Любовь к прекрасному

курган новости

25 июня искусствовед Любовь Кочарина получила высшую награду муниципалитета — Почётную грамоту Курганской городской Думы

Любовь Кочарина посвятила искусству всю жизнь. Шестилетней девочкой она увидела «Троицу» Андрея Рублева в Третьяковской галерее, и впечатления от этой встречи определили ее судьбу.

«Конечно, тогда у меня еще не было никакого миропонимания. И я не была религиозным ребенком. Но помню, что меня поразило ощущение гармонии, читавшееся в образе, настолько, что я не могла от него отойти», — вспоминает Любовь Кочарина.

В 1972 году она окончила музыкальное училище в Кургане, в 1985-м — Институт имени Репина Академии художеств в Санкт-Петербурге. В бытность студенткой проходила практику в Эрмитаже — в отделе гравюр, музейной библиотеке, проводила экскурсии. А с 1987 года работала в областном художественном музее — стояла у самых его истоков.

Любовь Кочарина — специалист во всех областях культуры: в живописи, музыке, театре, кино и архитектуре. Посредник между человеком и произведением. Ее миссия, как она сама определяет, объяснить и сделать близким непонятное в искусстве. Рассказать о неизвестном. Сделать каждого, пришедшего в музей или на выставку, немного счастливее от встречи с красотой.

Ее заслуги в области культуры и просвещения отметил городской парламент. В четверг, 25 июня, Любовь Кочарину наградили Почетной грамотой Курганской городской Думы.

Подобие Бога

Можно спросить, а нужно ли искусство обычному человеку? Ему нужны работа, деньги, способ расслабиться. Для чего ему понимать Рахманинова или Кандинского? Почему некоторые люди тратят жизнь на служение искусству, вместо того, как многие считают, чтобы производить что-то полезное и функциональное?

По мнению Любови Кочариной, искусство — великий дар, который делает человека счастливее от возможности увидеть другое преломление реальности. Стать гением дано не каждому, но каждый может воспринимать и чувствовать творение гения.

«Художники, музыканты, поэты открывают нам глаза на мир, в котором мы идем, как полуслепые, теряясь в суете повседневности. Они, как сверхчувствительные антенны, улавливают дыхание мира, наши чувства и выражают их гениально кратко, музыкально и точно. Они приходят не для того, чтобы взять, а для того, чтобы отдать то, что подарил им Бог, — возможность увидеть и услышать красоту. Отчаянно добиваются того, чтобы передать тот восторг, который испытывают перед ней. Это может свести с ума. Но, когда ты стоишь перед холстами Ван Гога в Эрмитаже, тебя переполняет и завораживает ощущение восторга, которое испытывал он сам. И это счастье — вдруг увидеть мир по-другому и понять, что мы можем его творчески преобразовывать. Искусство даровано нам, как божественная игра», — считает Любовь Кочарина.

В сущности способность творчески преобразовывать реальность — главная способность, отличающая человека от животного. Творчество — подобие Бога-Творца в нас. Встреча с искусством помогает это осознать.

Шедевр или подделка

Но как отличить искусство от того, что им не является? Одиноко стоящий стул в определенном сочетании света и тени — это, например, искусство? Особенно часто такой вопрос задают о творчестве художников-авангардистов — иногда вслух, иногда мысленно, чтобы не прослыть профаном-деревенщиной.

«Искусство ХХ века более сложное. Это время, когда художники благодаря фотографии отчасти освободились от необходимости фиксировать реальность. У них появилось право свободного высказывания. Одними из первых, кто проповедовал эту позицию в искусстве, были наши художники-авангардисты Василий Кандинский и Казимир Малевич. Они говорили, что художник, в первую очередь, должен быть честным с самим собой и выражать свое понимание мира. На этом пути честности, например, импрессионисты столкнулись с непониманием. Зато теперь мы видим, что они создавали шедевры. Художественный авангард всегда обречен на частичное неприятие. Все любят «Утро в сосновом лесу» Шишкина, но не все понимают композиции Кандинского», — рассказала Любовь Кочарина.

Вино и виноград

Но если со знаменитыми художниками, режиссерами, поэтами все ясно — если чего-то не понял, значит, не дорос. То как быть, когда встречаешься с произведением незнакомого автора? Как понять, искусство это или ерунда, «мазня», как сказал Хрущев о русских авангардистах на выставке в Манеже в 1962 году? Главный вопрос, отмечает Любовь Кочарина, который мы задаем в таких случаях, — волнует или нет. Хотя ответ во многом будет зависеть от нашей способности восприятия.

«Один из первых художников-абстракционистов Пит Мандриан закрашивал плоскости красным, синим и желтым и составлял из них композиции. Для кого-то это было вообще не искусством. А он видел в это минимализм — как Малевич в своем «Черном квадрате», который тоже многие не понимают. Любое новое направление в искусстве возникает как отрицание предыдущего. Оттолкнувшись от салонных полумифологических картинок, абстракционисты пришли к крайней лаконичности и положили начало целой эпохе в искусстве. Казимир Малевич говорил, что черным квадратом он вышел в ноль формы. Красный круг, белый квадрат — как буквы алфавита. На основе этого появился дизайн — он заново открывает и цвет, и форму».

Искусство не должно фиксировать реальность, оно должно ее преломлять через внутренний мир художника. Как сказал французский эссеист Ален, искусство относится к жизни, как вино к винограду. Виноград собирают, топчут, отжимают. Все это, перебродив, превращается в благородный напиток со сложным вкусом и ароматом. Так и реальность должна перебродить в душе художника и превратиться во что-то такое, чего никто другой никогда не видел.

Пульс мира

Неясности, возникающие при встрече человека и картины, человека и музыкального произведения, разрешают искусствоведы, как это делает десятки лет Любовь Владимировна. Ее миссия — выстраивать мостик от живого человека к живому произведению искусства. Чтобы быть в курсе культурной жизни, она посещает выставки, фестивали, встречается с деятелями отечественной и мировой культуры.

«Обычно я уезжаю в Москву в апреле и приезжаю в конце мая полная впечатлений. С чувством, что моя рука на пульсе — и кинематографа, и живописи, и отчасти театральной жизни. В этом году не получилось из-за коронавируса. Уверена, что время от времени вырываться из нашего замкнутого локального пространства необходимо. Это позволяет чувствовать баланс культуры местной, российской и мировой», — рассказала Любовь Кочарина.

Хотя сегодня благодаря интернету мы можем оказаться в Эрмитаже или Лувре, не выходя из дома, это не заменяет настоящей встречи с искусством, соприкосновения с оригиналом. Произведение — окно в мир из сознания творца. Чтобы войти в него, нужно стоять напротив и быть готовым шагнуть навстречу и принять дар. Книги дают человеку возможность прожить сотни жизней. А живопись позволяет сотней способов взглянуть на одно пространство. Почувствовать, что даже ветхий домишко в зауральской деревне может быть прекрасным и в нем одном в момент созерцания сосредотачивается пульс мира.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *