Молодая женщина-врач Ванда Ращевская из Кургана в первые же дни войны пошла в военкомат

новости курган

«Мое место – на фронте!»

Когда объявили о начале Великой Отечественной войны, тысячи советских людей пошли в военкоматы с горячей просьбой, чтобы их немедленно отправили на фронт – защищать Родину. Среди добровольцев была и жительница Кургана, Ванда Ращевская, молодая женщина-врач.

Ванда Антоновна Ращевская родилась в Кургане в 1916 году. Девочка рано лишилась родителей, их с братом воспитывала бабушка. Еще будучи школьницей, Ванда мечтала стать врачом, и в 1935 году поступила в Пермский государственный медицинский институт. Материально было очень тяжело: девушка жила на одну стипендию. Но Ванда Ращевская всегда считала: если по-настоящему хочешь добиться исполнения заветной мечты, преодолеешь все трудности.

«В 1940 году Ванду Антоновну, окончившую мединститут, направили работать врачом в ее родной Курган, – рассказывает Маргарита Соколова, руководитель музея боевой славы 32-го запасного лыжного и 25-го учебно-танкового полков средней школы № 23. – Но в мирной обстановке ей долго трудиться не пришлось – началась Великая Отечественная война. Молодая женщина-врач, сразу решив, что ее место – на фронте, в первые же дни войны несколько раз обращалась в военкомат с просьбой отправить ее на помощь воюющим солдатам. Ей отвечали: «Ждите, дойдет и до вас очередь».

новости курганИ вот в августе 1941 года Ванду Ращевскую мобилизовали и направили начальником госпитального отделения в 32-й запасный лыжный полк, который формировался на Увале. В медико-санитарной части полка, в основном, служили девушки. Начальником тоже была женщина, Тамара Шилова. «Первое время военная дисциплина для нас была очень трудной, – вспоминала Ванда Антоновна. – Когда начались военные занятия: стрельба по мишеням, ползание по-пластунски, строевые учения, тактические занятия на лыжах и другая боевая и политическая подготовка, мы поняли, что это непросто будет преодолеть, нужны будут усердие, терпение и выдержка. Но мы были молоды. И после трудного, напряженного дневного труда, а иногда и ночных подъемов по тревоге, мы шли вечером в город, в кино, а назавтра – снова в шесть часов подъем, и снова тяжелый учебный, трудовой день. В полку готовились отдельные маршевые лыжные роты, которые после учебы отправлялись на фронт, а с ними уходили и мои подруги. С первыми ротами ушли фельдшера Старкова Стюра, Перчаткина Шура и другие девушки. Какие это были славные девчата: самоотверженные, скромные и целеустремленные!».

В 1942 году 32-й запасный лыжный полк из Кургана перевели под Челябинск, на станцию Шершни. В это время у Ванды Ращевской на фронте погиб брат. Стремление девушки пойти на фронт, чтобы отомстить фашистам за родного человека, стало еще сильнее. Но Ванда Антоновна в это время нужна была в тылу – она вела кропотливую и тщательную работу по подготовке санинструкторов, медсестер для новых маршевых рот.

Наконец, в декабре 1942 года мечта Ванды Ращевской сбылась – она отправилась на фронт с 15-й отдельной лыжной бригадой. Сначала ехали по железной дороге до станции Бологое. Эшелон во время пути неоднократно подвергался бомбежке. Со станции маршем направились в лес.

«Шли большими маршевыми бросками на лыжах, – рассказывала Ванда Антоновна. – Многие сразу же пожалели, что игнорировали обучение правильному наматыванию портянок. Пострадала от этого и я». На первом же привале Ванда попросила товарищей еще раз показать ей эту важную для солдата процедуру. Портянки наматывать научилась, но обжигающая боль от стертых ног еще долго давала о себе знать.

Шли, в основном, ночами. Спать приходилось в любых условиях. «Стоило только услышать слово «привал», как люди моментально засыпали стоя, опершись на лыжные палки, – вспоминала Ванда Антоновна. –Раздавалась команда «пошли», и колонна двигалась дальше. На фронте люди закалялись, никто не простужался, не хандрил, хотя погода нас не баловала. Были морозы, метели, иногда вдруг шел дождь, снег превращался в кашу, намокали валенки, шинели. Иногда целый день шагали по слякоти, а к вечеру температура снижалась до минус 20-25 градусов по Цельсию. Валенки и шинели покрывались льдом, а на привалах разжигать огонь было нельзя.

На отдыхе мы иногда пели. Любили мы петь фронтовые песни. Песня нас воодушевляла, вселяя веру в победу, и согревала своим теплом. Во время марша на нашем пути вдоль обочин и на дорогах чернели громадные воронки от разрывов бомб, стояли подбитые и сгоревшие остовы танков, уронив на броню хищные дула орудий, и застыв навсегда, как памятники прошедших боев, страшная память страшного времени».

Вернувшись с фронта, Ванда Антоновна работала в Кургане участковым педиатром, впоследствии заведовала детской поликлиникой, была главным врачом городской детской больницы. За добросовестный самоотверженный труд в здравоохранении Ванда Антоновна Ращевская награждена орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За трудовое отличие», медалью «За доблестный труд», юбилейными медалями.

Фото: предоставлено музеем боевой славы 32-го запасного лыжного
и 25-го учебно-танкового полков средней школы № 23.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги:

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *