Повелители секунд

19 августа — всемирный день фотографии

Аватарки в соцсетях, лента инстаграма с фотоотчетами едва ли ни о каждом шаге, бесконечные селфи — это стало нашей повседневностью, не говоря о семейных фотоальбомах с отпечатанными снимками, которые хранятся дома в шкафу.

Фотография появилась почти 200 лет назад и прошла долгий путь от уникальных снимков до галереи на наших смартфонах. Конечно, за это время она сильно изменилась, но суть осталась та же: фиксация момента в виде изображения.

Первым закреплять изображение, полученное с помощью камеры обскура, научился французский изобретатель Жозеф Нисефор Ньепс.

Секрет да Винчи

Камера обскура известна с древних времен — ей уже более двух с половиной тысяч лет. Это светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном из матового стекла или тонкой белой бумаги на противоположной стене. Проходя через отверстие, лучи света создают на экране перевёрнутое изображение.

В XI веке арабский учёный Ибн ал-Хайсам использовал камеру обскура для наблюдения за солнечным затмением. Но самое интересное, что такое устройство использовали знаменитые европейские художники эпохи Возрождения для облегчения процесса рисования. Они использовали камеру обскура как копировальную бумагу.

Первым такую хитрость стал применять Леонардо да Винчи, его примеру последовали и другие живописцы. Чтобы не тратить дни и месяцы на зарисовки с натуры, они получали с помощью камеры обскура перевернутое изображение и прорисовывали его. Так можно было получать точные и детализированные изображения. Хитрили гении.

Фото за восемь часов

 

Изобретатель Нисефор Ньепс задумал обойтись без карандаша и красок, добившись фиксации изображения. Самая старая из дошедших до нас фотографий — снимок, сделанный Ньепсом из окна комнаты в 1826 году.

Гелиогравюра Жосефа Нисефора Ньепса «Вид из окна в Ле Гра», 1 января 1826 г., отпечатанная с литографического клише.

Ему пришлось выдерживать экспозицию длительностью восемь часов при ярком солнечном свете — столько времени должно было длиться излучение, чтобы получился хотя бы нечеткий отпечаток изображения на пластине. Представьте, что вы идете фотографироваться на паспорт, и, чтобы получить снимок, должны восемь часов просидеть неподвижно!

Луи Даггер, в честь которого первые фотографии названы даггеротипами, был художником, химиком и изобретателем. Как и его великие предшественники, камеру обскура он использовал, чтобы облегчить работу над большими картинами. Мысль закрепить изображение преследовала его, но никак не получалось воплотить ее в жизнь. Тогда он договорился с Ньепсом, и изобретатели стали работать вместе.

После множества экспериментов Даггер усовершенствовал метод проявления изображений. Он стал делать это при помощи паров ртути — картинка таким образом получалась точная и надежно закреплялась на пластине. И поскольку Ньепс рано умер, слава изобретателя фотографии закрепилась за Даггером. 19 августа 1839 года он представил изобретение широкой общественности и подарил его миру.

Горе портретистов

Скоро время экспозиции значительно уменьшилось, процесс проявления стал легче, и фотография широко распространилась и вытеснила рисованные портреты. Позировать перед камерой оказалось легче, чем перед живописцем, к тому же портрет стал точнее, да и результат — модный и современный. Поэтому многие художники стали работать как фотографы.

Сначала фотопортреты делались на медных пластинах, покрытых серебром. Фотографы экспериментировали с другими материалами, пытались закрепить снимок на бумаге, научиться делать несколько копий.

В конце позапрошлого века изобрели фотопленку с желатиносеребряной эмульсией, которую используют и сегодня. В начале ХХ века научились делать цветные фотографии, а в 1975 году инженер компании Eastman Kodak Стивен Сассун создал первый экспериментальный беспленочный фотоаппарат и положил начало цифровой фотографии, которая сегодня доступна каждому владельцу смартфона.

Документ или искусство

Фотографы создали конкуренцию художникам — и те, и другие фиксировали реальность. Фотография могла сделать это гораздо точнее, просто остановить момент. Но художники не расстроились, а заявили, что это освободило их от обязанности копировать окружающий мир и открыло свободу творчества.

Из книги Афанасия Кирхера «Ars Magna Lucis Et Umbrae» (1645). Иллюстрация модели Фридриха Риснера

Поначалу фотография действительно была документальной — давала точную картинку, которую можно использовать для изучения прошлого или доказательства какого-то факта. Но снимки быстро научились ретушировать (закрашивать лица нежелательных людей на фото, например, не говоря уже о современных возможностях фотошопа). К тому же два разных фотографа могут запечатлеть один и тот же вид совершенно по-разному — точно так же, как два художника. Так что вскоре свобода творчества пришла и в фотографию.

Почти сразу после своего распространения фотография стала одним из видов искусства. Сегодня миру известно множество фотохудожников, создающих снимки, которые можно рассматривать не меньше, чем гениальную картину. Как и живописцы, они используют приемы построения композиции, игры света и линий, по которым скользит взгляд человека, передают своими работами настроение и идею.

Так что настоящая фотография — искусство. Несмотря на то, что сегодня уже не нужно проявлять пленку, а достаточно просто нажать на кнопку камеры или смартфона. Селфи может сделать каждый, а чтобы создать фотошедевр, нужно быть современным да Винчи.

Подписывайтесь на наши новости в Телеграм

Теги: ,

Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости

Два раза в неделю – во вторник и в пятницу специально для вас мы отбираем самые важные и интересные публикации, которые включаем в вечернюю рассылку. Наша информация экономит Ваше время и позволяет быть в курсе событий.

Система Orphus

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *