Художник света

новости курган

В культурно-выставочном центре работала выставка выдающегося русского художника Архипа Куинджи

Когда Курганский культурно-выставочный центр первым открыл двери для еще несмелых посетителей, я тут же отправилась испытать культурный шок от встречи с не предлагаемыми онлайн, а развешанными на стенах картинами.

И пришла я на выставку цифровых художественных репродукций «Архип Куинджи. Иллюзия света» (0+), которая открылась в конце марта и тут же закрылась из-за пандемии. Но я верила, что наша встреча с творчеством одного из самых интересных русских художников еще обязательно произойдет.

Много лет назад его знаменитейшая картина «Лунная ночь на Днепре» буквально заворожила меня, остановив на долгие полчаса в тихом уголке Русского музея. Никакие высокие технологии и сегодня не способны тягаться с магией живого искусства и льющимся с полотна волшебным светом. Настолько чудесным было это лунное свечение, отражающееся в темной речной воде, что автор картины когда-то автоматически попал в кампанию Паганини и Булгакова, которых завистники обвиняли в связи с нечистой силой. Необразованной толпе не верилось, что подобную красоту без чьей-либо мистической помощи мог создать простой смертный.

Конечно, в Кургане гостят не подлинники, но техника «жикле», в которой выполнены 53 лучшие картины «художника света», позволяет полностью воссоздать бессмертный шедевр на натуральном холсте, включая мельчайшие нюансы цвета и светотени, характера и фактуры мазка и даже печать времени. В отличие от копий, выполняемых художниками, цифровая художественная репродукция является точным воспроизведением подлинника. Так что яркие впечатления получить можно, учитывая, что встреча с подлинниками для большинства — явление редкое, труднодостижимое, но не стоит забывать, что настоящая мощь — всегда в оригинале.

Золотых дел мастер

Экскурсовод Лилия Шиукашвили добавила к портрету Куинджи новые таинственные краски: оказалось, у художника нет даже точной даты рождения. Он мог появиться на свет в небогатой семье грека-сапожника в 1841, 1842 или 1843 году. В 1845 году остался сиротой. А странная фамилия маэстро в переводе с урумского (разновидности греческого) означает «золотых дел мастер». Провидение не ошиблось: мастер изливал на свои полотна поистине золотой свет и делал это столь виртуозно, что картины других художников рядом с его полотнами оказывались во всех смыслах «в невыигрышном свете». Публика замирала восхищенная, и даже исследовала задники картины в поисках фонаря или лампы, или еще какой-либо мистификации. Некоторые распускали слухи, что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии.

У художника всегда были особенные взаимоотношения со светом и цветом, он глубоко изучал теорию дополнительных цветов, экспериментировал с красками, тонами, цветами. И открыл свою алхимию света, равной которой не было и нет.

А ведь начинал будущий мастер с того, что мальчишкой пас гусей, работал слугой в состоятельной итальянской семье. Они обратили внимание на его склонность к рисованию и явный талант и послали в ученики к Айвазовскому. Но гений морских пейзажей доверил ему только смешивать краски и красить забор, так что обучение продлилось недолго. В ранних работах Куинджи все же отдал дань уважения своему знаменитому учителю, повторив его известные приемы.

Около года Архип Куинджи сотрудничал с художниками-передвижниками, но потом пошел своим путем, став новатором в сфере изображения пейзажа и наполнив свои полотна постоянной игрой со светом, цветовыми оттенками и красящими пигментами. «Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи — художник света», — вспоминал о коллеге Илья Репин.

В экспозиции в культурно-выставочном центре можно увидеть залитую солнцем «Берёзовую рощу»; теплый, ностальгически-уютный, освещенный тихим закатным сиянием «Вечер на Украине»; тревожное грозовое небо на картине «После дождя»; красные закаты и магию лунного света, изливающуюся на поверхности вод и рождающую в этом союзе гипнотизирующие виды.

Приключения одной картины

Архип Куинджи как величайший романтик русской живописи второй половины девятнадцатого века известен каждому благодаря одному легендарному шедевру. «Лунная ночь на Днепре» — первый холст в истории России, с которого начались выставки одной картины. Такому полотну, действительно, требовались особые, почти королевские почести. Осенью 1880 года в Санкт-Петербурге выстроилась огромнейшая очередь желающих посмотреть на это чудо.

В создании картины художник использовал асфальтовые краски и добился невероятного эффекта свечения. Перед зрителями раскидывалось широкое пространство в виде равнины, пересеченной зеленоватой лентой реки, в которой отражалось сияние луны с темного неба, затянутого рядами легких облаков. Луна осветила Днепр, хаты-мазанки и паутину тропинок на берегу. Завороженные чудесным сиянием неба и днепровских вод зрители искали тот пресловутый волшебный фонарь за картиной, которого там не было. Зная, что эффект лунного сияния в полной мере проявится при искусственном освещении, художник велел задрапировать окна в зале и осветить картину сфокусированным на ней лучом электрического света. В полутемном зале сияние лунного света создавало эффект реального присутствия внутри сказки ночи.

Публику приводила в восторг иллюзия натурального лунного света, и посетители выставки, по словам Репина, в «молитвенной тишине» стоявшие перед полотном Куинджи, уходили из зала со слезами на глазах: «Так действовали поэтические чары художника на избранных верующих, и те жили в такие минуты лучшими чувствами души и наслаждались райским блаженством искусства живописи».

Среди поклонников новой арт-иконы оказался и великий князь Константин Константинович, тут же купивший картину и не захотевший расстаться с ней, даже отправляясь в кругосветное путешествие. Хотя от морской поездки, пагубной для полотна, его слезно отговаривал писатель Тургенев, князь был непреклонен. Картина в итоге очень быстро потемнела, но магию свою все же не утратила и поныне.

«В этой картине Куинджи взял высочайшую художественную ноту и затем замолчал. И до конца жизни он практически уже не выставлялся, хотя прожил еще 30 лет, — рассказывает Лилия Шиукашвили. — А после его ухода в мастерской обнаружили порядка 500 картин, которые не были датированы.

Куинджи был перфекционистом, и не хотел показывать то, что думал сделать лучше. Архип Иванович писал современно, обогнав историю на столетие».

На выставке в Кургане есть немало и других достойнейших работ мастера. Не меньшей магией лунного свечения обладают его картины «Дарьяльское ущелье», «Исаакиевский собор при луне», а гордые очертания кавказских гор дают понять, из какого источника черпал вдохновение и опыт ученик Куинджи — Николай Рерих. Есть тут и «лебединая песня» Куинджи — его «Ночное» — светлое, спокойное и романтичное приветствие приближающемуся рассвету.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *