Омской академии МВД сегодня исполняется 100 лет

Курганский клуб выпускников поздравляет с юбилеем alma mater 

Век в погонах

В 1920 году в Омске отрыли Командные курсы советской рабоче-крестьянской милиции. Набрали курсантов — в основном это были рабочие и крестьяне, участники партизанского движения Сибири на стороне Красной армии. Многие были неграмотными или с трудом умели читать и писать, а выпускались образованными людьми. Все было настолько успешно, что через полтора года курсы переименовали в Школу среднего командного состава милиции, и она стала единственным учебным заведением республиканского значения на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока.

Позже школа находилась в ведомстве НКВД, а с 1954 года ее приравняли к военным учебным заведениям. Неграмотных уже не брали, только со средним образованием. Выпускники получали квалификацию юриста и звание лейтенанта милиции. С 1965 года Омская высшая школа милиции стала вторым высшим учебным заведением для подготовки защитников правопорядка в РСФСР, в 1995 году — институтом, а в 2000-м была преобразована в академию.

Среди ее выпускников — более 60 докторов наук и более 370 кандидатов наук, четыре выпускника удостоены звания Героя России и один — Героя Советского Союза.

Почти все руководители правоохранительных органов (и не только) нашего региона закончили Омскую академии МВД, которая когда-то называлась высшей школой милиции, а еще раньше — Высшими сибирскими командными курсами. Среди курганцев — выпускников Омской академии МВД Юрий Сковородин, начальник ГУ МВД РФ по Сибирскому федеральному округу до 2010 года; Борис Булатов, в 2004–2019 годах — начальник Омской академии МВД; Игорь Алёшин, в 2011–2012 годах — замминистра внутренних дел РФ; Михаил Закомалдин, федеральный инспектор Республики Башкортостан, и другие успешные люди.

Другие люди

Выпускники Омской академии МВД (а когда-то — Высшей школы милиции) разъехались по всей стране и занимают руководящие посты в правоохранительных органах, возглавляют суды, охранные организации, работают в органах власти. В Курганской области их тоже довольно много, так что около 30 лет назад они организовали свой клуб. С момента создания и до сегодняшнего дня его возглавляет полковник милиции в отставке, действительный государственный советник юстиции РФ III класса Александр Бушмакин.

«Я учился в 1973–1977 годах. На курс нас поступило 254 слушателя — на разные отделения. А выпустились только 197 — выгоняли за употребление алкоголя, нарушение дисциплины, плохую учебу. Один предмет мы сдавали по три раза минимум — нужно было знать все от и до и уметь анализировать. Многие преподаватели прошли Великую Отечественную войну, и взгляд на дисциплину и учебу у них был суровый», — рассказал Александр Николаевич.

Слушатели жили в казармах. Каждое утро поднимались на построение и зарядку. Быстрый завтрак — и на занятия. Короткий перерыв на обед, и снова учеба. После этого их закрывали в библиотеке для самоподготовки: хочешь не хочешь, а будешь читать и разбираться. Потом — хозработы, ужин и немного личного времени до отбоя: написать письмо домой, рубашку постирать. И так — каждый день четыре года.

«Спортом мы занимались очень много. Бегали, стреляли, маршировали, осваивали боевые искусства. У нас даже учился чемпион мира по боевому самбо. Никакого обслуживающего персонала в школе не было — уборщица мыла только кабинет руководителя. Все остальное мы делали сами по очереди. Наряды дежурных приводили в порядок школу и казармы, чистили картошку, мыли посуду. Командиры, ответственные за все, тоже назначались из нас — поочередно, чтобы каждый научился принимать решения и организовывать людей, отдавать приказы. В любой момент нас могли поднять по тревоге: курсанты входили в резерв Министерства внутренних дел, так что в любой ситуации — спасти кого-то или посадить картошку — нас бросали в дело. Каждое лето всем курсом ездили на лагерные военные сборы, пробовали себя в качестве участковых, сотрудников и начальников уголовного розыска. Я даже раскрыл убийство, находясь на практике. Мы должны были знать все законы и уметь все: приказывать, подчиняться, выживать в любых условиях, не обращая внимания на усталость. В итоге из школы выходила другая категория людей — специалисты, преданные государству и готовые исполнять долг, не считаясь с личным временем и желаниями», — считает Александр Бушмакин.

Почти такая же строгость в Академии МВД и сейчас, хотя многое изменилось. Теперь там учатся и девушки, особенно много их на следственном отделении. Но дисциплина, распорядок, качество преподавания — те же. Как и раньше, чтобы поступить на учебу, выпускникам школ нужно получить направление в местных органах МВД, пройти спецпроверку на отсутствие судимости первого круга лиц и военно-медицинскую комиссию. Для поступления в Омск нужна первая категория здоровья — «абсолютно здоров».

За право и справедливость

Внимание к состоянию здоровья абитуриентов не случайно, считает Александр Бушмакин. По его словам, за последние 11 лет службы (всего отслужил 27 лет в милиции и 15 — в юстиции) он практически не отдыхал и постоянно находился в движении, а это не каждый выдержит.

«Еще в советское время я создавал в Кургане милицию общественной безопасности, в 1990-е годы боролся с организованной преступностью и грабежами. Чаще всего рост грабежей был осенью, когда люди переодевались в теплую одежду. Преступники срывали с прохожих шапки, у женщин отнимали сумки и сережки. Мы проверяли притоны, прочесывали город по квадратам, выслеживали грабителей и квартирных воров. Квартирные чаще всего «бомбили» центр города, где жили люди побогаче, ведь с бедняков-то что возьмешь. Тащили бытовую технику, золото, деньги… Много было бытовых преступлений. Около 80 % убийств случалось из-за домашних ссор. В 90-е начались криминальные убийства — бандиты делили сферы влияния и претендовали на абсолютную власть в городе. Основная нагрузка легла на уголовный розыск и подразделения по борьбе с организованной преступностью. Мы работали в тесном контакте с ними, мобилизовали все силы, включая спецназ. Проверяли гостиницы и рестораны, улицы, притоны. Бандиты могли стрелять среди белого дня в людном месте. Однажды в полдень дали из джипа автоматную очередь на улице, расстреляли четырех человек и уехали. Пришлось с ними повоевать. Курганская группировка держала в страхе даже Москву. Однажды, когда они хоронили своих убитых в перестрелке бойцов, мы приехали на кладбище, задержали лиц, находившихся в розыске, и при этом раскрыли еще ряд преступлений — нашли оружие и наркотики в машинах», — вспоминает Александр Бушмакин.

По его словам, сейчас структура преступности изменилась. Ушли в прошлое банды 90-х, уменьшилось количество квартирных краж и грабежей, но выросло число преступлений, связанных с наркотиками и мошенничеством, особенно через телефоны и интернет.

Александр Бушмакин считает, что служить в полиции тяжело, поэтому туда должны идти люди, уверенные в своей цели — нести справедливость в общество, защищать права людей и закон.

От имени Курганского клуба выпускников он поздравляет всех выпускников Омской высшей школы МВД, живущих и работающих в Курганской области, с юбилеем alma mater и желает им успехов, оперативной удачи.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *