В Шадринске может появиться железнодорожный музей

новости курган

В память об отце — работнике Южно-Уральской магистрали, участнике Великой Отечественной войны — его сын решил создать музей истории ветки Шадринск — Синара и для этого выкупил «железнодорожный дом».

Виктор Лукиных — человек незаурядный. В своё время он немало поколесил на велосипеде по стране, побывал со своим двухколёсным другом и за рубежом. А потом увлёкся воссозданием железнодорожной истории уральского края. И на этом пути вполне преуспел: сегодня ветеран правоохранительных органов и заместитель председателя городской Общественной палаты стал членом Русского географического общества. Краевед нашёл «железнодорожный дом»…

Кто именно его построил, доподлинно неизвестно. Но сделано это было на славу: отменно, прочно, надёжно. Шутка ли: возведённый в начале прошлого века, дом пережил войны, революции, разруху и восстановление страны, принимал в своих стенах живых участников истории нашего края. «Изначально домик был построен как административное здание на разъезде 208-й километр. Он являлся своего рода местным «деловым центром». Удивительный по тем временам факт: здесь работали радио и телефон. В этом здании бывал знаменитый шадринский купец Александр Лещёв, посвятивший 20 лет жизни строительству железной дороги. Посещал его и писатель, исследователь русского Севера Константин Носилов», — рассказывает Виктор Лукиных.

«Дом железнодорожника принимал в своих стенах и множество других людей, оставивших свой след в истории Шадринска. Вполне возможно, что здесь бывал и великий русский писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк. Его повесть «Охонины брови» написана именно по следам путешествия по шадринскому краю. Вот почему этот старый деревянный дом, построенный возле железнодорожных путей, заслуживает особого отношения, — продолжает наш герой. — Это не просто моё единоличное решение, идею поддержали шадринские активисты движения «За культурное возрождение», члены Русского географического общества».

Чтобы сохранить уникальный объект, Лукиных выкупил дом на собственные деньги у тогдашнего хозяина. И нашёл помощников, которые со всей осторожностью перевезли домик на территорию исторического центра «Лад». Там у него появилось не только собственное имя — «Дом железнодорожника», но и гордое звание — общественный проект «Имён связующая нить».

— Надеюсь, что в итоге у нас получится музей, который окажется полезным для жителей, для молодёжи города, — говорит Виктор Лукиных. — Сейчас часто заходит речь о том, как городу жить, как деньги в бюджет зарабатывать… Один из путей — туристов привлекать в город Шадринск. А чем привлекать?

— Вот город и должен быть наполнен какими-то объектами, интересными для посещения. Удивительно, но в Шадринске до сих пор нет музея, рассказывающего о возникновении железной дороги, — продолжает Виктор Петрович. — Кто-то из шадринцев припоминает, что был такой купец Лещёв, который очень много своих средств потратил на строительство магистрали. Его именем названа станция Лещёво-Замараево. Но ведь он был не один, ещё ведь были люди. А построенная железная дорога дала очень сильный толчок развитию города. В сентябре 1933 года дорога связала Шадринск с Курганом. Сохранились фотографии того времени: всеобщая радость и ликование!

Для того чтобы дом‑музей официально открылся для посетителей, потребуется ещё много времени, трудов и вложений. Ведь экспозиция должна быть интересной! Но Лукиных надеется, что, возможно, кто-то из любителей старины найдёт у себя в гараже предмет «седых» времён. К примеру, старый сигнальный фонарь. Зачем он будет пылиться в гараже? А вот музей бы точно украсил!

Есть у энтузиастов и задумки относительно обустройства прилегающей к дому территории.

— Мы тут собираемся соответствующее оборудование поставить: старинный семафор, может быть, стрелки с ручным переводом, то есть создать обстановку, связанную с железной дорогой, — поясняет Лукиных.

И в этом вопросе шадринские энтузиасты тоже очень рассчитывают на помощь всех неравнодушных людей.

А ещё в «железнодорожном доме» обязательно появится уголок памяти фронтовика Петра Степановича Лукиных. Это родной отец Виктора Петровича. В 1943 году его батюшка в качестве проходчика прокладывал железнодорожный тоннель под рекой Амур вблизи Хабаровска. С марта по сентябрь 1943 года находился на Воронежском фронте в должности миноподрывника первой роты 96‑го Отдельного строительно-путевого железнодорожного батальона. В составе 2‑го Украинского фронта в 1945 году участвовал в освобождении Будапешта и дошёл до Вены. А после войны до выхода на пенсию работал осмотрщиком в ПТО на станции Шадринск.

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Выбор читателей: