюджет», мы уже её говорим и не понимаем, что за ней стоит то, что мы себя сами не можем обеспечить. Вы согласны с этим?

новости курган

— В Российской Федерации любой рубль, который платится в виде налогов, он раскладывается на три части, не всегда равномерных. Это местные бюджеты, это региональный бюджет, это федеральный бюджет. Поэтому в данной ситуации надо быть честными: не очень много бюджетов, которые не имеют под собой сырьевой базы, являются недотационными. Я не берусь судить, хорошо ли это, плохо, это система, которая есть данность, в ней надо жить, надо работать. Другой вопрос, что уровень дотационной зависимости Курганской области за последние годы очень сильно вырос по ряду причин.

Первое — экономика в Курганской области падала. Я же не открываю какую-то новую историю. Поездите по деревням, посмотрите. Восемьдесят процентов сельских поселений — советские фермы разрушенные стоят, закрытые, где люди работали, создавали добавленную стоимость, создавали капитал, имели рабочие места. Пройдите по Кургану, по другим городам — большое количество заводов стоят остановленные, разрушенные, уже площадки даже нет. Поэтому экономика падала, бюджет, недополучая доходы, наращивал налоги в определённых направлениях и постоянно увеличивал запросы на дотации из федерального бюджета, потому что зарплаты-то платить надо, есть определённые постоянные затраты. Поэтому, конечно, уровень дотационности сегодня велик. Но я бы из этого не строил бы какую-то трагедию.

Для того, чтобы перезапустить экономический организм Курганской области, необходимы не только организационные мероприятия, административные, но и серьёзные финансовые вливания. Другой вопрос, что у Федерации, в том числе у коллег из Минфина, есть вопросы. Они не хотят давать деньги просто на проедание, их заботит ситуация, что чем больше денег дают, тем меньше отдача обратно и тем больше наращивание иждивенческого подхода: «дайте денег и больше нам вопросов не задавайте». Эта ситуация недопустима. Поэтому сегодня в рамках тех субсидий и дотаций, которые мы получаем, мы отчитываемся и готовы отчитываться дальше за каждый потраченный рубль. Если этого не делать, решение проблемы завтра будет намного дороже, и всё равно ею заниматься придётся. Самое главное — не наращивать это иждивенчество и проедание этих денег, потому что ситуация тяжёлая.

Кроме дотаций есть же ещё и госдолг, который тоже был взят, а пока пощупать то, что на него было построено, невозможно. Но ещё раз говорю, никакой трагедии в этой ситуации нет, более того, я вообще противник того, чтобы какие-то уничижительные термины применять к Курганской области. Это хороший, сильный, самодостаточный регион, где живут абсолютно нормальные люди. Поэтому делать из самих себя каких-то таких слабеньких, зависимых, неполноценных и в бюджетном смысле слова, и в общепринятом смысле слова, я считаю недопустимым. Эта ситуация поправима, и, более того, мы будем наращивать свои доходы и поэтапно, потихоньку, если потребуется, снижать дотационную зависимость.

— Вы бывали на выставках наших студентов вузов, которые показывали всевозможные научно-технические разработки. Найдут ли эти изобретения применение и развитие в Курганской области при помощи правительства региона?

— У меня есть своё понимание того, как должна развиваться система поддержки инновационной деятельности. Пока в Курганской области такой полноценной системы нет. Вообще есть такое понятие, оно общеприменимо, это называется «экосистемой». «Экосистема» — это когда все элементы и рынка, и государственного управления благоприятствуют внедрению инновационных разработок. Если мы говорим про те разработки, которые есть, конечно, мы ими сегодня занимаемся, три из них, я надеюсь, в серию пойдут. Одна из них — сухие смеси, и завод, который сейчас проектируется в Катайске на площадке ТОСЭР, будет работать на этом рецепте. Ещё одна — применение отходов завода по уничтожению химоружия для производства асфальтобетона, тоже очень интересная тема, поскольку она абсолютно экологически безопасна. Есть ещё одно направление, которое мы тоже смотрим, — по производству удобрений.

Но я бы хотел, чтобы вы понимали, в чём сегодня роль государства. Нет задачи просто дать изобретателю денег. Иная разработка для того, чтобы она себя, как это говорят в народе, «отбила», должна быть масштабирована на всю страну либо даже на весь мир. Отдав изобретателю грант на десять миллионов рублей, что на него можно построить? Какой-то сарайчик небольшой с какой-нибудь небольшой установкой. Ничего от этого не будет. Поэтому задача государства — выделять наиболее перспективных, помогать им патентоваться, доходить до уровня промышленного образца, находить либо венчурный фонд, либо потенциального инвестора, либо завод, который готов запускать это в серию, взаимодействовать с ним, чтобы они отстроили отношения либо в рамках патента, либо изобретателю стать участником этого процесса в какой-то удобной для него организационно-правовой форме. Эти вещи нужно запускать так. Я считаю, что если мы научимся это делать, то это будет правильная система. Пока мы ещё только в зародыше, надо этим заниматься более активно.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *