Сергей Александрович Балакшин появился на свет 22 апреля 1877 года
В 2020 году индустриальное Зауралье будет отмечать 120 — летний юбилей. Как небольшой, немного сонный купеческий городок стал превращаться в крупный машиностроительный центр, заметный не только на карте России, но и за её пределами?
Всё началось с того, что сын одного из самых заметных деятелей в истории Зауралья, основателя Союза сибирских маслодельных артелей Александра Николаевича Балакшина, Сергей увлёкся техникой. Своё образование он закончил в Берлине, в Шарлоттенбургском политехническом институте. Получив диплом инженера-механика, в конце 1899 года Сергей Александрович вернулся со своей супругой в родной край, в деревню Логовушку Курганского уезда Тобольской губернии. По возвращении из Германии новоиспечённому специалисту предложили работать главным инженером на заводе в Киеве, но он отказался от этой привлекательной вакансии, поскольку стремился осуществить главную задачу своей жизни — создание и развитие машиностроения в Сибири.
По приезде домой, отец Сергея Балакшина и тесть А. П. Ванюков приняли его в своё «Товарищество А. Балакшин и А. Ванюков», которое было преобразовано в «Товарищество Балакшин, Ванюков и К.» и Сергей Александрович приступил к организации в деревне Логовушке механической мастерской, которая открылась в середине 1900 года, в 20 километрах от Кургана. Именно с этого года и с этого небольшого предприятия ведёт свою летопись машиностроение Зауралья.
Мастерская выпускала ручные и приводные маслобойки, конные приводы, отжимочные столы, молоковесы, фляги и пр. Изготовленные на заводе маслобойки «Виктория» и маслообработники датского типа не уступали заграничным образцам.
В 1903 году С. А. Балакшин перевёл мастерскую из деревни Логовушки в город Курган и на её базе создал 1 января 1904 года чугуно-меднолитейный механический завод, который стал впоследствии знаменитым Кургансельмашем. За несколько лет до этого переезда Товарищество приобрело участки земли в Кургане между улицами Ново-Запольной и Степной (Гоголя – Пушкина), прилегающий к Казарменному переулку (Кирова). Там теперь находятся корпуса областной клинической больницы. Эту землю и предали Сергею под завод. В 1905 году на Курганском турбиностроительном заводе была изготовлена первая в Сибири гидротурбина «Богатырь-быстроход» радиально-осевого типа, сконструированная С.А. Балакшиным.
В апреле 2019 года по решению главы региона Вадима Шумкова на основании обращения представителей машиностроительного комплекса, был создан оргкомитет по проведению мероприятий, посвящённых 120-летию машиностроения Зауралья. Одна из главных задач — возведение памятника С.А. Балакшину. Для сбора средств на это важное дело создан специальный благотворительный Фонд. О ходе работ по мемориалу мы сообщали накануне. Ещё раз напомним реквизиты Фонда:
Полное наименование: Благотворительный фонд «Фонд основателя машиностроения Зауралья инженера С.А. Балакшина»
ИНН: 4501226461
КПП: 450101001
Номер счета: 40701810332000000055
БИК: 043735650 (ГОСБ 8599)
Назначение платежа: Благотворительный взнос
Теги: дата, день, машиностроение, памятник
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости