Бьют не по-детски

курган новости

Курганский психолог рассказала, почему подростки совершают преступления

«Подростка будут судить за истязание несовершеннолетних», «несовершеннолетний совершил разбой», «подросток обстрелял машину ДПС из пневматического оружия» — новости про детскую жестокость не сходят с информационных лент.

Очередное громкое ЧП с участием подростков недавно произошло в Свердловской области: школьники жестоко избили сверстницу, сняли это на видео и выложили в Интернет. Такие случаи, увы, не редкость. Почему дети совершают преступления и не испытывают жалости к своим жертвам? Старший преподаватель кафедры психологии Курганского госуниверситета Юлия Малюшина много лет работает с несовершеннолетними правонарушителями, и разработала методику, с помощью которой можно определить, что формирует у них криминальное поведение.

новости курган

«Тебе слабо?»

— Юлия Алексеевна, расскажите о вашей методике?

— Методика «Доминирующий криминальный мотив» позволяет выявить подростков, относящихся к группе риска по девиантному поведению, и основной мотив, который формирует у них криминальное поведение. Другими словами, благодаря этой методике мы можем понять, склонен ли конкретный подросток к совершению преступлений и что им движет. Отталкиваясь от этого, специалисты дальше смогут корректировать эти «мишени».

— Кого-то уже тестировали?

— Мы третий год сотрудничаем с областным департаментом образования и науки, и продиагностировали по этой методике достаточно большое число ребят. В большинстве случаев у них доминируют такие мотивы, как самоутверждение и игровой мотив.

Подросткам важно мнение сверстников. Поэтому многие совершают преступления, чтобы самоутвердиться, так скажем, «на слабо». Эта фраза «А тебе слабо?» толкает их не только на преступления, но и к употреблению наркотиков и алкоголя.

Компьютерные игры тоже серьезно влияют на детей. У подростков формируется виртуальное сознание, они целиком погружаются в игру и реальность для них перестает существовать. Ребенок не воспринимает ценность жизни так, как ее воспринимают другие люди. В игре ведь много жизней, потерял одну – будет другая…

— Чем дети объясняют свои преступления?

— У меня был подросток, который совершил грабеж, чтобы получить признание в кругу своих сверстников. Он рос в неблагополучном районе, где его не принимали за своего. Пошел на преступление, чтобы самоутвердиться. В его случае это и есть доминирующий криминальный мотив.

Когда мы беседовали с ним, я спросила: «Тебе стало легче после этого?». Он ответил: «Нет. Сейчас я понял, что натворил. Это не стоило того».

Помню еще один случай. Там подросток совершил несколько убийств. У него были ярко выражены агрессивный и аморальный мотивы, когда агрессия сопровождается отсутствием у человека моральных ценностей.

— Почему дети становятся такими?

— На это многое влияет: наследственность, социум, экономическая и политическая ситуация, отношения в семье.

Мотивационная сфера личности включает в себя четыре основных фактора: эмоциональный, индивидуально-личностный, когнитивный и поведенческий.

Возьмем эмоциональный фактор – здесь одной из детерминант является зависть и обида на родителей или себя. У ребенка возникает вопрос: «Почему у других лучше, чем у меня?».

Когнитивный фактор показывает, сформировано у человека правосознание или нет. Каждый из нас в своей жизни совершал какой-нибудь проступок. Безупречных нет. Но большинство из нас не стали правонарушителями в дальнейшем. Потому что мы боимся наказания. У нас расширенная перспектива – мы осознаем последствия. У подростков эта перспектива суженная. Они совершили проступок – на эмоциях, для самоутверждения или игры, но не понимают, что будет дальше.

— Дети жестоки. Неужели у них нет сочувствия, жалости, сострадания к своим жертвам?

— Подростки часто нападают группой и под воздействием алкоголя или наркотиков. В таком состоянии, как говорится, море по колено. Они могут специально спровоцировать человека, чтобы напасть. Когда один начинает бить, подключается второй и третий. Они входят в агрессивный раж, состояние безумия и не могут остановиться, тормоза не срабатывают. Поэтому и забивают до полусмерти.

Как показывает моя практика, девочки более жестоки, чем мальчики. Потому что они вообще не признают авторитеты. Помню случай, когда девочки сильно избили женщину. Просто напали на нее и начали бить. Когда я задала вопрос: «Зачем вы это сделали?» Они так вальяжно ответили: «Да, так…Нечего было нам на дороге попадаться». Меня это просто потрясло.

— Чем это объяснить?

— Семьи у всех вполне нормальные. Если говорить конкретно про этот случай, то свою роль сыграл алкоголь, чувство «взрослости» и непризнание авторитета.

А если говорить в целом про подростков, то здесь свое влияние оказывают, в том числе, компьютерные игры, безнаказанность. Любая безнаказанность порождает преступления.

— Что делать?

— У ребенка должны с детства формироваться определенные ценности и правосознание. Кто формирует ценности? Семья, школа, учреждения дополнительного образования, религия. И слаженно должна работать вся система профилактики. Нужно постараться изменить ребенка и помочь ему встать на правильный путь.

— Из таких подростков еще можно сделать нормальных людей?

— Мне очень нравится высказывание польского сатирика Станислава Ежи Леца: «Будущее несовершеннолетних преступников достаточно сомнительно. Из них еще могут вырасти добропорядочные люди». С помощью моей методики мы можем определить доминирующий криминальный мотив, и, зная это, дальше заниматься коррекцией.

— Как подобрать ключ к ребенку?

— Надо любить детей и видеть в них личность. Ошибка многих родителей в том, что они хотят воплотить в своих детях то, что не реализовали в себе. Но надо понимать: ребенок — это ваша частичка, но это другой человек, отдельная личность.

И еще момент: когда работаешь с подростками, не должно быть фальши. Они ее очень тонко чувствуют.

Это жестоко

— Как жестокость родителей влияет на детей?

— Есть тонкая грань между жестоким обращением с детьми и возникновением у них криминальной мотивации.

Дети порой становятся свидетелями конфликтов родителей, убийств, насилия в отношении членов семьи. А также сами подвергаются насилию: физическому, психологическому, сексуальному. Это накладывает свой отпечаток и проявляется в дальнейшем.

Мальчики становятся более агрессивными, и по отношению к другим людям совершают те же действия, которые совершили с ними. Это своего рода вызов обществу или месть.

У девочек формируется позиция жертвы, они воспринимают насилие по отношению к себе как норму и в дальнейшем позволяют так с собой поступать другим людям.

Жестокость со стороны родителей может проявляться как агрессией вовне, так и внутрь. Ребенок может заниматься самобичеванием, саморазрушением, вплоть до попыток суицида. К сожалению, часто дети совершают эти поступки только для того, чтобы как-то привлечь к себе внимание.

— Что родителей делает жестокими?

— Проблема жестокого обращения с детьми представляет собой классическое пересечение индивидуальных, семейных и общественных проблем. Этот негативный опыт накапливается и передается из поколения в поколение. То есть возникает определенный стереотип. Поэтому нужно уже сейчас, пока эти дети не завели свои семьи, корректировать и профилактировать это поведение.

— Вы как психолог, сотни раз бывали в судах и были свидетелем многих трагедий, до которых доводит родительская жестокость. Есть случай, который вам запомнился особенно?

— Это произошло в Казахстане. Мальчик покончил с собой и оставил записку: «Мама прости, я без спросу съел банку варенья». Ребенок психологически не справился с угрызениями совести.

Хочу обратиться к родителям. Запреты, санкции, поощрение и похвала не должны выходить за грани разумного. Нужно разговаривать со своими детьми, чтобы они вам доверяли. Невозможно держать детей в вакууме, под каким-то колпаком. Они все равно будут взаимодействовать с разными людьми, которые, так или иначе, будут на них влиять. Но если ребенок будет знать, что у него надежная семья, которая примет его и поймет в любой ситуации, он не пойдет к чужим, в ту же криминальную субкультуру, он пойдет домой.

— Почему вы занялись проблемой детской жестокости?

— В 2001 году судьба занесла меня в профучилище №3, где я преподавала историю. Там были ребята с девиантным поведением. Работа не для слабонервных. Но у меня появилась цель — сделать из них личностей, взять на поруки. Я поняла, что мне не хватает знаний, и поступила на второе высшее – на психологию. В 2005 году защитила диплом и стала работать с несовершеннолетними правонарушителями и детьми, которые стали жертвами насилия.

С некоторыми из моих бывших учеников мы до сих пор общаемся. Не все, конечно, идеальные. Но многие выбрали правильный путь. Кто-то отслужил в Президентском полку, кто-то получил высшее образование, кто-то работает в правоохранительных органах. Они меня встречают и говорят: «А помните, вы на уроках говорили, что надо так-то и так-то? Так ведь вы правы были!». Представляете, какой это бальзам на душу!

***

Юлия Малюшина – старший преподаватель кафедры психологии КГУ, внештатный лектор УМВД России по Курганской области. Автор нескольких психологических исследований и методик по противоправному поведению несовершеннолетних правонарушителей. Более десяти лет в качестве специалиста-психолога участвует в следственных действиях и судебных заседаниях с участием несовершеннолетних правонарушителей.

В 2018 году в честь 300-летия российской полиции награждена медалью УМВД России по Курганской области «За взаимодействие».

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: , ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *