Черные и белые

новости курган

Фельетон Валерия Паниковского

«Испугались бегемоты,
Зашептали: «Что ты, что ты?..»

А добрый дедушка Корней от себя добавил: «Как бы не было нам худо…»

Но храбрый дрессировщик голосом Евгения Леонова идею одобрил и пример подал: «Работаю по-крупному. Давайте мне тигра, льва, могу и за крокодила взяться». Вот и я решил, что хватит «мелкими хищниками» пробавляться, разными там мошенниками и хулиганами, ворами и вандалами, бюрократами, плутократами и прочими «кратами». Поднялась рука сатирика на самое святое – толерантное, а конкретно на события, громыхнувшие в США, а затем эхом отозвавшиеся на Западе.

Но тему «черные и белые» я буду рассматривать только с позиции мирового спорта – и не более того! А начну с любимого всеми футбола. Наш народ вырос на довоенном фильме «Цирк», в котором его герои вместе с миллионами кинозрителей дружно пели: «Нет для нас ни черных, ни цветных…» До поры до времени только москвичи да жители больших городов с престижными вузами тепло улыбались, проявляя интернациональную солидарность при виде темнокожих студентов – посланцев борющейся Африки.

Но в 90-е годы прошлого века благодаря нарастающему внедрению легионеров в футбольные клубы России болельщики начали расширять свои географические познания. То было ещё светлое фанатское время – без намека на расизм, без дикого уханья и кидания с трибун бананов, приводящих к многотысячным штрафам провинившихся клубов.

Наконец кожаный мяч с африканским загаром докатился и до Кургана. Сей исторический момент произошел 20 мая 1995 года на стадионе КЗКТ в матче чемпионата России (вторая лига) между командами «Сибирь» (Курган) и «Торпедо» (Владимир). Вот как описывал ваш автор это событие в репортаже с нецензурным (по нынешним временам) заголовком «Негр приехал!»

«Весть о прибытии в Курган самого настоящего негра разнеслась по стадиону со скоростью пушечного ядра. Все ждали выхода на поле торпедовцев Владимира. И, действительно, в желтой футболке на зеленое поле выбежал очень симпатичный молодой человек. На его эбонитово-черной правой ноге ослепительно выделялась белая повязка. Мой сосед по трибуне тут же пустил «утку»: «Ему этой ногой запрещено бить – смертельная…» Конэ Амаду – так зовут полностью нападающего «Торпедо», приехавшего в Россию из Республики Мали».

В конце ХХ века огромный интерес и всеобщее восхищение вызывали неутомимые и непобедимые легкоатлеты с «черного континента». Однажды накануне Олимпиады в Сиднее (2000 год) президент клуба «Гепард», заслуженный тренер России Александр Кривоногов объявил всенародно в городской газете: «В 2000 году в Кургане будет олимпийский чемпион!» Не менее заслуженный и уважаемый Артур Беледин засомневался в прогнозе коллеги: «Покажи мне его, твоего будущего». Ответ был простым, как финиш марафонца: «Лечу в Африку и привожу из Кении двух чернявеньких ребят. Прописываем в Кургане, и все дела…» Уж такая была вера «бледнолицых» в феноменальную силу африканских бегунов.

Сейчас в интернете гуляют всевозможные фейки и новости вокруг движения «Black Lives Matter» («Жизни черных важны»). Пишут, что в США требуют запрета романа М.Твена «Приключения Гекльберри Финна» из-за насилия над негром Джимом. Предлагают заменить название мороженого «Эскимо»: мол, насмешка над эскимосами, коренными жителями Америки. А группа ученых-астрономов для соблюдения толерантности советует Черную дыру называть Афроотверстием…

Удивительно другое: как это до сих пор апологеты движения не додумались всерьез добраться до шахмат ( «расистская игра!») и не прекратить многовековую гегемонию белых фигур на доске! Ведь право первого хода, а с ним и заведомо минимальное преимущество получают белые. Вспомните любимый ход Остапа Бендера е2-е4. А почему бы не е7-е5? И почему во всех шахматных этюдах только одно задание: «Белые начинают и выигрывают»? Давайте же по очереди начинать партию: белые, черные, белые, черные… Да и с этюдами не грех разобраться, не все же белым выигрывать…

В истории мировых шахмат на высшем уровне был единственный, но очень памятный прецедент. В одно время выступали два классных игрока с говорящими фамилиями Джозеф Блэкберн (Англия) и Макс Вейс (Австрия). В переводе соответственно с английского и немецкого – «Черный…» и «Белый». Они играли вместе в крупных международных турнирах и — что особенно приятно для толерантного слуха – частенько делили между собой призовые места (Франкфурт-на-Майне, 1887 г., Гамбург, 1895 г.)… Так какой же из этого вывод?

Ничего личного и политичного, только игра!

Валерий Паниковский.
Рисунок: Вадим Васильев.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Выбор читателей: