Как на примерах литературных героев подростки учатся финансовой грамотности
Если бы в 90-е некоторые легковерные россияне вспомнили детскую книжку о доверчивом Буратино, обманутом котом Базилио и лисой Алисой, то, может, жертв финансовой пирамиды МММ было бы намного меньше. Ведь ясно было даже детям (но внимание! – читающим), что деньги не размножаются простым почкованием и не растут на деревьях!
А чтобы современные дети случайно не попали в финансовые капканы, в которые в свое время угодили их родители или бабушки-дедушки, в библиотеке имени В. Маяковского уже в течение двух лет проводят уроки финансовой грамотности для детей и подростков. И мировая литература тому в помощь.
Последнее занятие было особенно любопытно: подростки искали финансовые ошибки, которые привели литературных героев к потере денежных средств. Первым делом вспомнили как раз деревянного мальчика, оставшегося с носом (во всех смыслах) после встречи со сказочными мошенниками. Вспомнили и помешавшегося на трех картах пушкинского Германа из «Пиковой дамы», которого довела до разорения и безумия пагубная страсть к азартным играм. А сколько таких героев у Достоевского, у Цвейга и Бальзака!
Александр Сергеевич Пушкин дал богатую пищу для размышлений и о нарушении прав работника, не получающего зарплату, в своей «Сказке о попе и работнике его Балде». Заключение трудового договора решило бы все споры, уверяют организаторы курса.
Уроки финансовой грамотности в Маяковке ведут библиограф Тамара Шахматова и юрист Юлия Федорова.
«Мы приглашаем на них как учащихся начального звена школы, так и средних и старших классов. Учащиеся технологического колледжа тоже посещают наши занятия, – рассказывает Тамара Александровна. – Начинаем с истории денег, рассказываем про современные деньги, про поддельные деньги. Говорим о том, что такое финансовая безопасность, интернет-безопасность, какие существуют методы борьбы с мошенниками. Проводим занятия по семейному бюджету, вот недавно состоялась финансовая игра-тренинг «Планирование семейного бюджета для подростков». Мы рассмотрели структуру семейного бюджета, доходы и расходы семьи. А потом дети разделились на три группы-«семьи» и попытались сами спланировать свой бюджет по части расходов, чтобы суметь остаться в плюсе».
Как рассказывают авторы занятий, ребята с большим азартом включились в процесс распределения условных доходов, много было споров, но все справились на отлично.
Школьники получили полезные советы по управлению личными финансами. Пока подростки владеют лишь карманными деньгами, выдаваемыми родителями, но в будущем эти знания позволят им если не обогатиться, то уж точно не влезать в долги и не ущемлять себя в самом необходимом.
Подросткам 12-13 лет по российской статистике родители дают в среднем от 150 до 200 рублей в неделю, 14-летним – 300-450 рублей, а подросткам в возрасте от 16 до 18 лет – от 500 до 700 рублей в неделю.
«Мы говорили о необходимости накоплений и о том, какие могут быть методы накопления в их возрасте, – рассказывает заведующая информационно-библиографическим отделом библиотеки имени В. Маяковского Тамара Шахматова. – Обсуждали детские банковские карты, их плюсы и минусы. Сейчас с 14 лет можно оформлять на ребенка пластиковые карты. Рассказали, как ими распоряжаться, как защищаться от мошенников. Хорошая черта современных детей – они не стремятся все потратить, пытаются копить карманные деньги на что-то важное и дорогое.
Мы предложили им американский способ накопления в виде трех конвертов: «сберегаю», «трачу», «отдаю». Если в конверте «сберегаю» ребенок оставляет деньги, то родители ему еще добавляют для стимулирования накоплений. Конверт «трачу» для денег на свои нужды, «отдаю» – на благотворительность (в том числе, на подарки маме, папе, бабушке и дедушке), чтобы дети не только о себе думали».
О ценности денег нужно начинать разговор еще в детском саду, считает Тамара Александровна. Там малышам с трех лет рассказывают, что такое товар, деньги, какими они бывают. А с шести лет ребенку законодательно разрешается совершать мелкие сделки. То есть он уже должен понимать значение денег, для чего они и как их можно тратить.
Для подростка финансовая наука особенно важна, ведь от того, как он будет распоряжаться своими первыми карманными деньгами, зависят его умение их зарабатывать и осознавать значимость заработанного, его будущие успехи и, возможно, собственный бизнес.
Преподаватели финансовых уроков в Маяковке Тамара Шахматова и Юлия Федорова сами окончили курс «Формы и методы работы библиотек по финансовой грамотности» на базе Центра финансовой грамотности при Российском университете имени Плеханова. В планах у сотрудников библиотеки и работа с пожилым населением, потому что люди старшего поколения недостаточно грамотны в финансовом плане.
«Для занятий по финансовой грамотности в библиотеке мы привлекаем специалистов банковского дела. С 2011 года у нас проводились Дни финансиста со студентами КГУ, АТИСО, института управления и права. Мы приглашали специалистов из Сбербанка, а сейчас договорились о сотрудничестве с Центробанком, они тоже заинтересованы в финансовой грамотности населения», – рассказывают в Маяковке.
Ближайшие занятия по азбуке денег состоятся для школьников 1-4 классов в Нескучном саду (ЦПКиО) 5 и 12 августа в 16 часов. Детей ждут увлекательные игры «В поисках клада» (6+) и «Путешествие в страну финансов» (6+).
Теги: деньги, дети, финансовая грамотность
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости