В экспозицию выставки вошли более сорока произведений из собрания музея и из семейной коллекции художника.
В Курганском областном художественном музее имени Германа Травникова открылась персональная выставка живописи Владимира Чалого, приуроченная к его юбилею. Талантливому курганскому художнику, знаковой фигуре в зауральском искусстве, 24 сентября исполнилось бы 60 лет, но в 2013 году художник трагически погиб при странных, до сих пор невыясненных обстоятельствах.
Но пока живы произведения живописца, жив и он. Чалый был легендарной личностью еще при жизни, и его коллеги по кисти в один голос признают его неординарность и свободолюбивый дух его полотен.
«Для меня Володя – гений в живописи, – говорит председатель Курганского регионального отделения Союза художников России Татьяна Иванова. – Нам его сейчас очень не хватает, его новых вибраций, энергии, таланта».
Куратор выставки Светлана Кулакова рассказывает: «Он был лидером художников 80-х. Это было время перестройки в стране, жить по-старому не хотелось, а по-новому не знали, как. И художники, чтобы отказаться от ложного пафоса, что царил на официальных выставках, и в предчувствии новых перемен, ждали свободы и обращались к разным традициям – классической, авангарду, декларируя эту свободу. Но ярче и сильнее всех эту свободу в искусстве в смысле пластики, цвета, линий, композиции демонстрировал именно Владимир Чалый. Он не был одиночкой, шедшим против течения, он всех вел за собой. И все рядом с ним становились смелее, активнее, интереснее. Ощущали себя одним коллективом, которому много дано и который мог бы сделать революцию в провинциальном искусстве. Так и получилось. Владимир Чалый в этом поколении всегда оставался лидером на протяжении и последующих десятилетий».
Может, нет в том случайности, что Владимир Чалый родился в городке под названием Свободный Амурской области. Свободу в творчестве он утверждал в каждом мазке, в смелых экспериментах не только со стилями, жанрами, цветом, темами, но и в форме, взгляде на действительность.
Из города Свободный в детстве он с семьей переехал в Курган, здесь постигал азы изобразительного искусства в стенах детской художественной школы под руководством легендарного преподавателя ДХШ № 1 Леонида Пискунова. Владимир был одним из его любимых учеников. Именно Володя стал единственным, кто еще в годы учебы освоил приемы масляной живописи и провел первую персональную выставку в родной школе.
Потом была учеба в художественном училище Свердловска, Краснотурьинска, возвращение в Курган. Вместе с друзьями – молодыми художниками 80-х – Чалый принимал участие во многих интересных выставках, был принят в состав Курганского отделения Союза художников, стал лауреатом нескольких премий в области изобразительного искусства.
Его любимые жанры – портреты, композиции на мифологические, евангельские и остросоциальные темы, натюрморты. В каждой его работе видная яркая индивидуальность автора, неожиданность образных решений, его строгий и сдержанный, но часто ироничный и даже ернический стиль.
Сам художник считал своей задачей показать в своих произведениях извечную борьбу добра и зла, белого и черного, темного и светлого в людях, в жизни, в искусстве.
В экспозицию выставки вошло более сорока произведений Владимира Чалого из собрания музея и из семейной коллекции художника. Среди них знаменитый «Автопортрет», «Девушка с кувшинкой», «Похищение», «Благовещение», «Репортаж», а также менее известные произведения из его мастерской.
Его полотна говорящие, страстные. Перекликаются одной сильной эмоцией между собой картины «Агрессия» и «Война». Если «Агрессия» – это сгусток зла и жестокости, выраженный в абстрактных линиях, мрачных тонах, бьющей с холста темной энергии, то «Война» – очень реалистичная картина боя и ужаса смерти, кричащая без слов, одними красками выражающая безграничную боль.
Картина «Репортаж» была написана в 1983 году по следам военного переворота в Чили, но образы противостояния простых людей и военной махины власти остаются актуальными во все времена.
В знаменитой работе Чалого «Девушка с кувшинкой», где он запечатлел в образе прекрасной дамы свою жену, художницу Людмилу Чалую, узнаваема перекличка с титанами живописи эпохи Возрождения. В других работах он «ведет разговор» с одним из своих любимых творцов – Модильяни. В этом стиле написан его знаменитый ироничный «Автопортрет» — фигура художника с преувеличенно могучими плечами, словно на троне, восседающем на табурете с кистью и палитрой в руках. «Трудно познать самого себя. Однако написать самого себя не легче», – считал Винсент Ван Гог. И все попытки написания автопортретов – это не хвала себе, а способ самопознания и познания мира вокруг. На одной из первых выставок молодых художников 80-х, по воспоминаниям искусствоведа Любови Кочариной, Чалый представил сразу три своих автопортрета – совершенно разных, в двух из которых даже не присутствует человеческая фигура. Первый – тот, что можно увидеть сейчас на выставке, второй в виде членского билета Союза художников. «И еще один символический: хрупкая белая гипсовая рука из черной плоскости, а над ней черный ромб как дамоклов меч, который он, несмотря на свою свободу, всегда ощущал», – вспоминает Любовь Владимировна.
Много радостных открытий принесло в свое время общение с Чалым и народному художнику России Герману Травникову, чей портрет кисти живописца мы тоже можем увидеть на выставке. «Современный Дон Кихот» – таким его увидел художник Чалый.
Особое место в творчестве Владимира Чалого занимала обнаженная женская натура, жанр «ню».
«Это жанр, в котором он много экспериментировал – от оды в честь женщины до работ ироничных и насмешливых по поводу женской пластики и женского характера», – отмечает Светлана Кулакова.
Его «Красотка» чем-то напоминает кустодиевских женщин, и столь же очаровательна в своих пышных формах, картина к тому же полна доброго юмора по поводу женского самолюбования. А вот «Этюд» воспевает женскую красоту со всей ее хрупкостью и стыдливостью.
Выставка позволяет оценить новаторскую сущность творчества Владимира Чалого, настоящего реформатора в искусстве и лидера художников-восьмидесятников. У Чалого даже огнетушители становятся предметом художественного исследования, они притягивают взгляд зрителя как нечто большее, чем просто объекты.
«Всегда был и узнаваем и всегда нов», – так говорят о художнике коллеги и поклонники изобразительного искусства.
Выставка Владимира Чалого, продолжающего и сегодня удивлять зрителей, будет работать в музее до 21 сентября.
Газета Курган и Курганцы Новости Кургана не пропустите важные новости