Педагоги и родители — о жизни и работе на «удаленке»

курган новости

Без купюр. От первого лица

Из-за пандемии коронавируса большинство из нас посадили в одну лодку под названием «удаленка». Дали в руки «весла», грести учимся по ходу. Получается не у всех. Но чтобы доплыть до цели, надо приспособиться. Цель у каждого своя: ученику окончить школу, студенту – сдать сессию, преподавателям – выдать положенный объем материала, родителям – как минимум не сойти с ума, как максимум – помочь ребенку с учебой и не сорвать дедлайны по работе. У нас есть несколько честных историй о том, как живется и работается в период больших перемен.

Анастасия Мазеина – мама третьеклассника, журналист:

— Я живу по часам: 9 — начало рабочего дня, 10 — учебного. Русский, английский, математика, ИЗО, технология, окружающий мир и даже физкультура — ничего нельзя пускать на самотек, иначе запутаемся, несмотря на самодельный карантинный дневник. Задания летят из группы класса «ВКонтакте», с «Яндекс.Учебника», сайтов РЭШ и Учи.ру. В 12 — тренировка в Skype по шахматам, в 17 — онлайн-уроки в Zoom. В перерывах между «Мама, я сделал, проверь, сфотографируй учителю» и «Помоги, у меня не получается» — я работаю. Приготовить, помыть посуду или пол — теперь отдых, пятиминутная смена деятельности.

Однажды почувствовала себя многоруким богом дедлайна, одновременно отвечая на звонок редактора, засыпая рис в плов, дописывая срочную новость и подключаясь к онлайн-занятию 3 «А» класса. Потом сконцентрировалась, переосмыслила: ничего божественного — белка в колесе. Но темп держу. И пока выдерживаю.

За исключением моментов, когда ребенок, увлекшийся от скуки изучением китайского языка, подходит со словами: «А сейчас я посчитаю тебе до ста». Слушаю, свято помня о методических рекомендациях по развитию познавательного интереса. Но с вопросами а-ля: «Почему Болгария не входила в состав СССР?», «Чем отличаются флаги Чада и Румынии?» или «Как в внутри ЮАР оказалось Лесото?» — посылаю его в «Википедию». Мне некогда. Нужно объяснить учителю, что система вкатила тройку за правильно решенный кроссворд, потому что ответы надо было вносить прописными, а не строчными буквами. Другому — отправить видео, где ты читаешь стихи наизусть. Помыть коробки из-под сока и молока, чтобы завтра ты смог заняться объёмным конструированием. И еще немного поработать. А потом, да, я почитаю тебе перед сном что-нибудь из списка литературы, раз уж у тебя силы закончились.

У меня нет времени ходить по виртуальным экскурсиям, смотреть трансляции спектаклей, хотя бы раз воспользоваться бесплатным доступом к книгам, фильмам, курсам или заняться спортом, чтобы стать «лучшей версией себя», как делает весь пандемический мир на самоизоляции. Я — организатор учебного процесса. По совместительству — психолог, лавирующий в потоке: «Я устал, я ненавижу презентации, когда все это кончится, хочу к бабушке и т. д.». И только затем — работающая мама, которая, по выводам ребенка, очень странный предмет: вроде бы есть, а вроде бы нет.

новости курган

Сергей Цисарев – отец третьеклассника, журналист:

— По большому счёту, за этот месяц с лишним ничего не изменилось. Такова, видимо, особенность творческого интеллектуального труда. Работаешь над текстами не только за компьютером, но и в автобусе, да даже во сне, как Менделеев. Поэтому на какие-то отвлекающие факторы просто не обращаешь внимания — хоть в своём уютном кабинете в старинном задании на Гоголя, 23, хоть дома, скрючившись за ноутбуком. В конце концов, и бытовые, и трудовые навыки отработаны до автоматизма, поэтому никто не мешает одновременно чистить картошку, варить пельмени и думать над заголовком или фразой.

Благо, сын Володя, который в такой нетривиальной обстановке заканчивает третий класс, в содержательной части своих предметов разбирается сам. Другое дело, что его, как и каждого ребёнка, порой приходится подгонять.

Сейчас, конечно, только школьной программой дело не ограничивается. Впрочем и здесь есть такой хитрый предмет, как «Учимся учиться», который, видимо, ведёт свою историю от «Арифметики» Магницкого. Там разные задачи на логику, типа волка, козы и капусты. Так что приходится иногда отвлекаться, сидеть, перекладывать спички. Ну а если времени совсем нет — то Гугл нам в помощь! (в тайне от сына, разумеется). При этом с задачами из Центра дополнительного математического образования, хотя они тоже далеко от типовых школьных, ребёнок вполне справляется сам.

Отдельной строкой стоит всякая электроника. Дело в том, что незадолго до карантина сын начал ходить в детский технопарк «Кванториум», и до того, как всё позакрывали, у их группы была только «установочная сессия». Так что пришлось включаться и в современный хай-тек. А там всё серьёзно — вот в последнем задании необходимо изучить закон Ома. К счастью, где-то внутри папы-гуманитария живёт недобитый технарь. И вот, заходишь на сайт, где на основе программируемого микроконтроллера «Ардуино» можно строить всякое, подключаешь к плате светодиод, нажимаешь на кнопочку симуляции — и он загорается! Вау!!!

А что касается всяких эмоциональных вещей, то роль штатного психолога исполняет кот. Он вначале был, как водится, недоволен постоянным присутствием людей в его доме. Но потом привык и теперь помогает работать, прижавшись с обратной стороны к тёплому ноутбуку.

Мария Истомина — преподаватель вуза:

— Привет, я преподаватель в университете, и я устала. Устала в превосходной степени. Это единственная моя эмоция на протяжении последних четырех недель (или шести? Есть ощущение, что это длится вечность). Нет, я не ретроград, напротив. До карантина сама начала планировать свои курсы в дистанционном формате и даже пробовать такой формат с заочниками. Понимаю, что именно за дистанционным обучением (по крайней мере, частично) будущее высшего образования, как его видят сегодня в министерстве. Но! – и это очень важное слово для всего процесса.

Но когда у тебя по 7-8 пар в неделю у четырех разных курсов, ты не успеваешь придумать каждому студенту хорошее задание, которое эффективно проверяло бы полученные знания и формировало пресловутые компетенции, будь они не ладны.

Но когда у тебя преподавание всех дисциплин было заточено под личное общение со студентами и регулярное обсуждение актуальной ситуации в стране и в мире, превратить это все в дистанционный формат с ходу сложно.

Но когда ты вообще не видела себя блогером, в «Инстаграме» и «ВКонтакте» у тебя выложено по паре фотографий для идентификации и даже селфи ты делать не любишь, резко перейти на формат видеолекций психологически сложно. Поверьте, чувствовать себя комфортно и расковано перед 25 людьми в аудитории и перед одной веб-камерой – совсем не одно и то же.

А если при этом ты еще и страдаешь от повышенной ответственности и перфекционизма, то за работу каждый день приходится садиться в 9.00, а заканчивать ее в 21.00, 22.00, 23.00, а потом под возмущенное бормотание мужа в полночь все-таки окончательно убирать от себя ноутбук и телефон, где постоянно срабатывают оповещения о поступлении новых вопросов, заданий, курсовых на проверку, долгов от студентов.

И знаете, дистанционное обучение мне бы даже понравилось. Если бы у меня была одна-две дисциплины. Если бы у меня было время пройти все те онлайн-курсы в помощь преподавателю, оповещения о которых я с чувством глубокого стыда опять оставляю непрочитанными. Если бы я знала, что у всех моих студентов есть доступ к быстрому интернету и они смогут подключиться к видеолекции. А пока вся наша инфраструктура и психология как преподавателей, так и студентов к этому не готова, я просто устала. И пошла опять проверять задания…

Вадим Мазняк, учитель английского языка:

«К счастью, дистанционное обучение для меня не оказалось чем-то новым. Семь-восемь лет назад сам обучался таким образом на англоязычных сайтах по своим предметам, и сам вел обучение на платформе Skype дистанционно.

Но для меня в дистанционном обучении больше минусов (особенно в групповом обучении), чем плюсов.

Во-первых, по всем нормативам, продолжительность и количество уроков должны быть уменьшены, то есть выполнить всю программу обучения в полном объеме в таких условиях просто невозможно, особенно для выпускных 9-х и 11-х классов, у которых по окончании школы есть экзамены ОГЭ и ЕГЭ. А в некоторых районах области не то, что интернета нет, даже сотовая связь отсутствует, о каком дистанционном обучении в таких условиях может идти речь?

Во-вторых, невозможно заменить все формы работы в классе на дистанционные, да и возможность индивидуального подхода значительно уменьшается.

В третьих, объем домашней работы на каждого ученика значительно увеличивается (что все, наверняка, уже почувствовали), поскольку учитель, вольно и невольно, перекладывает на ученика (и на родителя, в том числе) ответственность за усвоение материала в силу ограниченности приемов и методов работы в дистанционном режиме. Что, кстати, нисколько не уменьшает (а даже, наоборот, увеличивает) нагрузку на учителя, как при подготовке к онлайн-уроку, так и при его проведении и проверке домашних работ.

И эмоционально, и физически проводить урок гораздо труднее в режиме онлайн (кто проводил деловые Zoom-конференции или Skype-общения, тот знает, о чем я).

Кроме того, отсутствие физической активности как у детей (особенно в младших классах), так и у учителей тоже не является позитивным фактором в этой ситуации.

А невозможность полноценно обсудить свои методические проблемы и находки, успехи конкретного ученика или класса с коллегами на перемене в школе «вживую» делает ситуацию еще более драматичной.

Если бы современные технологии в виде робота или компьютера могли заменить учителя, то, наверное, это бы уже произошло несколько лет назад. Но «живое» обучение заменить невозможно, кто бы что ни говорил».

Жанна Темникова, учитель русского языка и литературы:

«Лично для меня переход на дистанционное обучение не стал большой проблемой. Несколько последних лет в периоды карантина я использовала дистант: давала своим ученикам ссылки на видеоуроки, собственные презентации, разрабатывала дополнительный материал, который выкладывала сначала в собственном блоге, потом на странице в ВК или в Дневник.ру. Мои ученики привыкли к такой форме работы.

Но одно дело, работать дистанционно неделю-две, и совершенно другое, когда ты понимаешь: дистант пришёл надолго. Пришлось пересматривать свою работу.

Трудности были даже не в том, что я начала вести онлайн-уроки на платформе Zoom, а в том, что в первую же неделю все остальные платформы и сайты «легли». Цифровая образовательная система не справилась с миллионными ежедневными запросами. Но, к чести разработчиков, они сравнительно быстро решили эту проблему.

Гимназия составляет расписание уроков на неделю, его можно корректировать, менять в ходе работы. И мне такой живой процесс очень нравится. Перед тем как провести первый настоящий урок, я (ещё на каникулах) приглашала каждый класс на онлайн-встречу. Ученики подключались, мы пробовали разные возможности платформы Zoom, и она оказалась самой оптимальной для моих запросов.

Но некоторые ученики оказались недостаточно мотивированы для такой работы. Даже на 30-минутных онлайн-уроках они не смогли включиться в процесс. Но если проанализировать, понимаешь, что и на обычных уроках именно эти ученики отбывали повинность, а задания выполняли кое-как.

Не готовы к такому виду учебы, как мне кажется, оказались именно родители учеников. Они считают, что их дети перегружены заданиями, которые им, якобы, приходится выполнять, самостоятельно изучая новый материал. На самом же деле в этих семьях просто не принято чётко планировать свой день, не хватает навыков самоорганизации. Я сужу по собственному сыну, семикласснику, который успевает всё: и домашнее задание выполнять, и на онлайн-уроках работать в полную силу, и самостоятельно заниматься на образовательной платформе Сириус, и модерировать группу класса в ВК, и играть с друзьями в игры на компьютере, и тренировки айкидо не забывает… То есть умение управлять своим временем и планировать дела в сегодняшней ситуации с коронавирусом становится особенно важным. И родители должны прийти на помощь своим детям. Ведь именно сейчас у них формируется новый опыт организации учебной деятельности.

Когда отвечаешь родителям по каждому вопросу, они начинают понимать, что не всё так печально, как казалось поначалу. Только вот учителю такой режим вынести тяжело. С утра онлайн-уроки, днем и вечером – подготовка к следующим занятиям и проверка присланных работ. А ещё есть и просто домашние и семейные обязанности. Поэтому когда родители начинают слать сообщения после 11 часов вечера, уже нет ни сил, ни желания с кем-то общаться. Мы тоже люди и тоже устаем.

Никто не знает, сколько ещё продлится самоизоляция. Но я всегда держу в голове слова коллеги из Москвы: «Планируйте свою работу так, будто вы больше не вернётесь в школу, а всё обучение отныне будет только онлайн. Выберите то, что действительно важно для вас, как предметника, сосредоточьтесь на этом и не распыляйте и свои силы, и силы детей».

Конечно, живого общения «учитель – ученик» никто и ничто не заменит. Поэтому в конце каждого онлайн-урока у нас есть несколько минут для неформального общения».

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выбор читателей: