В Зауралье рассказали, сколько на заправках «палёного» бензина

азс

30% нефтепродуктов не соответствуют установленным требованиям

В легендарной комедии «Джентльмены удачи» один из самых колоритных персонажей — представитель братских среднеазиатских народов Василий Алибабаевич. Как мы помним, он попал в места не столь отдалённые за то, что у себя на заправке разбавлял бензин ослиной мочой. ОБХСС тогда был очень бдительным. Сейчас контролирующих органов вроде бы намного больше, в то же время ситуация с некондиционными нефтепродуктами продолжает оставаться непростой.

Сера, смолы и вода — наши худшие враги

Мы уже обращались к этой теме пару лет назад, опубликовав интервью с директором АНО «Управление обеспечения энергоэффективности и энергосбережения» Людмилой Акшенцевой. Напомним основные темы. Сама эта структура является наследником государственной нефтеинспекции, которая некогда подчинялась Министерству энергетики, затем последовала череда реорганизаций в ходе реформы контрольно-надзорных органов. Теперь Управление стало независимой организацией. На федеральном уровне в своё время было принято решение о том, что в сфере реализации моторного топлива, масел и тому подобных продуктов, всё расставит по своим местам «невидимая рука рынка». Потребители «проголосуют рублём» и просто не будут покупать у тех, кто продаёт некачественное топливо. О том, что получилось в реальности, скажем несколько ниже, а пока напомним, чем опасны некачественные нефтепродукты.

Например, повышенное содержание серы приводит к коррозионному износу двигателя машины. Вода и механические примеси повреждают топливную систему. Превышение содержания смол может привести к поломке двигателя от повышенного нагара. В любом случае, даже незначительные отклонения топлива от нормы ведут к его повышенному расходу, повышают вероятность поломки и быстрого износа и даже привести к авариям. И наоборот, использование ГСМ необходимого качества позволяет увеличить на 10-15 % моторесурс агрегатов и снизить на 15-20 % затраты на техническое обслуживание автотранспорта.

Проблема касается не только машин и всей остальной техники, где работают двигатели внутреннего сгорания (а равно и турбины) и есть трансмиссия, которую надо смазывать. В обороте находится, например, некондиционное трансформаторное масло, что может повлечь аварии высоковольтного оборудования. А под видом топочного мазута, бывает, продают и вовсе отработку.

Причём есть факты, вызывающие особое опасение. Отклонение от нормативных параметров выявляется даже в авиационном топливе. И если два года назад Людмила Акшенцева говорила о единичных случаях, то сейчас речь идёт о процентах.

До чего довела «невидимая рука»

Но каково положение дел на сегодняшний день? Об этом директор Управления энергосбережения рассказала на организованном ими совещании с представителями зауральского рынка нефтепродуктов. Речь шла в основном, о новшествах в нормативно-правовых документах, регулирующих деятельность отрасли. Перед предпринимателями выступали представители Росстандарта, Ростехнадзора, МЧС, регионального департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды. Но это вопросы, интересные, в основном специалистам. Мы же в первую очередь обратимся к тому, что важно рядовому потребителю, тому, кто регулярно заправляет свою машину и хочет, чтобы она работала надёжно. Экологию, которая касается всех нас, тоже не будем забывать — не надо быть профессионалом, чтобы понимать — «палёное» топливо по вредным выбросам — далеко не стандарт «Евро5».

Итак, в 2007 году доля некачественных нефтепродуктов на территории Курганской области составляла всего 4,1%. А затем начала действовать «невидимая рука рынка», и к 2013 году объём некондиционного топлива подскочил до 33,7%. При этом стоит заметить, что, судя по докладу Людмилы Акшенцевой, во многом это следствие не какого-то злого умысла, а просто пренебрежение элементарными требованиями технологии. Выявлены следующие факты: не проводятся анализы продукции, поступающей на заправки, в ненадлежащем состоянии находятся транспортные ёмкости, топливо от различных производителей при хранении сливается в один резервуар. А надо ли говорить о том, что наряду с крупными нефтеперерабатывающими заводами со сквозным производственным контролем, работают подпольные конторы, так называемые «самовары»? Они, кстати иногда получают сырьё, напрямую врезаясь в магистральные нефтепроводы.

Ещё одно нарушение также возникает из-за работы спустя рукава: летние марки топлива заливаются в ёмкости на остатки зимнего и наоборот. Нарушаются сроки очистки резервуаров. Но это опять же следствие безалаберности (а проблема подготовки и переподготовки кадров, надо сказать, тоже стоит достаточно остро). А вот как назвать недолив? При этом выясняется, что на заправках зачастую вообще отсутствуют средства измерения или нарушаются сроки их поверок.

Но всё же, почему вышеперечисленное происходит?

— Контроль и надзор над нефтебазами и АЗС сведены к минимуму. Плановая проверка не может проводиться чаще, чем раз в три года, что позволяет безнаказанно игнорировать ряд требований к безопасной эксплуатации, а также свободно обманывать потребителей, — констатировала Людмила Акшенцева.

И вот самые свежие данные от Управления энергоэффективности, а в его структуре имеется авторизованный испытательный центр и мониторинг проводится постоянно. В целом на территории Зауралья по итогам 2019 года в соответствии с результатами проб 30% нефтепродуктов не соответствуют установленным требованиям — почти каждый третий литр! Причём при отборе проб из автомобилей этот показатель составил 17%, на АЗС — 28% и на нефтебазах — 36%. Что касается продуктов, то доля некондиционного «92»-го составляет 28%, «95»-го — 17%, масла — 10%, авиационного топлива — почти 7%. Антирейтинг возглавляет дизельное топливо — не соответствуют установленным нормативам 39% проб. Наибольший процент некондиционного топлива выявляется во время сезонного замена и массовых сельскохозяйственных работ. В мае прошлого года доля некачественной солярки вообще достигала 75%! И это происходит из года в год.

Надо быть внимательным и обращаясь в автосервис, поскольку зафиксированы случаи, когда там в автомобиль заливалось негодное масло, которе даже при незначительном перегреве теряет свои свойства и требует срочной замены. По словам Людмилы Акшенцевой, подобный прецедент произошёл даже в организации, эксплуатирующей машины скорой медицинской помощи.

Наказание за недолив

Но, как уже было сказано, сегодня органы власти серьёзно ограничены в своих возможностях по причине федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей…». При этом в Кодексе об административных правонарушения РФ всё же прописаны серьёзные штрафы за нарушение техрегламентов по топливу — от 1% до 3% суммы выручки за предыдущий год. Кстати, оборотные штрафы в размере 1 % будут введены и за недолив топлива — недавно Минюст РФ опубликовал соответствующий законопроект. А руководитель Росстандарта Алексей Абрамов рассказывал в интервью «Российской газете» о том, что ведомство готовит арсенал для проверок АЗС на недолив: проверяться будет не конкретная колонка, а её работа как система, в том числе е связь с оператором за кассой. Контролёров при работе методом тайного покупателя вооружат скрытым прибором, который сможет «ловить» недолив на уровне 1%. Кроме того, новый ГОСТ защитит топливораздаточные колонки от приспособлений и вредоносного ПО, обманывающих расходомер.

Но пока суд да дело, как говорится, спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Директор Управления энергоэффективности отметила ряд структур, которые серьёзно подходят к вопросу противодействия использованию контрафактного топлива. Активную позицию занимает региональный Департамент агропромышленного комплекса, который проводит большую разъяснительную работу среди подведомственных организаций. Да и сами аграрии, те, кто работает успешно, используют самую современную технику, поэтому чтобы избежать риска её повреждения, обращают внимание не только на цену топлива, но и на его качество. Это ЗАО «Глинки», «Кургансемена», ИП Руденко, «Агрофирма «Боровская», АО «Новая пятилетка» и другие. Среди промышленных предприятий внимательно относятся к качеству нефтепродуктов завод «Старт», «Курганстальмост», аэропорт «Курган», «Курганавторемонт». В числе бюджетных организаций этот вопрос в центре внимания Пограничного управления ФСБ, ГКУ «Экофонд», Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД, МУП «Жилищная политика», МКУ «Административно-техническая инспекция».

В то же время при государственных и муниципальных закупках отмечаются характерные нарушения. Так, заказчики, которые сами не ориентируются в вопросах качества нефтепродуктов, закладывают в техническую документацию такие требования к ним, которые нарушают действующее законодательство.

Но если вернуться к тому, что делать в данной ситуации рядовому потребителю, то надо отметить, что ему стоит надеяться не только на самого себя. На помощь приходит гражданское общество. В последнее время в соответствии с законом «Об основах общественного контроля», регулярные рейды по заправкам, в том числе и в Зауралье, проводит Общероссийский народный фронт. Пробы топлива проверяются в аккредитованной лаборатории, а затем результаты направляются в Росстандарт, который уполномочен принимать меры к нарушителям. Кстати, на встрече в Управлении энергоэффективности некоторые представители бизнеса выражали возмущение деятельностью активистов ОНФ. Но, то, почему кое-кто не хочет идти навстречу общественникам — вопрос, наверное, риторический…

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *