«Нельзя опускать руки»

новости курган

Если врачи поставили ребёнку диагноз «аутизм», самое главное — не бояться, считает мама десятилетнего Саши

«Сейчас уже всё хорошо, — говорит Анна (имя изменено — прим. ред.). — Сыну десять лет, он успешно учится в классе для детей с ограниченными возможностями здоровья в одной из курганских школ. Но когда я впервые узнала о его диагнозе,меня охватила паника».

Три года молчания

Саша (имя изменено — прим. ред.) до трех лет развивался как обычный ребёнок, говорил. К трём годам речь начала постепенно исчезать, и с трёх до шести лет мальчик попросту молчал. На звуки и человеческие голоса Саша в этот период не реагировал, хотя слух был в норме. Это установили с трудом, обследовать ребенка было неимоверно сложно. Малыш боялся поликлиники, начинал рыдать при виде белых халатов. И других страхов было немало.

«Сын не переносил музыкальных игрушек, плакал и прятал их подальше под диван, — вспоминает Анна. — После шести лет у ребенка неожиданно проснулся интерес к звукам, страх потихоньку исчез. Сейчас Саша не представляет себе жизнь без детских музыкальных телеканалов, с удовольствием играет на синтезаторе и снова пользуется речью. Процесс развития аутичных детей непредсказуем, поэтому родителям нельзя опускать руки. Даже если сейчас кажется, что всё плохо, ситуация может измениться. Конечно, если вы не перестанете терпеливо и спокойно заниматься с ребёнком».

Анна знает, о чём говорит, ведь когда-то ей твердо сказали, что её сын никогда в жизни не научится писать. Сейчас Саша пишет быстро, красиво и аккуратно — но за этим стоит ежедневный труд его родителей, помощь медиков.

Семья Саши обратилась за помощью в отделение «Центр медицинской и социальной реабилитации» Курганской областной психоневрологической больницы, когда мальчику исполнилось четыре года. Саше сразу поставили диагноз «детский аутизм», вскоре установили инвалидность. Врачи постоянно наблюдают за состоянием ребенка, идет интенсивная работа с психологом и логопедом. Саша получает необходимое ему лечение амбулаторно или в дневном стационаре Центра.

«Если я рассердился»

Слабое звено у аутистов — социальное поведение. «У таких детей не сформированы навыки общения, — объясняет Анна. — Отсутствует мимика, на лице не отражаются эмоции. Чтобы продемонстрировать окружающим свои чувства, Саша показывает соответствующую картинку. В диалог с другими людьми ему вступать сложно — интеллект сохранен, но присутствует задержка речевого развития. Ребёнок понимает смысл слов, но не умеет выстраивать их в предложения».

Карточки, таблички и схемы на все случаи жизни — неотъемлемая часть обихода семьи, где растёт ребёнок с аутизмом. Анна изготавливает их сама — берет материал из интернета. Для детей с расстройствами аутистического спектра разработаны схемы с картинками на все мыслимые случаи жизни. «Если я заболел», «Стрижка в парикмахерской», «Если я рассердился», «Как попросить поиграть вместе», «Как мне успокоиться», «Если я потерялся», «Как ходить к стоматологу» — только малая часть примеров.

Читайте также
18 декабря 2019
Проект реализуется за счет средств Фонда президентских грантов

Аутистам нужны визуальные подсказки — наглядные пособия, четкие инструкции и строгий распорядок дня. Если их жизнь отклоняется от привычного расписания, они страдают и демонстрируют «нежелательное поведение». Проще говоря, начинают плакать, капризничать, громко кричать, пинать мебель, покачиваться. Это сигнал — ребенок не на шутку расстроен, растерян, испытывает серьезную эмоциональную перегрузку.

«Сыну нельзя резко менять обстановку, привычки, — говорит Анна. — Саша с трудом привыкает к новым людям, к новой пище, ему сложно ориентироваться в пространстве. Мы все — папа, я, бабушки — живём в соответствии с режимом нашего ребенка, подстраиваемся под его мир. Я знаю каждое движение сына, могу с уверенностью предсказать любую его реакцию, всегда стараюсь предотвратить причину нежелательного поведения. Наша цель — подготовить ребенка к жизни, дать ему возможность получить профессиональное образование».

Планшет для саморегуляции

Анна — педагог по профессии. Когда стало ясно, что у сына аутизм, она начала изучать методики по развитию таких детей. «Работала в школе, была и учителем, и завучем, но самой сложной задачей в моей жизни оказалась круглосуточная работа с собственным сыном, — улыбается Анна. — Я прошла первый уровень образовательной программы для родителей и начинающих специалистов «Курс обучения методу АВА (прикладной анализ поведения). Рекомендую этот курс всем родителям аутистов — сразу находишь ответы на многие вопросы.

Все дети с аутизмом — разные, бывают они и весьма агрессивными. Мой сын миролюбив, спокоен, у него нет серьезных проблем с поведением. Но он все равно другой, не такой, как мы. Ему очень тяжело в нашем мире. И нам с ним нелегко. Саша крайне чувствителен, его ранят громкие звуки. На переменах сидит в шумопоглощающих наушниках, чтобы не слышать криков и топота одноклассников.

Любая новая информация у детей с аутизмом вызывает тревогу. Поэтому дома мы заранее просматриваем с сыном новый материал, который педагог будет объяснять в школе, чтобы на уроках Саша не волновался. Обязательно разучиваем новые слова и термины — сын не может быстро их усвоить.

Если сравнивать мозг моего ребенка с компьютером, можно сказать, что процессор загружается крайне медленно, объем оперативной памяти невелик. Дома мы занимаемся уроками десять-пятнадцать минут, не дольше. Потом обязательно надо отдохнуть, сделать зарядку с обручем или гантелями, полежать, а затем вернуться к занятиям. Важно правильно подобрать поощрения, чтобы ребёнок послушно вел себя на занятиях, был внимательным, успешно переходил от одной деятельности к другой. Поощрения могут быть разными — жетон, конфета, комплимент, наклейки, музыка, которая включается по просьбе ребёнка, выдувание мыльных пузырей, игры с воздушными шарами. Поощрение должно быть немедленным, чтобы закрепить у ребенка желаемую реакцию.

У Саши есть специальный планшет с наборами карточек, который мы сделали своими руками и используем для саморегуляции поведения и эмоций. Планшет помогает не растеряться, если что-то пошло не так и вызвало дискомфорт.

Интенсивное общение со сверстниками для сына — пока что непосильная нагрузка. Друзей у него нет, но с одноклассниками отношения ровные, без конфликтов. Потребности в совместных играх он не испытывает. Зато обожает компьютер, хорошо в нем разбирается — у мальчика технический склад ума».

Чему нас учат аутисты?

«Родителям важно помнить — ребенок с аутизмом должен быть всегда занят чем-то полезным, интересным или успокаивающим, — говорит Анна. — От безделья такие дети страдают, начинают тревожиться. Чтобы успокоиться, могут начать прыгать, бегать, бурно жестикулировать. Поэтому важно формировать у них навыки самостоятельной деятельности: досуга, игр, работы по дому.

Если врачи поставили ребенку диагноз «Аутизм», самое главное для родителей — не бояться. Поверьте, это не конец света. Чем раньше выявить аутизм, тем лучше для ребенка, тем быстрее начнётся процесс реабилитации. Если это нетяжелая форма, можно свести признаки аутизма к минимуму ещё до начала школьного обучения.

Дети-аутисты тоже способны научить нас, своих родителей, очень многому. Придерживаться режима дня. Ценить привычные радости жизни. Быть внимательными к мелочам. Применять метод маленьких шагов. Находить общий язык и общие ценности даже с тем, кто не может выразить словами свои чувства и потребности».

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *