Окончательное, обжалованию не подлежит

новости курган

Конституционный суд РФ вынес Заключение по поправкам в Основной закон

16 марта Конституционный суд РФ вынес Заключение о поправках к Основному закону РФ. Ранее, 14 марта, Президент Владимир Путин направил соответствующий запрос в КС после принятия закона «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» Федеральным Собранием. Судьи признали, что как содержание документа, так и порядок его принятия с вынесением на общероссийское голосование, соответствует Конституции Российской Федерации.

В Заключении КС, которое насчитывает 52 страницы, даны оценки в том числе самым резонансным поправкам.

Например по поводу дополнения текста Конституции положениями о запрете на отчуждение части территории Российской Федерации и о недопустимости призывов к таким действиям, об исторически сложившемся государственном единстве нашей страны, о почитании памяти защитников Отечества и защите исторической правды, о признании детей важнейшим приоритетом государственной политики, о государственном языке Российской Федерации – русском языке как языке государствообразующего народа, Конституционный суд отмечает, что они не могут рассматриваться как несовместимое с положениями фундаментальных глав 1 и 2 Основного закона. Данные нормы, по мнению суда, носят неполитический, надпартийный и неконфессиональный характер и не могут расцениваться, толковаться и применяться как устанавливающие государственную или обязательную идеологию, изменяющие принципы плюралистической демократии и светского характера Российского государства, вводящие какие-либо недопустимые с точки зрения глав 1 и 2 Конституции РФ ограничения прав и свобод человека и гражданина и вмешательство в них.

Как считают в Конституционном суде, включение в текст Основного закона указания на веру в Бога, переданную народу России предками, не означает отказа от светского характера Российского государства, провозглашённого в статье 14, и от свободы совести, гарантируемой статьёй 28, поскольку по своей формулировке не сопряжено с конфессиональной принадлежностью, не объявляет наличие тех или иных религиозных убеждений обязательным в Российской Федерации, не ставит вопреки статье 19 (часть 2) Конституции граждан России в неравное положение в зависимости от наличия такой веры и её конкретной направленности. Данная норма призвана лишь подчеркнуть необходимость учёта при осуществлении государственной политики той исторически значимой социально-культурной роли, которую религиозная составляющая сыграла в становлении и развитии российской государственности.

Конституционный суд проанализировал и новеллу о том, что государство гарантирует защиту института брака как союза мужчины и женщины. Она также признана соответствующей основному закону. Более того, КС сослался на своё прежнее Постановление от от 23 сентября 2014 года № 24-П, в котором указано, что по смыслу статьи 38 (часть 1) Конституции Российской Федерации, семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа Российской Федерации, а потому нуждаются в особой защите со стороны государства. Именно на основе традиционных представлений об этих ценностях в контексте особенностей национального и конфессионального состава российского общества, его социокультурных и иных исторических характеристик Россия вправе решать отдельные вопросы законодательного регулирования в сферах, затрагивающих сексуальные и связанные с ними межличностные отношения, не отрицая при этом необходимости учёта требований Конституции РФ и международно-правовых актов относительно индивидуальной автономии личности.

Как считает КС, гарантированность индексации пенсий, пособий и иных социальных выплат согласуется с неоднократно выраженными правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, который неизменно

подчёркивал, что индексация представляет собой основную антиинфляционную меру, направленную на защиту социальных выплат от обесценивания в связи с повышением уровня цен, а предоставление социальных выплат предполагает установление механизма их индексации. Закрепление на конституционном уровне не только права на социальное обеспечение, но и инструментов его антиинфляционной защиты способствует реализации задач социального государства, провозглашённых статьёй 7 Основного закона.

В Заключении КС содержится и оценка вопросов, связанных с предельным числом сроков президентских полномочий. Данное решение, по мнению суда, всегда является, по существу, вопросом выбора баланса между различными конституционными ценностями. С одной стороны, конституционная характеристика демократического правового государства предполагает, хотя и не предопределяет, установление в этом аспекте достаточно жёстких ограничений. С другой стороны, конституционный принцип народовластия подразумевает возможность реализации народом права избрать на свободных выборах то лицо, которое он посчитает наиболее достойным должности главы государства, притом что его определение в рамках электоральной конкуренции всегда остаётся за избирателями. В то же время наличие у лица статуса действующего главы государства отнюдь не предрешает победы на выборах, поскольку другие кандидаты могут ограничиваться обнародованием своих программ и критикой действующего главы государства, а последний объективно связан необходимостью предъявить результаты своей деятельности за прошедший период. На фоне этого базового баланса конституционный законодатель может учитывать и конкретно-исторические факторы принятия соответствующего решения, в том числе степень угроз для государства и общества, состояние политической и экономической систем и так далее.

Таким образом, как считает суд, «соответственно, в Конституции Российской Федерации вопрос о числе сроков, в течение которых одно лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, может быть решён по-разному. В её главах 1 и 2, равно как и в главе 9, не имеется положений, которые могли бы опровергнуть возможность такого решения, которое предлагается реализовать в статье 81 (части 3 и 31) Конституции Российской Федерации и в части 6 статьи 3 Закона о поправке», то есть, об «обнулении» президентских сроков, «накопившихся» к моменту принятия поправки.

Документ завершается положением о том, что «настоящее Заключение окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами».

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Если вы стали свидетелем интересного события, присылайте сообщения, фото и видео в Viber  и WhatsApp по номеру тел. : +79195740453, в нашей группе "В Контакте"

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *